Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлениюВесёлая геометрия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска Алтайского края

Рассмотрено
на МО учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
Протокол № 5
от 20.05.2015 г.
Согласовано
зам. директора
МБОУ «СОШ № 1»
____________/ В.В.Шипилова
20.05.2015г.
Принято
педагогическим советом
МБОУ«СОШ №1»
Протокол № 1
от 28.08.2015г.
Утверждаю
директор
МБОУ «СОШ №1»
_________/О.Н. Викарчук
Приказ от 31.08.2015 г.
№ 210







Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Веселая геометрия»

2-г класс





Учитель: Шестакова Т.Ю.
Квалификационная категория: первая
















2015 – 2016 учебный год




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Стр.

Пояснительная записка 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета .5
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания5
Перечень учебно-методических средств обучения ..6
Календарно-тематический поурочный план . 7
Лист корректировки рабочей программы9









































I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Весёлая геометрия» для 2 класса г составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Плана внеурочной деятельности МБОУ « СОШ № 1» на 2015-2016 учебный год.
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Веселая геометрия» во 2 классе.

Весёлая геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Данный курс вводится за счёт организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов по общеинтеллектуальному направлению.


Цель курса:
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Задачи курса:
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
формирование усидчивости и терпения;
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Общий объём: во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Программа и содержание курса «Веселая геометрия» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание курса
2 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.
Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем.
Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в городской олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов (3ч.) Математический КВН, игра «Умники и умницы», круглый стол «Подведем итоги».





















1.1 Планируемые результаты изучения внеурочного курса
«Весёлая геометрия»

2 класс

К концу обучения по данному курсу учащиеся должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
способы решения головоломок, шарад, ребусов;
биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».


1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания


Курс «Весёлая геометрия» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Допускается оценка в баллах, которая заносится в паспорт проекта. Возможна оценка в виде рецензии или отзыва на выполненную работу (вместе с её фотографией), которую следует помещать в портфолио учащегося.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.






1.3 Перечень учебно – методических средств обучения

Учебник, учебное пособие


Дополнительная литература для учителя и учащихся.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
Белошистая А.В. Наглядная геометрия во 2 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Наглядный материал
макеты геометрических фигур

Оборудование, приборы
линейка
циркуль
таблица разрядов
макеты геометрических фигур
палочки

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - детские электронные презентации и клипы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – игры, презентации в начальной школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - открытый класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])













Тематический план курса «Весёлая геометрия»
(34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю)

№ пп

Дата
Наименование тем
Количество
часов




1.Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.).


1
1.1
02.09
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1




2.Числа и операции над ними (8ч.).


2
2.1
09.09
Знакомство с интересными приемами устного счёта.
1

3
2.2
16.09
Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами.
1

4
2.3
23.09
Коллективный счёт. Числа-великаны.
1

5
2.4
30.09
Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Математические горки».
1

6
2.5
07.10
Практикум «Подумай и реши».
1

7
2.6
14.10
Знакомство с элементами знаковых систем.
1

8
2.7
21.10
Сравнение фигур. Квадрат.
1

9
2.8
28.10
Геометрические фигуры.
1




3.Занимательные задачи (10ч.).


10
3.1
11.11
Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными.
1

11
3.2
18.11
Загадки - смекалки.
1

12

3.3
25.11
Обратные задачи.
1

Итого за 1 триместр:12ч.

13

3.4
02.12
Задачи с изменением вопроса.
1

14
3.5
09.12
Решение олимпиадных задач.
1

15
3.6
16.12
Решение олимпиадных задач.
1

16
3.7
23.12
Решение задач международной игры «Кенгуру».
1

17
3.8
13.01
Решение нестандартных задач.
1

18
3.9
20.01
Решение нестандартных задач.
1

19
3.10
27.01
Задачи с многовариантными решениями.
1




4.Учимся отгадывать ребусы (3ч.).


20
4.1
03.02
Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
1

21
4.2
10.02
Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
1

22
4.3
17.02
Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
1




5.Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.).


23
5.1
24.02
Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление. (Практическая работа)
1

Итого за 2 триместр:11ч.

24
5.2
02.03
Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление. (Практическая работа)
1




6.Олимпиады, конкурсы (3ч.).


25
6.1
09.03
Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике. (Практическая работа)
1

26
6.2
16.03
Участие в городской олимпиаде по математике. (Практическая работа)
1

27
6.3
23.03
Участие в международном конкурсе «Кенгуру». (Практическая работа)
1




7.Наглядная геометрия (3ч.).


28
7.1
06.04
Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме.
1

29
7.2
13.04
Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара.
1

30
7.3
20.04
Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
1




8.Жизнь замечательных людей (2ч.)


31
8.1
27.04
Знакомство с великим математиком древности Архимедом
1

32
8.2
04.05
Знакомство с великим математиком древности Пифагором.
1




9.Подведение итогов (3ч.)


33
9.1
11.05
Математический КВН
1

34
9.2
18.05
Игра «Умники и умницы»
1

35
9.3
25.05
Игра «Умники и умницы»
1

Итого за 3 триместр:12ч.
Итого за год: 35ч





III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока
по плану
Дата проведения
по факту
Содержание корректировки
(тема урока)
Обоснование проведения корректировки
Реквизиты документа (дата и
№ приказа)
Подпись заместителя директора по УВР

25.05.15 г.

На раздел № 9 добавлен 1 час
Увеличение часов на прохождение программы


Пр. МБОУ «СОШ №1» от .08 15 «О сроках и продолжительности каникул в 2015-2016 учебном году»





















































































































13PAGE 15


13PAGE 141015


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915