Доклад Нестандартные формы обучения русскому языку и литературе



КГУ «Юбилейная средняя школа»
«Нестандартные формы обучения русскому языку и литературе»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Топчей В.Н.

2015Г
«Нестандартные формы обучения русскому языку и литературе»
Слайд№1
Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я, учитель русского языка и литературы Юбилейной средней школы Топчая Вера Николаевна, представляю инновационный опыт своей работы по теме: «Нетрадиционные (нестандартные) формы обучения русскому языку и литературе».
Слайд№2
Бернард Шоу считал: «Единственный путь, ведущий к познанию, - деятельность». И с этим трудно не согласиться.
Слайд№3
Однако проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, а следовательно, и к деятельности. Почему это происходит? Я думаю, причины этого негативного явления известны каждому учителю. Основные, с моей точки зрения, это
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самовыражения.
Последнее время многое изменилось в образовании. Думаю, что сегодня нет учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?» Попав на курсы повышения квалификации 3-его уровня, я стала находить ответы на все мои КАК? Ожидаемым результатом Программы третьего уровня является как раз готовность учителей к обучению учеников тому, как учиться. За 35 лет своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика, ведь этот успех всегда связан с чувством радости и с эмоциональным подъёмом. У ребят, удачно справившихся с каким-нибудь полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигнуть вновь хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Я стараюсь не просто дать ребятам знания, но и способствовать формированию и развитию познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Основной принцип обучения и воспитания - поиск в каждом ребёнке изюминки и её развитие.
Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.
В своей работе я использую элементы различных инновационных педагогических технологий: коллективный способ обучения, разноуровневое обучение, проектная, формирование критического мышления, нетрадиционные формы обучения. Руководствуюсь следующими принципами:
-принцип диалога;
-принцип сотрудничества;
-принцип сотворчества;
-принцип личного примера.
Также считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Выигрышный момент данной формы в том, что в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и проведение самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Своеобразие и новизна заключается в том, что применение нестандартных форм и методов на уроках русского языка и литературы позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения.
Слайд№4,5
На уроках стараюсь использовать модуль по развитию талантливых и одарённых учащихся. Это такие уроки: урок-путешествие «Условное наклонение глагола» (6кл), урок «Имя прилагательное. Повторение изученного в 4кл» (5кл) с использованием интерактивного оборудования.
Уважаемые коллеги, я поделюсь с вами своими педагогическими находками, которые использую как на уроках русского языка и литературы, так и на внеклассных мероприятиях.
Одной из разновидностей нетрадиционной формы обучения русскому языку и литературы является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания. В качестве примера приведу игру во Вселенную русского языка (автор Канарская О. В.). В основе ее лежит идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка.
Слайд№6
Например, «Путешествие к созвездию «Морфемика» в 5 классе.
Слайд№7
Первая звезда – планета Окончаний. Здесь происходит встреча с «жителями» этой планеты. Обращаю внимание на то, что не у каждого найдётся окончание, а у некоторых жителей оно не всегда проявляется. Создаю проблемную ситуацию:
- Посмотрите, какое-то столпотворение на остановке. Жители запутались и не знают, в какой автобус им сесть. Давайте поможем жителям попасть на нужный маршрут. (Работа на карточках)
Слайд№8
Маршрут №1 – слова с падежным окончанием
Маршрут №2 – слова с нулевым окончанием
Маршрут №3 – слова без окончания
Небо, торт, кружево, какао, справа, аллея, дом, вчера, чувство, врач, стол, метро. Проверка: слайд№9
Выполнив задание, отправляемся на другую планету – планету Корневую. Здесь дети узнают, что это самая большая и густонаселённая планета. На ней живёт более 4500 жителей –корней. Корневая планета находится в центре созвездия. Она – главная.
Слайд№10
Обращаюсь к детям:
- Здесь должны расти большие деревья из однокоренных слов. Но что это? Вместо больших деревьев мы видим колючие кустарники. Кто-то не очень грамотный посадил рядом однокоренные слова и формы слова. Давайте наведём порядок. Распределим слова в два столбика: однокоренные слова и формы слова:
Звезда, звёздочка, звёздный, межзвёздный, околозвёздный, созвездие, звёзды, звёздами, звезде, звездах.
Слайд№11
Напоминаю детям о нашей замечательной традиции – сажать деревья в память о каком-то событии и предлагаю «вырастить» большое дерево из однокоренных слов, подобрав как можно больше слов с корнем –род-
Слайд№12
(родители, родственники, Родина, родиться, роды, уродился, родимый, родной, народ, родня, родинка, родник, родичи, родившийся, родословная)Еще одной нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса являются педагогические мастерские. Основополагающая идея этой технологии заключается в том, что человек изначально способен к самой разнообразной деятельности. Все зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному, использованием стратегии исследования, самостоятельным поиском ответов на вопросы.
Мастерская — это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п.
В мастерской ребенок выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской опирается на определенные принципы.
Слайд№13
Во время ее проведения:
создается атмосфера открытости, доброжелательности, общения, сотворчества;
в учебный процесс включается эмоциональная сфера ребенка путем обращения к его чувствам;
мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, когда обнаруживает потребность в ней у учеников;
исключается официальная оценка работы ученика (нет похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал), но через афиширование работ (публичное их представление) создается возможность для самооценки, самокоррекции; продумывается чередование индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает диалогический способ освоения знаний;
осознается важность не только и не столько результата, сколько самого процесса обучения, в котором реализуются законы проблемного постижения истины.
Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения. Рассмотрим некоторые из этих методов.
Слайд№14
Линия времени
Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки. Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует уверенность в своих силах.
Это я хочу узнать
Это я узнаю скоро Это я узнал недавно Это я уже знаю Инсценирование
Введение элементов инсценировок играет значительную роль в создании важнейших проблемных ситуаций и вопросов самими детьми, ученики учатся слушать не только учителя, но и друг друга.
Слайд№115,16
Так, на внеклассном мероприятии « Поэт и любовь», посвящённом А.С. Пушкину, девятиклассники показали сценки из жизни поэта.
А одиннадцатиклассники и десятиклассники представили инсценировку эпизода из повести «Станционный смотритель».
Прием «синквейн» популярен не только среди старшеклассников. Он универсален в педагогической практике, и использовать его можно не только на уроках, но и на занятиях кружка, в воспитательной работе. Я обращаюсь к нему всякий раз, когда мне необходимо узнать характер личного восприятия учениками какого-то события, произведения, иногда – целого урока или прошедшего школьного дня. Это своего рода обратная связь ученика с учителем или барометр настроения пишущего.
Слайд№17
Структура синквейна:
Существительное
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Короткое суждение.
Существительное.
Интересными получились синквейны на уроке литературы по  произведению А.Н. Островского «Гроза»
Слайд№18
Он.
Бессловесный, тихий.
Подчиняется, страдает , мается.
Маменькин сынок страдает в жизни.
Тихон.-1группа
                               
