Воспитательная работа и ее роль в системе дополнительного образования


Воспитательная работа в и ее роль в системе дополнительного образования.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Помимо этого необходимо вести постоянную воспитательную работу внутри непосредственно каждого детского объединения.
Цель воспитательной работы в объединении – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.
Задачи:
способствовать активизации и ориентации интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.
изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
воспитывать бережное отношение к природе;
создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;
развивать творческую деятельность;
развивать активную жизненную позицию ребенка.
внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов («посвящение», «заповеди воспитанника»)
Педагог дополнительного образования, как воспитатель нет на себе следующие функции:
1Воздействие педагога на ученика:
изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его интересов;
программирование воспитательного воздействия;
реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
анализ эффективности индивидуальных воздействий.
2. Создание воспитывающей среды:
сплочение коллектива;
формирование благотворной эмоциональной обстановки;
включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
развитие детского самоуправления
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
социальная помощь семье;
нейтрализация негативных воздействий социума;
взаимодействие с другими учреждениями.
Следуя данным принципам педагог Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.