Конспект урока по чтению 1 класс по методике критического мышления


1 класс. Конспект урока по интерактивным технологиям «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Составила учитель Э.К. Медведева, Сакский УВК: школы I ступени – гимназии № 1 г. Саки, Республики Крым
Обучению грамоте. Развитие речи.
Teма: Слушание текста. Предугадывание.
Цель урока:
- учить детей внимательно слушать текст, оценивать действия и поступки героев;
- развивать умение предвидеть, предугадать развитие сюжета произведения, авторскую идею;
- воспитывать любовь к животным, уважение к людям, стремление быть добрым, отзывчивым.
Пособия: Карточки со слогами НО, МУ, ГО, ЛЕ, БИ; картинки и изображением собаки и щенка; карточки для чтения по слогам.
Ход урока:
I.Организационный момент. Объявление темы и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться предугадывать слоги, слова, предложения, послушаем рассказ выдающегося педагога, учителя и писателя В.А. Сухомлинского, по-
пробуем предугадать конец рассказа.
Но сначала, проведем разминку.
2.Игра «Продолжи ряд» (На доске):
А, О, У ……
Я, Е, Ё…..
Л, М, Н….
Игра «Составь слово» ( на карточках)
ДА, ДО, ДУ….
НО – (РА, ГА, ГИ, ЖИ..) ГУ – (БЫ, СИ, ЩА, ДОК…)
МУ – (СОР, КА, ЛЫ…) ЛЕ – (ТО, СЕ, ЖИ, КАРЬ…)
4.Закончите пословицы. Чистое проговаривание пословиц повторно.
1) Речь xopoшa короткая, а веревка ... (длинная)
2) У ленивой лошади всегда повозка ... (тяжела)
3) Мир строит, а война... (разрушает).
4) Смелый побеждает, а трус... (погибает).
5) Jlасточка день начинает, а соловей... (кончает).
6) Труд кормит, а лень... (портит).
7) Лeтo собирает, а зима... (прибирает).
5. Чтение рассказа «Старый пес» В.А.Сухомлинского с предугадыванием.
-Ребята, рассказ называется « Старый пес». Судя по названию, попробуйте угадать, о чем пойдет речь в тeкстe. Дети пробуют рассказать.
Далее учитель читает текст с остановками. Дети предугадывают продолжение.
Старый пес
Был у Человека верный друг - Пес. Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил: - Значит, ты уже не узнаешь меня?
Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя!
1-я остановка.
Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую, и сказал щенку:
- Живи здесь.
Старый Пес спросил у человека: - Зачем тебе еще один пес?
2-я остановка
- Чтобы тебе не было скучно, - сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на траве кувыркался, играл Щенок.
Василий Сухомлинский
После прочтения - беседа:
- Понравился рассказ? Чем?
- Что вам хочется сказать о Человеке? Какой он? Как бы вы поступили на его мecтe?
- Я вижу, как вас взволновал этот рассказ, вы переживаете, значит у вас доброе сердце.
- Хотели бы вы передать этот рассказ? Кому?
6. Чтение рассказа детьми самостоятельно по карточкам.
(Текст адаптирован для чтения детьми - разделен на слоги.)
7. Пересказ текста Работа в парах
8. Работа с иллюстрациями (если остается время).
- Какая из этих картин соответствует нашему рассказу? Почему?