Урок по истории на тему Возвышение Москвы

Тема: «Возвышение Москвы»
(1 час)

Цель:
Подвести учащихся к пониманию закономерностей образования Российского централизованного государства;
способствовать формированию у учащихся собственной позиции о причинах возвышения Москвы.

Задачи:
Образовательные:
способствовать усвоению учащимися особенностей процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса;
сформировать представление о том, что за руководящую роль в объединении русских земель под своей властью боролись различные князья, среди которых наиболее сильными претендентами были Московские князья;
способствовать формированию у учащихся понимания экономических и политических причин возвышения Московского княжества в XIV веке;
проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.
охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты.

Развивающие:
способствовать формированию навыков учебно-исследовательской работы;
способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников (учебного текста, документа, электронных материалов и др.);
способствовать развитию познавательных интересов учащихся, критического мышления в процессе восприятия информации и определения собственной позиции;
развивать аналитическое мышление учащихся;
продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.


Воспитательные:
вызвать интерес к истории Отечества; способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины;
продолжить воспитывать самостоятельность через ситуацию выбора;
воспитывать познавательный интерес к предмету через исторические сведения и документы;
способствовать воспитанию позитивной мотивации на учение, раскрывая патриотическую значимость материала;

Доминирующий метод: проблемный
Другие методы и приёмы:
Развитие критического мышления
Словесный
Практический (работа с документами)
Сравнительный анализ
Работа с текстом учебника

Оборудование:
Учебник: А.Н.Сахаров «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., «Русское слово», 2007г.
Дополнительная литература:
Материалы интернета ; Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
Н.М.Карамзин. История государства Российского. М., «Эксмо», 2006г., стр.335-339.
Атлас «История России с древнейших времён до начала XXI в.». Карта «Рост территории Московского княжества в 1300-1462 годах»
Раздаточный материал: фрагменты документов (В.О.Ключевский, Л.Н.Гумилёв)
ПК

Основные понятия: централизованное государство, поместье, калита, собирание земель.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления.

Уровень: 3

Этапы урока.

I. Организационный момент (2 мин.)
II. Мотивация. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, развернутые ответы учащихся) (10 мин.)

III. Изучение нового материала (25мин.)
Политический строй Руси в 14 веке.
Причины и особенности объединения русских земель.
Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.
Первые московские князья. Иван Калита.

IV. Рефлексия (заполнение таблицы, решение проблемного вопроса) (7 мин.)

V. Домашнее задание (1 мин.)





















КОНСПЕКТ УРОКА

I этап. Организационный момент.

II этап. Мотивация. (Стадия вызова)

Преподаватель. Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных, что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их»

Вопросы:
1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?
2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?
3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?
4. Вспомните, какие модели цивилизационного развития русских земель, сложились в период феодальной раздробленности?

Монголо-татарское нашествие и установление ига, усилило стремление русских княжеств к поиску собственного пути развития. Северо-Восточная Русь, в результате цивилизационного выбора Александра Невского, стала ориентироваться на союз с Золотой Ордой, закрепляя восточные черты общественного развития. А, Даниил Галицкий, заручившись поддержкой римского папы, решил оказать сопротивление монголо-татарам, сделав тем самым выбор в пользу Запада.
Перед русскими землями вновь встала задача выбора пути цивилизационного развития.

5. Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор пути общественного развития?

Предполагаемый ответ:
От того, какие княжества возглавят процесс собирания русских земель, и будет зависеть цивилизационный путь развития России.

6. Предположите, на какой теме мы должны остановиться на данном уроке?

Учащиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется тема урока и фиксируется на доске.
«Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы».

Преподаватель выдвигает проблему изучения нового материала:
Объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?

III этап. Изучение нового материала.

При изучении первого вопроса преподаватель характеризует политический строй Руси в XIV веке и предлагает сопоставить его с политическим строем древней Руси в IX – начало XII веках. Учащиеся отмечают, что в это время на Руси существовало единое государство – Киевская Русь, а затем в XII – XIII веках наступил период феодальной раздробленности, которая сохранилась и в XIV веке, хотя процесс объединения русских земель уже начался.
В тетрадях и на доске составляется схема 1:

Политический строй Руси в XIV веке

Великий князь Владимирский

Великие княжества


Московское Тверское Рязанское

Схема 1 – Политический строй Руси в XIV в.