Она.
Совестливая , боголюбивая.
Любит, страдает, молится.
Луч света в «темном » царстве.
Катерина.-2группа
Я думаю, что прием «синквейна» уже знаком многим учителям.
Не секрет, что русский язык среди других предметов – один из трудных, но мне очень хочется, чтобы ученики воспринимали науку о языке и слове не как свод тяжёлых правил, а почувствовать вкус родного слова, ведь родной язык – это язык слов простых и сложных. Весёлых и грустных, добрых и злых. Поэтому из урока в урок стараюсь пробудить у детей интерес к отдельно взятому слову, потому что работа с ним - это своеобразный дренаж детского интеллекта.
Слайд№19
Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь. Являясь развлечением, отдыхом, игра может перерасти в обучение и творчество. Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, игра как метод обучения и воспитания имеет право на существование в любых условиях, так как неизменно вызывает интерес у школьников. В методической литературе представлен очень широкий круг педагогических игр. В своей работе я использую:
-интеллектуальные игры, литературный и лингвистический КВН;
Слайд№20,21,22
-игры: «Фразеологический зверинец», «Придумай кличку»,», «Угадай словарное слово».
Детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения любого предмета. В последнее время возрастает доля уроков информационно – коммуникативных технологий. Поэтому особое внимание уделяю использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Я представила лишь малую долю нетрадиционных форм и методов при изучении русского языка и литературы.
Дорогие коллеги, хочу обратить Ваше внимание, что представленные технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Однако, они, как и другие, имеют свои «за» и «против».
Слайд№24
Плюсы:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствуют использованию знаний в новой ситуации;
- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
Минусы:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценке учащихся.
Уважаемые коллеги! А вы применяете на своих уроках нетрадиционные формы и методы обучения? Вам пригодятся представленные мною элементы этой технологии? Возьмите человечков и дорисуйте их.
445770031750057150052705002400300317500Слайд№25
2628900666750030861006667500467677566675001242695128905007378701289050051295306667500
87122014287500270256014287500
487680010032900
4286250114300Буду использовать на уроке, но не всегда
00Буду использовать на уроке, но не всегда
2080895114300Не буду использовать на уроке
00Не буду использовать на уроке
57150114300Буду использовать
на уроке
00Буду использовать
на уроке

-А теперь покажите мне.
Слайд№24
Свое выступление хочу закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть нестандартные формы позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Слайд№25
Творческих успехов вам, коллеги!