Учебный проект Радуга дуга внеклассное занятие

Проект
«Радуга – дуга»




Учителя начальных классов ОГБОУ«Лесно-Конобеевская школа-интернат»
Козанковой В.А.




Краткое содержание проекта

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Данный проект даёт возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, развития познавательной активности, любознательности. Проект рассчитан для детей начальной школы-интерната. В ходе проекта дети приобретают навыки самостоятельной работы, развивают умения работать в группе. Итогом нашего проекта станет отражение детьми своих впечатлений в рисунках ( создание альбома «Волшебные краски»). Реализация проекта осуществляется на уроках рисования, развития устной речи и других видах деятельности: прогулки, наблюдения, художественное творчество.


Возраст – 8-9 лет.

Проект долгосрочный.

Продолжительность проекта – 1-4 четверть.








Аннотация проекта

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании реальных знаний об окружающем мире. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетическое отношение ко всему живому.
В нашем проекте мы дадим детям положительный разряд, установку на доброе отношение друг к другу и окружающим. Закрепим представление о цветах радуги, научим определять тёплые и холодные цвета, создадим
условия для детского экспериментирования.


Цель.

Формирование у детей творческих познавательных способностей в процессе экспериментирования цветов.

Задачи:

- знакомство с системой цветов и последовательного их расположения в спектре;
- учиться различать тёплые , холодные и промежуточные цвета;
- получить краткие сведения о психологических характеристиках цветов;
- формирование цветового восприятия и художественного вкуса;
- обогащать эстетические чувства, интерес к художественному творчеству;
- воспитывать культуру общения, дружеских взаимоотношений.



Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос

Как сделать мир разноцветным?

Проблемные вопросы

- Откуда пришла радуга?
- Как нарисовать настроение?
- Как увидеть мир ярче и краше?

Учебные вопросы

- Что такое палитра?
- Что произойдёт с красками, если их смешать?
- Что такое настроение?
- Назовите весёлые цвета?
- Назовите грустные цвета?
- Какой цвет у настроения?
- Что такое радуга?
- Когда в небе появляется радуга?
- Сколько цветов в радуге?- Как запомнить их по порядку и очень быстро?
- Как позвать разноцветных зайчиков?



Результаты.

- Согласованно и дружно работать в коллективе.
- Видеть красоту, изящность, прекрасное в природе и произведениях искусства.



Продукт проектной деятельности.

Альбом «Краски радуги» (рисунки детей)
Выставка «Творческая поляна» (поделки детей)

































План работы



1. Презентация. Фотоальбомы «Времена года», слайды по теме.
2. Посещение библиотеки. Оформление книжного уголка. Загадки о природных явлениях, приметы.
3. Беседа: «Каким ты видишь солнышко?»
4. Рисование на тему «Солнышко».
5. Беседа: «Что такое радуга?»
6. Рисование радуги красками.
7. Беседа: «Значение цветов радуги».
8. Лепка. Радуга.
9. Чтение песенок, речёвок про радугу, разучивание заклички.
10. Аппликация «радуга» из кусочков бумаги.
11. Аппликация «радуга» из комочков бумаги.
12. Аппликация «радуга» из подручного материала.
13. Дидактические игры.
14. Прослушивание . Песни о радуге.
15. Просматривание мультфильма «По дороге с облаками».
16. Викторина.
17. Оформление альбомов «Краски радуги», выставка поделок «Творческая поляна».




















Презентация

Фильм «Осень».
Фильм «Осень в картинах русских художников».
Слайды «Мой край родной», «Мы рисуем осень».






Посещение библиотеки

Выбираем книги о природе.


Беседа: «Каким ты видишь солнышко?»

Цель. Обобщить имеющиеся знания о солнце, о его значении в жизни природы и человека.

Солнце греет с высоты,
Расцвели уже цветы.
Выползли букашки
Из цветочной чашки.
Солнцу очень рады
Муравьёв отряды.

Сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. Сейчас послушаем рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.
«Выплыло на небо красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу, побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червячков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.

Вопросы.

Во все ли времена года светит солнце?
Какое у нас настроение в солнечный день?
На что влияет солнечный свет и его тепло?

Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете.



- Чтение К.Чуковский «Краденое солнце»


Игра.


Солнышко лучистое,
Мы тебя встречаем!
Солнышко лучистое,
В гости приглашаем!

( Дети манят солнышко руками к себе )

Солнышко лучистое,
Попляши-ка с нами!
Мы в ладошки хлопаем,
Топаем ногами!

( Дети хлопают в ладоши, топают ногами )








Разучивание физминутки.



В гости к солнцу мы идём,
И немножко отдохнём.
Остановимся и дружно
Глубоко сейчас вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Дружный, мы, такой народ!
Дружно хлопаем,
Дружно топаем!
Хорошо мы погуляли,
Может, дети, вы устали?


Загадки о природных явлениях

1. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. Облако

2. Скачут по дорожке
Белые горошки. Град

3. Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. Туман

4. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. Молния

5. Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. Лёд

6. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А стоять не велит. Мороз

7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днём
Ищем, ищем – не найдём. Роса

8. Без ног, а бежит,
Без рук, а рукава имеет. Река

9. Стоит корыто,
Дополна водой налито. Лужа

10. Голубой шатёр
Весь мир накрыл. Небо



Приметы


К хорошей погоде.


- Насекомые, мошки, комары вьются столбом.
- Жаворонки высоко зависают в небе.
- Вечером ласточки летают высоко.
- Птицы садятся на верхушки деревьев.

К дождю.


- Цветы издают сильный запах.
- Ночная роса не просыхает.
- Комары кусают весь день.
- Воробьи купаются в пыли.

На мороз.