Верховная власть над всеми землями Северо - Восточной Руси принадлежала князю владимирскому лишь номинально. С конца XIII века князья, получившие ярлык на великое княжение владимирское, оставались жить в столицах своих княжеств. Великие князья отдельных крупных земель, хотя и считались вассалами великого князя владимирского, фактически ему не подчинялись и зачастую враждовали с ним.

Вывод преподавателя
В XIV веке на Руси ещё сохранялась феодальная раздробленность, однако она уже тормозила развитие хозяйственной жизни, назревала необходимость в объединении всех русских земель в единое государство.

2-й вопрос.
Учащиеся самостоятельно, используя таблицу, определяют цели и задачи урока.

Предпосылки и особенности объединения русских земель.
Беседа, работа с таблицей (3-4 мин.)
(Таблица выводится на экран или в качестве раздаточного материала)

От раздробленности к объединению на западе и на востоке Европы
(сравнительная характеристика)

Западная Европа
Русь

Борьба монарха (короля) с крупной феодальной знатью

Королевская власть опиралась на помощь городов. Экономическая основа – рост ремесла и торговли, отмена крепостного права, зарождение раннебуржуазных элементов


Короли присоединяли к своему домену владения феодалов


Внешнеполитические факторы: Англия и Франция – Столетняя война
Отсутствие общенационального политического центра


Города не могли стать опорой объединительного процесса. Политическая основа – борьба за независимость и военное превосходство Москвы. Экономическое объединение отставало от политического. Российское централизованное государство формировалось на феодально-крепостнической основе.


Московские князья присоединяли к своей «отчине» территории других русских государств-княжеств и земель


Стремление к освобождению от ордынского ига. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды и Литвы – соперницы Москвы.



Преподаватель: обратите внимание на характерные черты процесса объединения Руси.
Запись в тетради:
-Объединение земель в единое государство связано с преодолением феодальной раздробленности;
-Объединение земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению традиций и порядков феодальной раздробленности на протяжении нескольких столетий с XII в.

Преподаватель:
Рассмотрим, что же способствовало экономическому объединению земель.
Возможна работа с учебником
Задание: найти в тексте учебника причины объединения русских земель (параграф 13 п. 4,5)

Следует отметить, что Русь “росла и укреплялась семьёй пахаря, сеятеля, идущего по бескрайней русской равнине. Этой же силой возрождалась Русь после страшного разорения. Многие секреты древних ремёсел были утрачены. Русь была отброшена назад на несколько столетий нашествием монголо-татар”. Ремесленное производство на Руси вторично проходило часть этого исторического пути, который был преодолён до Батыя.

Кроме экономических были и политические предпосылки объединения русских земель.
Для нормального развития княжеств необходима защита от поборов Орды; стремление русских земель объединится вокруг одного великого князя в надежде на защиту и снижения гнёта Орды.

Основные выводы записываются в тетрадь.
Предпосылки объединения русских земель:
1)В XIV-XV вв. заселяются и осваиваются новые земли между Окой, и Волгой и в Заволжье.
-Происходит подъём хозяйства.
-Продолжают развиваться города.
-Оживляется торговля, усиливаются экономические связи между областями, вызванные подъёмом ремесленного хозяйства.
2)Складывается новая форма землевладения – поместье - условное держание земли.
3) Память о былом единстве;
4) Стремление к освобождению от Орды
5) Общая культура, вера.

3 вопрос.
Центры объединения:
Галицко-Волынское княжество (середина 13 в.)
Великое княжество Литовское (середина 13-конец14в.)
Тверь, Москва (с начала 14в.)

Переходя к изучению третьего вопроса, преподаватель отмечает, что центром складывающегося государства стала Москва. Чем это объяснялось?

Проблемное задание:
«Почему было государству Московскому царством быти? И кто то знает, что Москве государством слыти?»
(Повесть о начале царствующего града Москвы. 17в.)
Почему именно Москва стала городом, вокруг которого сплотились русские земли?

Работа с источниками (3-4 мин.)
Предлагаются источники на розовом и синем листах, в них изложены различные точки зрения историков.
(См. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Задания к документам.
Сравните точки зрения историков на причины возвышения Москвы. Определите, какие факторы выделяют историки, а какие отвергают.
С какими доводами вы бы согласились, почему?
Что вы не приемлете в аргументации историков, почему?

