Доклад на тему Нестандартные формы обучения








Доклад на тему:






«Нестандартные формы обучения»













Подготовила:
учитель начальных классов Новоколутонской средней школы Филина С.В.


2013 год
В наше время очень много внимания уделяется личности ребенка, поэтому учитель должен ставить перед собой следующие задачи – развивать в детях умение слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе, учить детей ставить цели и достигать их; предоставить им возможность саморазвития, формировать личность школьника высококультурной, интеллектуальной. В соответствии с этим урок должен строиться так, чтобы главным действующим лицом при изучении нового материала становился ученик, который под руководством учителя путем логических рассуждений приходил бы к усвоению необходимых понятий и навыков.
Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителей.
С целью формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока можно использовать различные формы, приёмы и методы обучения, потому что традиционные не всегда приводят к желаемому результату. Один из факторов активизации познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, повышают интерес к изучаемому и активизируют деятельность учащихся, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, развитию их личности.
Нетрадиционный урок- это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения.
Рекомендуется проводить нестандартные уроки не чаще одного-двух раз в четверть при обобщении и повторении темы. Лучше всего в форме игры: урока - сказки, игры-путешествия, ролевой игры и т.д. Наиболее охотно дети участвуют в разнообразных соревнованиях и конкурсах (викторины, КВН, брейн-ринги и т.д.). Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке .Подобная смена привычной обстановки , носящая игровой , увлекательный характер занятий , снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер , возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку , позволяет детям , отличающимся повышенной тревожностью , в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры , урок – спектакль , урок – интервью , урок –праздник ,урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок , урок –проект , урок –мюзикл.
В научно – педагогической литературе нетрадиционные уроки классифицируют таким образом:
Типы уроков
Варианты нетрадиционных уроков

Уроки формирования новых знаний
Интегрированные (межпредметные) уроки;
Учебные конференции (пресс-конференции);
Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия);
Уроки исследования.

Уроки обучения умениям и навыкам
Практикумы; уроки – диалоги ; уроки с ролевой, деловой игрой.

Уроки повторения и обобщения знаний , закрепления умений
Повторительно- обобщающие диспуты;
Семинары внеклассного чтения;
Игровые уроки: »КВН»,»Что? Где? Когда? » , «Поле чудес», «Счастливый случай»;
Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт);
Уроки-конкурсы;
Уроки-соревнования

Уроки проверки и учета знаний и умений
Уроки - консультация;
Зачетные уроки;
Уроки викторины;
Смотр знаний;
Защита творческих работ, проектов.


Также существует и типология нетрадиционных уроков:
1. Уроки с использованием современных технических и аудиовизуальных средств обучения.
А) интернет-урок
Б) видео – урок
В) интегрированный урок
Г) урок – игра
Д) урок – проект
2. Уроки творчества
А) урок – экскурсия
Б) урок – спектакль
В) урок – праздник
Г) урок – интервью
Д) урок – мюзикл
Е) дидактическая игра
Игра – один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу, тем более, что игра – это основной вид деятельности младшего школьника, играя дети лучше воспринимают изучаемый материал. Содержание, принятые обязательства, правила игры способствуют развитию познавательной активности, повышают внимательность и работоспособность.
Игровые формы могут применяться не только в начальной школе, но и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.
Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения , больше нравятся учащимся , чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Я, как и все учителя, использую нетрадиционные формы обучения. В первую очередь, конечно, на уроках применяю дидактические игры. Детям нравится играть и они даже не осознают того, что в процессе игры выполняют упражнения, запоминают, учатся чему-то, т.е. совершают серьезную умственную работу. Игру применяю на любом уроке: и на уроке формирования новых знаний, и на уроке обучения умениям и навыкам, и на уроке повторения, и при проверке знаний и умений.
Мною был проведен нестандартный урок – урок математики в форме сказки. Дети помогали сказочному герою Ивану – Царевичу преодолевать препятствия, которые встречались на его пути к Василисе, решая задачи, примеры, сравнивая числа и выражения. Ученики чувствовали себя сказочными героями, с интересом включались в работу и урок был очень продуктивным.
Также я проводила уроки с использованием ТСО. Ребятам очень нравится смотреть подготовленные презентации. Презентация уместна на всех этапах урока и на любом уроке.
С интересом дети разыгрывают небольшие спектакли на литературе, инсценируют фрагменты изученных произведений. На уроке познания мира мы разделились на группы и каждая группа разыгрывала сценку, а затем все вместе разбирали поведение героев.
Считаю, что практиковать такие уроки следует всем учителям .Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы , вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени и отсутствия серьезного познавательного труда.






















1. Синягина М.Ю. Кузнецова И.В.Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] allbest.ru\pedagogics\000-12295 o httml.
3. http:// kursovya - online.ru 25161 html
4. CoolReferat.com