Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 2 из двух)

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 2 из двух. (Серия «ФГОС»).

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных (продолжение темы).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:
- углубить знания учащихся о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

Задачи:
1) обучающие:
- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
2) развивающие:
- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: обсуждение заданий и вопросов; работа по вариантам; комментированное письмо; выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Устный теоретический опрос:
1). Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?
2). Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.
3). Как образуются формы простой и составной сравнительной степени? Приведите примеры.
4). Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной степени?

Упражнение № 333.

II. Закрепление знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Работа с учебником.

Упражнение № 334: письменно (по заданию) в тетради с последующей проверкой.

Упражнение № 336: обсуждение заданий и вопросов. Также поясняется учителем понятие «синтаксическая синонимия»: Солнце больше Земли – Солнце больше, чем Земля. Комментированное письмо на доске и в тетрадях.

Упражнение № 337: выполнение по вариантам (1-й вариант – под цифрой № 1; 2-й вариант – под цифрой № 2).

Упражнение № 338: чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: вставьте на месте пропусков прилагательные (см. слова для справок) в форме сравнительной степени; подчеркните их как члены предложения:
(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / () роз благоуханье, / () голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).
(2) Мой младший брат меня (), / ) Мой младший брат меня (), / Мой младший брат меня (), / (..) и (). (И. И. Шкляревский).
Слова для справок: жаркий, звонкий, сильный, умный, добрый, решительный, храбрый.
Ключ:
(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / Жарче роз благоуханье, / Звонче голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).
(2) Мой младший брат меня сильнее, / ) Мой младший брат меня умнее, / Мой младший брат меня добрее, / Решительнее и храбрее. (И. И. Шкляревский).


Задание № 2: подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их степень сравнения:
(1) Леса вдали виднее, / Синее небеса. / Заметней и чернее / На пашне полоса, / И детские звончее / Над лугом голоса. (А. А. Блок).
(2) Снега синей, снега туманней, / Вновь освежённей дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний / И грусть серебряной зимы. (А. Белый).
(3) Неба чистейшая просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего снега, / Белейшего снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).
(4) Что может быть милее / Бесценного родного края? / Там солнце кажется светлее, / Там радостнее нива золотая, / Прохладней легкий ветерок, / Душистее цветы, / Там холмы зеленее, / Там сладостней журчит поток, / Там соловей поет звучнее. (Н. М. Языков).
Ключ:
(1) Леса вдали виднее (простая сравнительная степень), / Синее (простая сравнительная степень) небеса. / Заметней (простая сравнительная степень) и чернее (простая сравнительная степень) / На пашне полоса, / И детские (относительное прилагательное, степень сравнения не определяется) звончее (простая сравнительная степень) / Над лугом голоса. (А. А. Блок).
(2) Снега синей (простая сравнительная степень), снега туманней (простая сравнительная степень), / Вновь освежённей (простая сравнительная степень) дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний (положительная степень)/ И грусть серебряной (положительная степень) зимы. (А. Белый).
(3) Неба чистейшая (простая превосходная степень) просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего (простая превосходная степень) снега, / Белейшего (простая превосходная степень) снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).
(4) Что может быть милее (простая сравнительная степень)/ Бесценного (положительная степень) родного (положительная степень) края? / Там солнце кажется светлее (простая сравнительная степень), / Там радостнее (простая сравнительная степень) нива золотая (положительная степень), / Прохладней (простая сравнительная степень) легкий (положительная степень) ветерок, / Душистее (простая сравнительная степень) цветы, / Там холмы зеленее (простая сравнительная степень), / Там сладостней (простая сравнительная степень) журчит поток, / Там соловей поет звучнее (простая сравнительная степень).

Задание № 3: образуйте от прилагательных формы простой сравнительной и простой превосходной степеней; суффиксы прилагательных выделите:
Образец: красивый – красивее – красивейший.
(1) Сладкий, (2) далекий, (3) хороший, (4) горький, (5) дорогой, (6) богатый, (7) страшный, (8) молодой, (9) жесткий, (10) крутой, (11) маленький, (12) узкий, (13) мелкий, (14) мощный, (15) плохой, (16) строгий, толстый, (17) здоровый, (18) широкий, (19) дешёвый, (20) упругий, младший, (21) чистый, (22) твердый.
Ключ:
(1) Сладкий
(2) далекий – дальше – простая превосходная степень не образуется.
(3) хороший – лучше - простая превосходная степень не образуется.
(4) горький – горше – горчайший.
(5) дорогой – дороже – простая превосходная степень не образуется.
(6) богатый – богаче – богатейший.
(7) страшный – страшнее – страшнейший.
(8) молодой – моложе – простая превосходная степень не образуется.
(9) жесткий – жестче - простая превосходная степень не образуется.
(10) крутой – круче – простая превосходная степень не образуется.
(11) маленький – меньше - простая превосходная степень не образуется.
(12) узкий – у
·же – простая превосходная степень не образуется.
(13) мелкий – мельче – мельчайший.
(14) мощный – мощнее – мощнейший.
(15) плохой – хуже - простая превосходная степень не образуется.
(16) строгий – строже – строжайший.
(17) здоровый – здоровее – здоровейший.
(18) широкий – шире – широчайший.
(19) дешёвый – дешевле – дешевейший.
(20) упругий – упруже - простая превосходная степень не образуется.
(21) чистый – чище – чистейший.
(22) твердый – тверже – твердейший.

Задание № 4: образуйте степени сравнения прилагательных (простые и составные); выделите суффиксы:
Образец: хи
·трый – хитре
·е – более (менее) хи
·трый – хитре
·йший – самый хи
·трый – наиболее (наименее) хи
·трый – всех (всего) хитре
·е.
(1) Бойкий, (2) звонкий, (3) красивый, (4) хороший, (5) сладкий.
Ключ:
Степени сравнения прилагательных

Положительная
Сравнительная
Превосходная


Простая
Составная
Простая
Составная

Бойкий
бойчее
более (менее) бойкий
---
самый бойкий, бойчее всех

звонкий
звонче
более звонкий
звончайший
самый звонкий, звонче всего (всех)

красивый
красивее
более красивый
красивейший
самый красивый, красивее всего (всех)

хороший
лучше
более хороший
---
самый хороший, лучше всего (всех)

сладкий
слаще
более сладкий
сладчайший
самый сладкий, слаще всего (всех)


Задание № 5: выпишите словосочетания «существительное + прилагательное»; у прилагательных определите степень сравнения, выделите суффиксы и окончания:
(1) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) (2) Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (А. Ахматова) (3) Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (К. Паустовский) (4) Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (С. Аксаков)
Ключ:
(1) Людей бесслезней (простая сравнительная степень); людей надменнее (простая сравнительная степень); людей проще (простая сравнительная степень); (2) имя сладчайшее (простая превосходная степень); для губ людских (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует); (3) самое большое (составная превосходная степень) счастье; самое простое (составная превосходная степень) счастье, самое бесхитростное (составная превосходная степень) счастье; в лесном (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; в Мещерском (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; (4) из самых честнейших (составная превосходная степень) людей; из самых любезнейших (составная превосходная степень)людей.

Домашнее задание: § 57; упражнения № 335 или 339 (на выбор).

 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.











15