При изучении третьего вопроса возможна самостоятельная работа с учебником и коллективное обсуждение вопроса (пар. 13 п. 4,5; пар. 14 п. 3,4,5,6).
В результате самостоятельной работы с документами, учебником и беседы с учащимися в тетрадях должна быть следующая запись:
Причины возвышения Москвы:
1) особенно благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства (старый центр пашенного земледелия и развития ремесла);
2) относительная отдалённость Москвы от районов постоянных вражеских набегов;
3) умелая политика Московских князей;
4) поддержка церкви (переезд митрополита всея Руси в Москву);
5) превращение Москвы в центр освободительной борьбы против ига монголо-татарских ханов.

Четвёртый вопрос разбирается методом беседы:
- кто был первым московским удельным князем?
(Иван Данилович, потому что при нём митрополичья кафедра переехала в Москву из Владимира. Москва – столица церковной Руси);
- какие князья покорились московскому князю в XV веке? (Ростовский, Галицкий);
- какими методами и как укреплял положение Москвы князь Иван Калита?

Учащиеся должны достаточно ярко представлять себе первых московских князей как феодальных правителей, не брезговавших ни какими средствами для утверждения своего господства. «Они, – говорил В.О. Ключевский о первых московских князьях: « являются зоркими наблюдателями того, что происходит вокруг них, внимательно высматривают, что лежит плохо, и прибирают это к рукам.
Московские князья, начав свое дело беззастенчивыми хищниками, продолжают его мирными хозяевами, домовитыми устроителями своего дела, заботятся о водворении в нем прочного порядка, заселяют его промышленными и рабочими людьми, которых призывают к себе из чужих княжеств, толпами покупают в Орде русских пленников и на льготных условиях сажают тех и других на своих Московских пустошах, строят деревни, села, слободы».

Политика московских князей направлена на усиление Москвы и объединение русских земель.

Работа с картой «Рост территории Московского княжества 1300 – 1462 годы»
Первоначально Московское княжество было небольшим, но Даниилу удалось значительно расширить его. В 1301 г. он отнял у рязанских князей Коломну, затем по завещанию племянника - Переяславское княжество. Присоединил Можайское княжество.
Эти территории были экономически развитыми и многонаселёнными, они открывали московским князьям пути к важным речным бассейнам.
Продолжил процесс собирания русских земель вокруг Москвы сын Даниила Московского Иван Калита.




Династия московских князей.










Иван Калита в результате сотрудничества с Ордой имел право сбора дани. Калита понял, что Орде нужен регулярный и всё возрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, которые значительную долю из того, что причиталось хану, забирали себе.
Немаловажное значение для усиления Московского княжества имел факт, что ярлык на великое княжение переходил к Москве. Это ограждало земли Владимирского княжества от грабительских набегов, обеспечивало в известной мере поддержку хана в борьбе с соперниками (например, Тверью).
Калита, став великим князем, обеспечил “тишину великую по всей русской земле”. Этот факт был оценён народом: люди увидели выгоды единовластия. Князь Иван вошёл в историю как “собиратель земли Русской”.
Важно отметить, что время для открытой борьбы ещё не наступило. Иван Калита понял политику Орды и подчинил её интересам Руси. Он расширил свои владения без междоусобиц. В состав Московского княжества при Иване Калите вошли: Белозерское, Галичское и Климское княжество.

Семион Гордый и Иван Красный, сыновья Ивана Калиты, присоединят позже к Московскому княжеству Кострому. Дмитровские земли, Калугу и Стародубские земли.
Центр христианства перемещается в Москву. Был приглашён митрополит Пётр в Москву. С этого времени Москва становится религиозным центром Руси, что придаёт ей авторитет.

