Новые подходы в образовании. Коучинг и менторинг


Добродомова Л.М.
Сертифицированный учитель 1 уровня,
учитель начальных классов 1 категории
Аршалынской средней школы №1 Аршалынского района Акмолинской области.
Коучинг и менторингВ современный век, век глобализации всех областей человеческого общества ситуацию  в системе образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу.   Те подходы к делу и к себе, которые существует, не эффективны и не ведут к желаемым изменениям, не  создают инновационных прорывов.
Созданная совместная Программа АО «Назарбаев Интеллектуальной школой» и Кембриджским Университетом Великобритании позволяет вывести систему образования Казахстана из кризиса.
Новые подходы в образовании меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе и других учебных заведений.
Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход  и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат.
Речь идет о коучинге и менторинге, сущность которых попытаюсь сегодня с раскрыть.
Независимо от профессионального статуса, редко кому удается стабильно поддерживать самостоятельно достигнутые наивысшие результаты. В этой связи Программа ЦПМ второго уровня
способствует успешному овладению учителями навыками процессов коучинга и менторинга и позволяет ознакомить коллег с новыми подходами в преподавании и обучении. Процесс становления личности коуча и ментора осуществляется в целях улучшения образовательной практики, в условиях коллаборативной школьной среды.
В Руководстве для учителя по Программе ЦПМ даны следующие формулировки этих процессов.
2слайд
КОУЧИНГ- краткосрочный конфиденциальный, креативный , активный и созидательный процесс взаимодействия коллег для совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями и успешного развития всех сфер профессиональной деятельности
МЕНТОРИНГ- длительный процесс , направленный на достижения существенной динамики в совершенствовании знаний , мышления, эффективности практических действий, с целью профессионального становления личности педагога
3слайд
Менторинг: Коучинг:
а) процесс длительный и системный;
б) носит неформальный характер, встречи проходят по мере необходимости;
в) консультации, рекомендации и поддержки более длительные;
г) ментор- квалифицированный и опытный учитель
д) акцент установлен на карьере и личностном развитии;
е) цель консультирования устанавливается подопечным при согласовании и направленности со стороны наставника;
ё) менторинг сконцентрирован на профессиональном развитии подопечного.
а) процесс краткосрочный
б) структурирован, встречи запланированы;
в) встречи краткосрочны и сосредоточены на конкретных вопросах;
г) коуч- может не обладать практическим опытом;
д) направлен на формирование конкретных навыков;
е) цель консультирования направлена на достижение конкретных краткосрочных целей;

ё) коучинг сконцентрирован на решении конкретных вопросов, на рассмотрении определенных направлений развития
4 слайд
Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.
. Выделим следующие возможности коучинга для образования
Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.
Коучинг не учит, а помогает учиться.
Коучинг— процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
Коучинг — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
5слайд
Обратимся к истории создания коучинга.
КОУЧИНГ зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение. завоевал популярность сначала в Америке, а затем в Европе и Азии оформился в самостоятельную науку, получил признание высокого искусства.
Основателями его стали Тим Гэллви, Томас Дж.Леонард, Джон Уитмор и сыграли ведущую роль в развитии персонального и бизнес коучинга.
6 слайд
ЦЕННОСТИ В КОУЧИНГЕ.
Конфиденциальность , честность, доверие, открытость, прозрачность, целостность, искренность
равенство.
Почему мы говорим, что коучинг- путь к успеху? Потому что он:
эффективно мыслить и действовать
развивать персональные навыки и знания
действия направляет на лучший результат
7слайд
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.

1. Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов.
2. Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.
3. Коучинг беспристрастен. В коучинге учитель может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные, не даются оценки его реальности или точек зрения. Учителю не навязывают новые умственные ограничения и убеждения.
4. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и учителем. Коуч предлагает учителю, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах учителя.
5. Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
6. Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.
7. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые учитель вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.
8слайд
ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА
Человек от природы безгранично талантлив и обладает огромным потенциалом, который не реализуются им в полной мере. В его голове есть ответы на все вопросы.
Привести в порядок мысли , деликатно помочь вычленить и сформулировать проблему (focus problem).
Определить цели, пути и средства их достижения .
Не переделывать человека, а раскрывать его потенциал.
Помогать найти собственные решения актуальных проблем. 
9 слайд
Кто такой коуч?
Коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать коллеге в достижении любой реальной цели.
Три умения коуча, необходимые для успешного проведения коучинга.
Умение сшушать.
Умение наблюдать.
Умение задавать эффективные вопросы.
Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.
10 слайд
Коуч не даёт советов и рекомендаций, а ищет решения совместно с учителем.
Коуч – это садовник Вашего таланта и двигатель вашего успеха.
Коуч – вдохновитель, который делает Вашу жизнь интересной.
11 слайд
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Качества учителя – коуча
терпеливый
беспристрастный
непредвзятый
умеющий слушать
внимательный
грамотный
опытный
авторитетный
специалист (но это не обязательно)
оказывающий поддержку
12 слайд
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
Коучинг раскрывает потенциал каждого человека, помогает достичь максимального результата и выйти на качественно новый уровень.
13слайд
ВОПРОСЫ КОУЧИНГА
Р- Расстановка целей- Что ты хочешь ?
О- Окружающая реальность – Что происходит сейчас?
С- Список возможностей- Что ты можешь?
Т- Твоя воля- Что ты будешь делать? 
Как ты узнаешь о том, что получил желаемое?
Каков формат конечного результата?
14 слайд
ДОСТОИНСТВА СИЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОМОГАЮТ:
• переключить мысль с проблемы на ее решение;• почувствовать собеседнику себя более сильным и конструктивным в отношении какой-либо ситуации;• раскрыть творческий потенциал человека и найти варианты выбора;• воспринять проблему как дерзкий вызов или как возможность что-то изменить;• продвинуться от жалоб на проблемы к их решению.
15 слайд
Групповой коучинг включает несколько этапов:
Определение совместно с руководителем общей цели, актуальных задач и состава участников группы
Интервью с участниками группы
Разработка программы
Проведение групповой работы
Подготовка материалов по результатам работы группы
Предоставление «обратной связи» руководителю и всем участникам группы
16 слайд
В групповом коучинге нет "отвлеченных тем", а есть совместная работа над реальной проблемой.
Групповой коучинг – это возможность: 
1. Ощутить поддержку.
2. Найти ответы на актуальные вопросы.
3. Получить информацию для более эффективного и гармоничного достижения желаемого.
4. Освоить новые способы и инструменты.
5. Научиться справляться с напряжением и другими проявлениями реакции на стрессовые ситуации, открыть в себе новые ресурсы
6. Увидеть себя глазами другого человека.
7. Принять на себя ответственность за свою жизнь.
17 слайд
КОУЧИНГ-СТИЛЬ ЖИЗНИ
Коучинг  это стиль жизни успешных людей, которые любят жизнь.
Они знают, ЧТО они ХОТЯТ от жизни.
Успешные люди постоянно находятся в развитии, ставят цели и успешно продвигаются в достижении поставленных целей, не пасуя перед трудностями.  
18 слайд
Значит, мы приходим к выводу:
Коучинг – это побуждение к действию, выявление скрытого потенциала, получение удовольствия, заряд энергии для движения, устранение сомнений, неуверенности, препятствий, снятие напряжения, рассмотрение отдельных аспектов жизни.
Коучинг дает нам- увеличение осознанности, осознание страхов. Препятствий, озарение. Опыт, силу, независимость, веру в себя, позитивный настрой.
Коучинг позволяет нам – реализовать свои мечты, провести оценку жизни, поставить перед собой цели, расширить кругозор, достичь успеха, получить удовольствие.
19 слайд
Что такое менторинг?
Менторинг можно описать как содействие обучению с долгосрочными целями. Для каждого успешного человека существует одна элементарная истина: где-то, как-то, кто-то позаботился об их росте и развитии,  и этот человек был ментором. В исследовании вопроса можно обнаружить, что имя ментора появляется в истории многих успешных людей с почти ожидаемой частотой:
·                       Сократ был наставником Платона.
·                       Аристотель был наставником Александра Великого (история, политика).
·                       Шостакович был наставником Рахманинова (музыка).
Из этих примеров следует, что практически в любой области может осуществляться менторинг. Для многих людей неофициальный менторинг является частью повседневной жизни. Всегда найдется человек: друг, родственник, знакомый и незнакомый, который поддержит и поможет советом, так как содействие представляет собой распространение человеческого опыта.
Mentoring – обучение действиям
Менторинг – это техника, которая позволяет передавать знания, умения и опыт в атмосфере поддержки, предполагая определенный вызов.
Менторинг использует те же инструменты, что и коучинг, но, как правило, его продолжительность гораздо дольше и измеряется годами
20 слайд
МЕНТОРИНГ
Менторинг – это наставничество, в котором принимают участие ментор и менее опытный человек
Ментор – это старший, опытный наставник, советник, который проводит молодого через все трудности карьерного, социального и духовного роста
Молодой или менее опытный человек выполняет свою работу, прислушиваясь к советам наставника
21 слайд
  Хороший ментор
Быть ментором - сложная задача. Необходимо обладать многими качествами и навыками. Основными из них я считаю:
·                Умение мотивировать окружающих.
·                Надежность:  он чувствует свою ответственность за тех людей, которых поддерживает.
·                Хорошо развитые навыки межличностного общения: ментор способен создать доверительные и профессиональные отношения с учителями.
·                Хороший слушатель: он помогает своим подопечным чувствовать себя комфортно и защищенно.
·                Умение задавать вопросы: корректные, доброжелательные, дающие возможность подумать и поспорить. 
·                Честность: говорит учителям правду. 
·                Умение поддержать: дает конструктивные советы по анализу уроков.
·                Не порицающий/здравомыслящий: не оценивает учителя только как хорошо/плохо.
·                Внимательный:  способен понимать и уважать чувства других людей.
·                Информированный: ментор обладает необходимыми знаниями и навыками и способен применить их при работе с учителями.
22слайд
Этапы процесса менторинга
Я бы разделила процесс менторинга на этапы:
Составление плана работы, установление проблемы
Наблюдение за работой менти.
Работа в сотрудничестве.
Проведение уроков и их анализ.
Профессиональная беседа с предоставлением обратной связи.
23слайд
Коучинг и менторинг в школах – эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании, способствующий повышению качества практики преподавания и обучения.
Приживется ли менторинг в наших казахстанских школах? Время покажет. Одно совершенно очевидно -менторинг может играть очень важную роль в постоянном улучшении профессиональных знаний и навыков, которые нужны учителям для обучения и подготовки учащихся к жизни и работе вXXI веке.
(Наталья КОТОВА, старший менеджер-тренер филиала Центра педагогического мастерства в г. Кокшетау.)
24слайд
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.Диккенс Ч.
 
 
Используемая литература:
1.ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. Учебное пособие для тренинга.
Составители: Каримова Г.Э., Шустова Н.Ф., Мусина Р.Г., Хасилова З.С., Сафин Д.В., Душанбе – 2007 г..