Конспект логопедического занятия по звуковой культуре речи для детей старшего возраста по теме: Звуки С-З


Конспект занятия
по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.
Тема. Звуки «С»-«З».
Цель. Развитие фонематического слуха, формирования навык дифференциации звуков.
Задачи:
- образовательные: учить детей дифференцировать звуки «с - з»; упражнять в отчетливом произношении звуков  - развивающие: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую моторику; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.
- воспитательные: учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.
Оборудование.
     Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры (синий, зелёный); фишки- солнышко; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»; предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи предложение».
Ход занятия.
Организация начала занятия.
Логопед.    Кто из вас вспомнит, какой звук слышится, когда летит комар?
Дети. З-З-З.
Логопед.  А когда льется вода?
Дети. С-С-С.
Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», изображаете полёт комара; если звук «С»- умывайтесь.
Логопед. А теперь я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте: самовар, заяц, соловей, снегирь, замок, солнце, зонт, звонок, коза, суслик.
Логопед. Внимание, задание меняется. Игра «Светофор». Звуки не называете, а сигналите светофором, «с» - синим, «з» -зелёным. Забор. синичка, самолёт, зонт, сапоги, ваза, гроза, сундук.
Основная часть занятия.
Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?
Дети. На картинке нарисовано солнце.
Логопед. Какой звук стоит в начале слова?
Дети. Слово начинается со звука «С».
(Игра продолжается с картинкой звезда).
 Логопед. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».
(На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)
Логопед. Ребята, назовите, пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с».
Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…
Логопед. А теперь слова, которые относятся к мебели.
Дети. Стол, стул, кресло…
Логопед. Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з».
Дети. Заяц, поезд, знаки, звери…
Физминутка
В огород пойдём. Урожай соберём. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Щавеля нарвём немножко И вернёмся по дорожке.
Логопед. А теперь послушайте внимательно скороговорку. Кто услышит, запомнит и назовет слова со звуком «С», тот получит солнышко.
Саша любит сушки, Соня –ватрушки.
                   Логопед.  Кто назовет слова? Дети называют и получают солнышко. Давайте хором повторим скороговорку со звуком «З».
Заиного зайку зовут Зазнайка.
Логопед. Игра «Закончи предложения».
Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Куклу купили в…(магазине). На газоне расцвели…(розы.) Жили-были старик со…(старухой). За зайцами гонится…(лиса).
Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки, а вы отгадки найдете среди картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки «с» и «з».
Гладишь-ласкает. Дразнишь-кусается. (Собака) Днём спит, ночью летает. Прохожих пугает. (Сова). Не лает, не кусает И в дом не пускает. ( Замок)
Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось на занятии? Я очень рада, что вы работали хорошо. До свидание.