- Кошка дома свернулась клубком.
- Гуси хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу.
- Ворона прячет клюв под крыло.




- Осенью птицы летят высоко – тёплая зима, низко – холодная.
- Муравьи прячутся в муравейник – к снегу, дождю.
- Дождевые черви выползают на поверхность земли – пойдёт дождь.
- Воробьи громко чирикают – к ясной погоде.

Рисуем солнышко.









Природа – это прекрасный и загадочный мир, в котором много интересного, например, радуга.
Е.Благинина
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу –
Семицветную – цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму, да побегу
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?
Сказка о радуге.

В тёплые летние дни, после дождя на небе появляется большая красивая радуга. И вот в один из таких дней, дети, глядя на небо, закричали: «Смотрите, какая яркая радуга!» Она была необычно яркая, потому что в этот после дождя стояла солнечная погода, или у самой радуги было хорошее настроение. Все цвета на ней переливались: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они между собой о чём-то разговаривали. Вдруг фиолетовый цвет сказал: « Друзья, скажите мне, почему я последний по счёту? Я хочу быть первый». Все цвета посмотрели друг на друга и стали тоже думать, спрашивать, почему они стоят именно на этом месте. « А давайте поменяемся местами!» - предложил оранжевый цвет. Все согласились, но у них ничего не получилось. Тут радуга сказала: «Вы не можете поменяться местами, потому - что нас так создала природа. Не зря про вас цветов придумали стишок.
- Каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Начальная буква каждого слова означает цвет и порядок.
После того как цвета услышали про себя рассказ радуги, им не захотелось меняться. Они стали ценить своё место.
Вот почему цвета в радуге стоят именно в таком порядке.


Загадки о радуге.

1.На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.

2.Раскинулся золотой мост,
На семь сёл, на семь вёрст.

3.Разноцветное коромысло
Над дорогою повисло.

4.Семь цветов, одна дуга,
Это чудо (радуга)




Рисуем РАДУГУ


Значение цветов радуги


Красный – красота, прекрасное, символ любви, ведь недаром все сердечки красного цвета.


Оранжевый – цвет жизни, радости, силы, мужества. Оранжевый цвет улучшает аппетит.


Жёлтый – счастье, веселье, смех. Все продукты жёлтого цвета – банан, лимон, ананас, дыня, яблоко – поднимают настроение.


Зелёный – цвет упорства, постоянства, повышает уверенность в себе.


Голубой – цвет гармонии, покоя и равновесия.


Синий – цвет удачи.


Фиолетовый – человек, любящий этот цвет раним и чувствителен.


Пластилиновая РАДУГУ


Заклички, речёвки для радуги

Речёвки

В чистом небе расцветает
После дождичка дуга!
Каждый группу нашу знает:
Группа наша РАДУГА!
***

Мы как радуги цвета,
Неразлучны никогда!
***

Не смотри, что мало нас,
Мы как радуга для вас!


Заклички

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.
***
Радуга-дуга,
Перебей дождя-
Опять в ночь
Льёт во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!


Аппликация «Радуга» из кусочков бумаги


Аппликация «Радуга» из комочков бумаги


Аппликация «Радуга» из подручного материала







Песни о радуге


Мультфильм «По дороге с облаками»


Дидактические игры

«Соберём радугу»

На твёрдый картон наклеиваем цветные полоски, такие же полоски вырезаем из цветного картона; первые буквы цветов радуги написаны на квадратиках. Ребёнок раскладывает полоски по цвету рядом с карточкой или накладывая на неё; можно использовать буквы, расставляя их на полоски. Играя ребёнок может закрепить «волшебные слова» - каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Цель. Закреплять знания цветов, их расположение в радуге.



«Радуга»

Участие 8 детей.
Водящий. Считалка.
По лугу гуляли
Цветы собирали:
Красный красивый,
Оранжевый тоже,
Жёлтый на солнышко
В небе похожий,
В зелёной траве
Цветок голубой,
Синий тебе,
Фиолетовый мой!
У водящего дуги – 7 цветов радуги .Он становится в центр, остальные дети идут вокруг напевая:
Дождик льёт,
А из-за туч,
Солнышко нам светит!
Значит, будет радуга,
Радуга на небе!
Здравствуй , радуга – дуга,
Что ты детям принесла?
Входящий отвечает: «Каждому свой цвет, а какой - ответь!» и раздаёт детям полоски – дуги семи цветов радуги. Дети называют какой цвет у каждого из них. Входящий командует « раз, два , три, радугу собери!»
Дети выкладывают радугу последовательно из разноцветных дуг на столе. Викторина

На минутку в землю врос разноцветный чудо-мост. (радуга)
Назовите все цвета радуги. (красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – 7 цветов. Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
Какие цвета являются основными? (красный, синий, жёлтый)
Как получить зелёный цвет? (смешать синий и жёлтый)
Какой цвет получится при смешивании жёлтого и красного? (оранжевый)
Закончи предложение –
- Нарисую все я сказки, мне помогут в этом (краски)
7. Как получить радугу в домашних условиях? (опыты)


Дети поднимают рисунок радуги, если знают ответ.





Как получить радугу в домашних условиях ? (опыты)

Опыт №1.

Оборудование: миска, мыльный раствор, проволока.

Налить в миску воды, добавить мыло (шампунь). Свернуть проволоку в кольцо и опустить его в мыльный раствор. Подержав в растворе, аккуратно вынуть колечко из него – внутри кольца образовалась плёнка. Посмотреть под ярким светом с обратной стороны на мыльную плёнку в кольце – мы увидим радугу.




Опыт №2.

Оборудование: мыльные пузыри.

Выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.



Выставка «Творческая поляна»










Мы – большие молодцы! До свидания, РАДУГА – ДУГА!