Статья на тему :Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы МОУ Майская гимназия

Цабренко Г.Н.
учитель истории и обществознания
МОУ «Майская гимназия Белгородской области»
Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы МОУ «Майская гимназия»
В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения.
Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части молодого поколения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, к сожалению, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность [1]. Именно поэтому патриотическое воспитание в современной школе имеет особое значение.
Целью данного направления воспитательной работы в Майской гимназии является воспитание у гимназистов способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства, воспитание уважительного отношения к своей истории, к языку, традициям и обычаям.
Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования и выстраивает систему патриотического воспитания на основе лучших традиций и собственного выбора учащихся. Этой цели подчинены и формы, и содержание работы по данному направлению.
Традиционными в гимназии стали коллективные творческие дела: Акция «Свечи Беслана», посвящение в гимназисты, деловая игра «Выборы», встречи с офицерами запаса Вооруженных сил России, уроки мужества «Во славу отечества», смотр строя и песни «Аты-баты, шли солдаты!», акция «Ветеран рядом с нами». В рамках празднования Дня Победы в гимназии проходят тематические классные часы с приглашением ветеранов, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны.
В целях успешной работы по гражданско-патриотическому воспитанию гимназия тесно сотрудничает с областным краеведческим музеем, районным Домом народного творчества, Советом ветеранов Майского сельского поселения, библиотеками поселка и г. Белгорода.
Музей гимназии является центром гражданско-патриотического воспитания гимназистов. На базе музея проводятся встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, классные часы. В музее успешно ведется поисковая работа по нескольким направлениям: сбор материалов о ветеранах ВОВ и ветеранах боевых действий в Афганистане; о народных мастерах поселка; сбор материалов о Белгородской и семейной геральдике; начата работа над проектом «Поселок Майский. Память о Великой Отечественной войне». Большой популярностью среди гимназистов пользуется исследовательская деятельность, которая проводится на базе ученического научного общества «Историческое краеведение». Основным направлением исследовательской деятельности нашего музея являются: «История поселка Майского - народные мастера», «Мои замечательные земляки», «Геральдика и родословие – история и символика белгородской и семейной геральдики», «О чем рассказывают гербы Белгородчины», «История Майской гимназии», «Война в судьбах наших односельчан», «Создание Книги Памяти о наших земляках участниках Великой Отечественной войны».
В течение учебного года классные руководители организуют экскурсионные поездки на Прохоровское поле, в музей-диораму Курской битвы, в Белгородский государственный историко-художественный музей Курской битвы.
Гражданско-патриотическое воспитание в гимназии направлено также на формирование правовой культуры и законопослушности, формирование навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. С этой целью в гимназии создан и успешно функционирует клуб будущих избирателей «Я – гражданин России». В течение учебного года проводятся открытые заседания клуба, в рамках Единого Дня молодого избирателя организуются правовые игры для учащихся 10-х и 11-х классов. Клуб будущих избирателей гимназии является настоящей школой гражданственности для гимназистов. Выстраивая систему гражданско-патриотического воспитания следует помнит, что патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания растущих граждан, важнейший ресурс социальной энергии, направленной на возрождение страны, ее экономики, культуры, обороноспособности [2].



Литература

Агапова, И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-Пресс, 2002, – 214 с.
Августевич, И.И. История школы и педагогики России 1917 – 1992 гг.: учеб. пособие. Москва – Белгород, 1994, – 105 с.


15