Урок по истории на тему Возвышение Москвы (1 курс)


Тема: Возвышение Москвы.
Цель: к концу урока
должны знать: о причинах возвышения Москвы; о начале объединения русских земель; о деятельности князей Дмитрия Донского, Ивана Калиты.
должны уметь: выделить самое основное из текста учебника
Задача:
А) воспитательная: внимательность, инициативность
Б) развивающая: навык работы с текстом учебника, интерес к истории Отечества, память, кругозор, речь.
Тип урока: формирование новых знаний.
Метод урока: беседа, работа с текстом учебника.
Межпредметные связи: география, история Тувы.
Национально – региональный компонент: положение населения Тувы в этот период.
Материально – дидактические оснащение: учебники истории.
Организация контроля знаний по пройденной теме: устный опрос.
Объяснение новой темы: по плану.
Закрепление темы: вопрос – ответ.
Контроль знаний: текстовый контроль.
Домашнее задание: 1.Читать: П.24, стр. 146, уч. ВВ Артемова, по записи в тетрадях;
2.Составить вопросы по теме (5-6) (ответить на вопросы)
КОНСПЕКТ СХЕМА ПО ТЕМЕ: ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
С 1240г. – население Руси под игом монгола - татар.
Восстания против ига. ---------> поражения восставших.
Причина: не было единства.
Но, существовали предпосылки к объединению:
Общая культура и православная вера;
Память о былом едином государстве;
Единая церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.
В начале 14 в. выявились 2 центра объединении я русских земель:
Великое княжество Литовское.
Северо –Восточная Русь.
Тверское княжество Московское княжество.
Возникло в начале 13 в.Толчком к образованию государства послужило усилие натиска на них со стороны немецких рыцарей. Здесь действовали законы Древней Руси, русский язык – государственный, большинство населения считали себя русскими. Слабая центральная власть. Княжества раздирали и межрелигиозные противоречия (православные, католики). Перестало существовать в 16в. Правили потомки Ярослава (брата Александра Невского). Пользуясь поддержкой ханов Зол. Орды, князья тали самыми могущественными правителями региона. Правил Даниил (сын Александра Невского). Даниилу и его сыновьям удалось значительно расширить границы княжества и укрепить его экономику.
Каким образом происходила борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами? (стр. 147)Причины возвышения Москвы:
Географическое положение: перекресток торговых путей, центр плодородных земель;
Удачная политика московских князей, в частности Ивана Калиты получивший от хана право собирать дань для Зол. Орды;
В Москве был четко установлен порядок престолонаследия.
Правление Ивана Каляты.
(1325-1340гг.)

Москва при нем расширялась. Сумел завоевать доверие ордынских правителей. Заложил вместе с митрополитом всея Руси Петром – Успенский собор. Затем были возведены еще 3 большие каменные церкви. Это явилось зримым свидетельством мощи княжества.
В конце правления построил вокруг столицы укрепление – кремль из дубовых бревен.
Правление Дмитрия Донского
(1359 – 1389 гг.)
В 1377 г. войска Мамая были посланы на владения союзника Дмитрия – нижегородского князья. Земли были разорены.
войска
11 августа 1378 г – битва на берегу реки Вожа..хана Мамая, во главе
полководец Бегич. московское войско, во главе князь Дмитрий
Разгром войск Мамая, гибель полководца Бегича.
Подготовка к новому сражению.
Князь Дмитрий обратился ко всем русским землям, из многих княжеств стали собираться ополчения (?)

8 сентября 1380 г. – Куликово поле.
Куликовская битва.
Для укрепления духа воинов настоятель Троице – Сергиева монастыря Сергий Радонежский благословил русские войска на ратный подвиг.
В миру Варфоломей родился в Ростове Великом. С молодых лет посвятил себя служению Богу, постригся в монахи. Его авторитет на Руси был велик. Не гнушался любой работы, учил справедливой жизни в труде и молитвах. Русской православной церковью причислен к лику святых. Умер в 1392г.
Численность русского войска – около 150 тыс. человек. Основная часть- ополченцы из числа простых жителей Москвы. Численность войска Мамая – около 200 тыс. человек. Также на помощь шел литовский князь.
Войска Мамая были разбиты, сам бежал с остатками войска, но вскоре был убит своими противниками в Орде.
Значение Куликовской битвы: 1. Первое поражение войска Золотой Орды.
Повлияло на становление русской государственности.
Дружины разных княжеств сражались, как единая этническая общность.
Зародилось новое государство – Московская Русь.
Дала русским людям уверенность в неминуемом освобождении.
Ход урока.

п/пСтруктурный элемент урока
(этапы урока) Время работы Уровень усвоения Деятельность педагога. Учебно – познавательная
деятельность обучающихся. Примечание
1 Организационный момент. 2 мин Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Староста докладывает об отсутствующих. 2 Повторение пройденной темы. 10 мин. Предупреждает, чтоб закрыли рабочие тетради. Задает вопросы. Отвечают полным предложением. 3 Сообщение темы, цели урока. 4 мин. Озвучивает тему, цель урока. Следит за записями в тетрадях. Записывают в тетрадях. Преподаватель спрашивает, какова цель урока. Обучающиеся предлагают варианты цели урока.
4 Объяснение темы урока по конспект – схеме. 25 мин. Объясняет новую тему. Слушают объяснение урока. Читают вслух когда преподаватель просит кого-то прочитать.
5 Работа с текстом учебника. 9 мин. Озвучивает задачу. Читают, выделяют самое основное. 6 5 мин. Отмечает отвечающих, ставит баллы (оценки) Отвечают. 7 Объяснение темы. 7 мин Объясняет тему. Следят по конспект – схеме, слушают. 8 Закрепление темы. 5 мин. Задает вопросы. Отвечают (можно подсматривать в тетради) 9 Контроль знаний. 15 мин. Предупреждает, чтоб закрыли рабочие тетради. Написали в практических тетрадях дату. Раздает тесты. Закрывают рабочие тетради и отвечают в рабочих тетрадях. 10 Подведение итога урока. 5 мин. Подводит итог урока. Отмечает отвечавших и выставляет оценки за урок, озвучивает кто как работал. Дает дом. задание. Записывают дом. задание.