Учитель, подводя итог, указывает, что XIV век стал весьма значимым в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монголо-татарам.
По четвертому вопросу преподаватель, объясняя материал, использует репродукцию картины художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели в дали врага. Все войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий зажал в руках крепкую палицу. Опытный воин дает последнее наставление своему соседу. Опираясь на копье, зорко вглядываясь вдаль старый дружинник. Впереди спокойно стоит воин-крестьянин с обнаженной головой в порванной кольчуге с боевым топором руке.
В старинной летописи записано: «И быть сеча велика и брань крепка и трус велик дело, яко не бывает от начала до князем Русским; и бился от шестого часа до девятого и прольется кровь, яко дождевая туча, и падет множество трупов обоих».
Много крови пролили русские люди на Куликовом поле из воинов, встретивших в сражении погибли более половины. Но огромное войско врага, казавшиеся непобедимым, было разбито, его жалкие остатки бежали в степь.
В ходе беседы выясняются причины победы русских воинов в Куликовом сражении, которые в ходе обсуждении записываются в тетради.



IV этап. Рефлексия.

Учитель предлагает дать оценку результатам своей познавательной деятельности на уроке. Итоги работы можно подвести, заполнив таблицу.



Да
Не в полной мере
Пока нет

Я имею определённую позицию по поставленным проблемам




Я могу аргументировать своё мнение фактами




Я могу аргументировать своё мнение рассуждениями




Этап урока, который произвел на меня особое впечатление (какой и почему)







2. Обсуждение проблемных заданий со всеми учащимися.
Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?
Какие причины предопределили лидирующее положение Москвы в собирании земель?

V этап. Домашнее задание. Параграф 13 п.4,5 и пар. 14 п. 3,4,5,6.
Начните заполнять таблицу: Объединение русских земель вокруг Москвы.
Московские князья (годы правления). Основные события. Территории, вошедшие в состав Московского княжества.












































ПРИЛОЖЕНИЕ


«Московские великие князья являются (в памятниках XIV -XVвв.) довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском престоле под именами Ивана, Семёна, другого Ивана, Дмитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий
Прежде всего, московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью – не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают В шести поколениях один Дмитрий Донской далеко выдался вперёд из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников Московские князья очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешёл в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить – вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам».




В.О.Ключевский




«Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород, мимо которых шёл самый лёгкий и безопасный торговый путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале. Москва перехватила инициативы объединения русской земли, потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди. И они стремились не к защите своих прав, которых у них не было, а к получению обязанностей, за несение которых полагалось жалованье».


Л.Н.Гумилёв







Задание № 1. Вставить в текст пропущенные имена московских князей.

«Первые московские князья выступают смелыми хищникамиПервый князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы
Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы Имея свободные деньги, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, УгличПреемники его продолжали это мозаичное собирание земельЗемельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________
Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин»

В.О.Ключевский.




































2 ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ (В ГРУППАХ)

II-й этап. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.
Учащиеся делится на 5групп. Каждая группа получает: задание, дополнительный материал, материал в учебнике.

Условия работы в группах:
Самостоятельное изучение материала – 15-20 минут.
Итог работы группы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности. Выступление – не более 5 минут.

1-я группа. Задание. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель.
Составьте схему: Причины объединения русских земель.

Литература:
О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-121.
А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен,стр. 168-169.
В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 321-323, 329.

2-я группа. Задание.
Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель.
Объясните, почему победу одержала Москва?
Укажите основные события в процессе противостояния данных княжеств.

Литература:
О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.122-126.
А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен,стр. 176-177.
А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия), стр. 54-59.

3-я группа. Задание.
Покажите противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
Укажите основные вехи противостояния данных княжеств.

Литература:
О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122.
А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен,стр. 173-176. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 344-346.

4-я группа. Задание. Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке.

Составьте схему: Причины возвышения Москвы.

Литература:
О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122, 125-126.
А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен,стр. 173-178.
В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 333-339.

5-я группа. Задание.
Охарактеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в.
Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?
Начните заполнять таблицу: Объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья (годы правления). Основные события. Территории, вошедшие в состав Московского княжества.


Литература:
О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-122.
А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен,стр. 172-175. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 340-342, 343-345.


Какой вариант цивилизационного развития русских земель утвердился в XIV веке?


IV-й этап. Домашнее задание.
Параграфы № 21, 22.
Выделить основные этапы политической централизации Руси.
Написать эссе на одну из предложенных тем (тему выбирают самостоятельно).

Темы:
«Кто знал, что Москве царством бытии, Кто ведал, что Москве государством слыти?» «Повесть о зачале Москвы».
«Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле» В.О.Ключевский.







































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15