Урок русского языка в 6 классе Степени сравнения имён прилагательных.


Тема урока. Степени сравнения имен прилагательных.
Прилагательные в сравнительной степени.
Цели урока.
образовательная: дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развивать творческую фантазию; развивать умение обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи уч-ся.
воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; продолжать воспитание трудолюбия и аккуратности.
познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи урока:
приобретение знаний в образовании простой и составной формы сравнительной степени прилагательных;
формирование умения использоватьприлагательные в простой и составной форме в речи и умения распознавать их в тексте;
совершенствование умений и навыков письменной речи.
Оборудование урока: м/медийный проектор, презентация, карточки, тетради, учебник.
Тип урока комбинированный.
Ход урока.
Всё познаётся в сравнении.
I. Организационный момент.
Проверка состояния рабочего места.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
II. Мозговой штурм
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами очередной урок – путешествие в страну Прилагатинск. Чтобы отправиться в путешествие, мы должны получить проездные билеты. Для этого ответьте на вопросы:
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).
Молодцы, ребята, все вспомнили.
Ну что, в дорогу?
II. Запись числа и темы. Постановка целей и задач. Мотивация.
Первая остановка на станции «Сравнительная»
- Как понимаете слова эпиграфа?
- Что мы можем сравнивать? (предметы, признаки, действия, числа)
- Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться сравнивать, потому что тема урока «Степени сравнения имён прилагательных».
- Какие цели поставим на урок? (слайд 1)
Вспомнили-
Узнаем-
Научимся-
- Зачем, ребята, нам нужно изучать эту тему? Где она нам может пригодиться?
III. Изучение нового материала.
1. Вторая остановка на станции «Исследовательская».
Наша задача узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.
(Слайд 2)
- Охарактеризуйте предметы, какие они?
- К какой части речи относятся слова «большой », «высокий», «длинный»? (Прилагательные)
- Как вы определили? (По вопросу какой? )- А теперь сравните парные предметы по величине, высоте, длине. (Красный цветок выше жёлтого. Красная машина длиннее зелёной).-Значит, сравнивая предметы, мы получили новые слова, новые прилагательные : выше, ниже, больше, меньше, короче, длиннее.
- Это сравнительная степень имён прилагательных. Она показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.
З: Сравните себя с одноклассниками возрасту, настроению, по силе.
(Слайд 3)
- Какое озеро на земле самое глубокое? Сравните озеро Байкал по глубине с другими озёрами. (Озеро Байкал – глубочайшее (самое глубокое) озеро в мире).
-Это, ребята, превосходная степень имён прилагательных. Она показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому – либо признаку. (Слайд 4)
2.Работа с учебником упр 281(устно)
З: Прочитайте предложения, найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Аргументируйте свою точку зрения.
3. Молодцы, справились с заданием.
Но мало знать , что есть степени сравнения имён прилагательных. Нужно уметь их образовывать и правильно употреблять в речи.
Следующая остановка на станции «Теоретическая»(Слайд 5, 6)
-Рассмотрите таблицу. Какие 2 формы имеет сравнительная степень имён прилагательных?
- От чего и с помощью чего образуется простая сравнительная степень имён прилагательных? (От основы прилагательного с помощью суффиксов –е, -ее, -ей, -ше)
- От чего и с помощью чего образуется составная сравнительная степень имён прилагательных? (Путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного).
- Давайте понаблюдаем, как будут изменяться прилагательные в простой и составной сравнительной степени. (Слайд 7, 8).
- Молодцы, ребята!
-А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте теоретический материал на стр. 116-118 и скажите, чего при объяснении не было сказано? (Прилагательные в простой сравнительной степени являются в предложении сказуемым, а в составной степени – сказуемым или определением).
- Докажем это
З: Найдите грамматическую основу предложений, задайте к прилагательным в сравнительной степени вопрос и определите, какими членами предложения они будут. (Работа у доски и в тетрадях).
Здоровье дороже золота. Наденьте пальто потеплее. Наши доводы более тонкие и глубокие.
Вывод: что узнали сегодня о сравнительной степени имён прилагательных?
-Какие бывают степени сравнения?
-Что показывает сравнительная степень?
-Что показывает превосходная степень?
- Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?
- А как – составная?
-Как изменяются прилагательные в простой сравнительной степени?
-Как изменяются прилагательные в составной сравнительной степени?
-Каким членом предложения бывают прилагательные в простой сравнительной степени?
-Каким членом предложения бывают прилагательные в составной сравнительной степени?
. Закрепление изученного.
- Молодцы, путешествуем дальше. Следующая станция – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнения.
1.Упр 282 устно по цепочке.
Молодцы! Следующая станция «Физкультурная» (физминутка)1. Зарядка для глаз.
2. - Встаньте, ребята, из-за парт, повернитесь, пожалуйста, к соседу сзади (справа, слева), сравните друг друга по росту, сравните длину рук, волос. Составьте предложения с прилагательными в сравнительной степени.
-Молодцы, ребята! Садитесь. Продолжаем наше путешествие по станции «Практическая»
2. Упр 283 письменно по заданию (1 ученик у доски).
3.Упр 284 письменно по заданию, первое слово устно вместе, затем самостоятельно (1 ряд- «ясный», 2 ряд – «опасный», 3 ряд – «безжалостный»). Устно составить одно предложение.
Проверка.
4.А теперь станция «Ошибочная». (слайд 9)
Часто, плохо усвоив тему «Степени сравнения имён прилагательных», люди допускают ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степеней сравнения. Определите, в чём ошибка, исправьте и объясните исправление.
Волга ширее Дона. Развитие событий в фильме становится более интереснее. С наступлением весны дни становятся длиньше. Из двух зол выбирай более меньшее. Ничего нет красившее природы родного края.
(Нельзя 2 раза употреблять ее, )5.. Молодцы, ребята! Справились. А теперь последняя станция «Творческая»
1) Для слабых учеников проверочная работа
А) Образуйте сравнительную степень прилагательных
Прилагательное в простой форме сравнительной степени в составной форме сравнительной степени
красивый твердый крутой густой простой громкий сладкий легкий Б) Раскройте скобки и запишите прилагательное в сравнительной степени.
Старый друг (лучший) новых двух. Утро вечера (мудрёный). В бою бьёт, кто (упорный) и (смелый), а не кто (сильный). Уговор (дорогой) денег. У мрачного и веселье (скучный), у весёлого и скука (весёлая).
2) Для сильных учащихся создать текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные в сравнительной и положительной степени.
В этом году зима … ………, чем в прошлом. Декабрь. Небо, по сравнению с ноябрём, стало……. ., Снег ……… . Деревья ……….. . Настроение с каждым днём становится ……………, потому что скоро Новый год.
3) Проверка выполнения творческого задания.
IV. Итог урока.
-Молодцы, ребята!
Последний наш островок «Рефлексивный»
Учить ребят делать выводы о проделанной работе.
1) - У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. (Слайд 13.)
Сегодня на уроке
·         Я открыл…
·         Я научился…
·         Я постарался…
·         Я вспомнил…
. Я узнал ……….., чем…..
·         Мне понравилось…
·         Мне было трудно…
·         Мне было интересно…
2) Игра «Хвастунишка». Используя прилагательные в сравнительной степени, опишите, какими вы были сегодня на уроке. (Я была самая умная. Я был самый молчаливый и т.д.)Домашнее задание упр. 286 или 285 (по выбору учащихся), параграф 49.
 Выставление оценок
Спасибо за урок!