Презентация Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника


«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»Презентацию подготовилаЛутфуллина Лилия ИлдаровнаМДОАУ детский сад с.Наумовка Что такое артикуляционная гимнастика?Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе. АктуальностьРебенок с плохой артикуляцией не умеет определять число звуков в слове; отстает во владении словарем и грамматическим строем речи; не умеет различать и выделять звуки на слух; затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.Дети страдающие различными речевыми нарушениями глубоко переживают свои проблемы.Становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников. Тормозится общее развитие детей. Цель: научить детей говорить четко, чисто и правильно. Задачи:Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.Закреплять правильное произношение звуков.Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)Отрабатывать дикцию.Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься. Вторая младшая группа- работа направлена на произношение гласных звуков.Средняя группа- формирование и закрепление правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих, сонорных.Старшая группа- овладение правильным произношением звуков.Подготовительная группа- совершенствование правильного и четкого произнесения всех звуков. Рекомендации по проведению аритикуляционной гимнастики1.Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.2. У педагога должны быть чистые руки.3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Этапы работы над артикуляционной гимнастикойДыхательная гимнастика (1-2 упражнения)Артикуляционные упражнения: упражнения для губ, упражнения для губ и щек.Отработка звуков в скороговорках и чистоговорках. Правила при разучивании скороговорокПроговаривать скороговорку нужно медленно. Нельзя скороговорки говорить быстро.Произнесение текста шепотом, вслух, медленно и четко.Проговаривание скороговорки плавно, с постепенным переходом к быстрому проговариванию. Чистоговорка –это речевой материал, предназначенный для отработки четкой дикции человека Спасибо за просмотр! 14.«Индюки болтают»-Языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл»15.«Орешки»-Рот закрыт-Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки-На щеках образуются твердые шарики- «орешки» 16.«Качели»-Улыбнуться-Открыть рот-Кончик языка за верхние зубы-Кончик зыка за нижние зубы17.«Часики»-Улыбнуться, открыть рот-Кончик языка (как часовую стрелку)переводить из одного уголка рта в другой 18.«Блинчик»-Улыбнуться-Приоткрыть рот-Положить широкий язык на нижнюю губу19.«Вкусное варенье»-Улыбнуться-Открыть рот-Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу 20.«Шарик»-Надуть щеки-Сдуть щеки21.«Гармошка»-Улыбнуться-Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу)-Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) 22.«Барабанщик»-Улыбнуться-Открыть рот-Кончик языка за верхними зубами : «дэ-дэ-дэ»23.«Парашютик»-На кончик носа положить ватку-Широким языком в форме «чащечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. 24.«Загнать мяч в ворота»-«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)