Цифровые образовательные ресурсы при формировании исследовательских умений учащихся

Цифровые образовательные ресурсы при формировании исследовательских умений учащихся
Е.А. Андреева,
МБОУ «СШ № 2-многопрофильная» г. Нижневартовска
В систему упражнений учебника "Математика 6 класс" Зубарева И.И., Мордкович А.Г. включены задания, требующие обоснований, выводов, обобщений, что способствует формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности. Вводимые понятия подробно разъясняются и иллюстрируются разнообразными примерами, излагаются по принципу проблемного подхода. Прилагаемые к учебнику цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) создают условия для развития мыслительной деятельности учащихся через приобщение к исследовательской работе.
Материал, предназначенный для фронтальной работы на этапе введения новых знаний, помогает:
- организовать знакомство с новым материалом через систему заданий, в процессе выполнения которых ученики получают возможность формулировать гипотезы, анализировать и обобщать результаты, самостоятельно или с минимальной помощью учителя познакомиться с новым свойством, сформулировать правило или ввести новый термин;
- подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению эффективности восприятия;
- сэкономить время на уроке и при подготовке к нему, поскольку данные материалы содержат таблицы, рисунки, типовые задания, образцы записи решений и т.п.
ЦОР предлагают экспериментальные задачи-исследования. Это, например, задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика, составить уравнение в соответствии со свойствами объектов или зависимостями между величинами, исследовать пропорциональные зависимости и другие. Как правило, учащиеся с интересом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть связь между результатами компьютерного эксперимента и аналитическим решением задачи.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют расширить развивающий потенциал с помощью эвристических приемов: различных видов ассоциаций (по сходству, по отношениям причинности и присущности, по несущественным признакам), обратной связи с целью предвосхищения результата, абстракций, аналогий, переборов вариантов, проб и ошибок и др.
Опыт показывает, что использование на уроках математики цифровых образовательных ресурсов приводит к значительному росту уровня сформированности исследовательских умений учащихся, усилению учебной мотивации.







·15