Программа по профессиональной ориентации воспитанников Мир профессий (1-9класс)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Поскольку трудовая деятельность является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л. С, Выготский), специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида нацелено на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Ориентация на профессиональный труд, выбор будущей профессии обучающегося, воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду. Таким образом, становится более ясной актуальность данной программы.
         Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Реализация программы по профориентации  «Мир профессий» поможет обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям. Проведение профориентационной работы в школе облегчит таким детям их профессиональный выбор.
  Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы изучается с I по IX классы. Сведения о некоторых профессиях повторяются из класса в класс дополнительными сведениями о них. Задача воспитателя помочь выбрать им профессию по своим возможностям, которые ограничены состоянием здоровья. Знакомство с такими профессиями произойдёт на более позднем этапе, когда у детей, возможно, сформируется интерес к содержанию этих профессий. Конкретное содержание этой работы также дается дозировано, согласно умственному развитию детей и их интересам.
Принцип последовательности обеспечивает ступенчатое усвоения знаний. Принцип системности формирует и совершенствует у детей с нарушением интеллекта необходимые им знания о тех профессиях, которые их окружают, конкретные знания о выборе профессии и в некоторых случаях приобретают конкретные умения, например, швея. Помогает развивать интерес к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительного отношение к избирательному труду.
Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им понимать свои интересы, склонности, способности и выбрать самостоятельно профессию.
Цель программы:
Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
1. осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
2. ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ.
Основными формами и методами реализации этой программы является:
Сюжетно – ролевые игры, такие как: «Школа», «Детский сад», «В магазин», «Аптека», «Почта» и т.д. В основном их рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся принимают усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, уборка помещения, покупка или продажа различных товаров, математический счет и т.д.) Воспитатель организует труд и руководит им в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Беседы на занятиях по профориентации применяются и в сочетании с сюжетно – ролевыми играми, различными практическими заданиями. Главная задача донести до детей, что общество не может существовать без разнообразных профессий, раскрыть их суть и пользу. Причем акцент делается на самые простые, доступные им самим профессии, например: дворник, прачка, посудомойка, каменщик, штукатур, моляр, плотник, швея – мотористка и т.д. Там, где они будут востребованы. А знакомство с такими профессиями, как врач, космонавт, ученый, музыкант, агроном и т.д. проводятся эпизодически для расширения кругозора ребят и для социальной адаптации, т.к. ребенок в случае, например, болезни должен знать к какому врачу он должен обратиться.
Экскурсиям отводится значительное место, которые так же являются одним из методов реализации программы с целью более наглядного восприятия сущности профессии общение с самими работниками данной профессии, дают более полные знания о данной профессии и лучшему запоминанию и пониманию материала.
Особое внимание обратить на практическую деятельность. Большое значение для профориентационной работы в создании базы для трудового воспитания. В школе созданы условия для развития умений сельскохозяйственного труда. Важно чтобы ребенок видел, как растение зарождается, развивается, растет, какого требует ухода и получение урожая – конечного результата.
Метод наблюдения может быть использован с первого класса это наблюдения за развитием семян, лука, веточек, а в старших классах посадка и выращивание рассады.
На занятиях по профориентации следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод.
Программа рассчитана на 1 год, одно занятие в неделю по 30-35 минут.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность  у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии. 2. Осознанный выбор будущей профессии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34часа
Профессии тех, кто нас окружает – 6 часов
- Знакомство с профессией учителя.
Сюжетно – ролевая игра «Школа».
- Знакомство с профессией воспитателя.
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».
- Знакомство с профессией прачки.
Экскурсия в прачечную
- Знакомство с профессией повара.
- Знакомство с профессией посудомойки.
- Обобщение с играми на закрепление.
2. Профессии людей, работающих в нашей школе – 8 часов
- Знакомство с профессией технического работника.
- Профессия сторожа.
- Профессия ночная няня.
- Профессия шофер.
- Профессия – медсестра.
Сюжетно – ролевая игра «Медпункт»
- Профессия электрик.
- Завуч. Директор.
- Игры на закрепление.
3. Многообразие мира профессий – 7 часов
- Профессия – овощевод.
- Профессия – садовод.
- Профессия – телятница.
- Профессия – доярка.
- Профессия – комбайнер.
- Профессия – ветеринар.
- Обобщение.
4. Профессии нашего села – 4 часа
- Профессия – продавец.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Экскурсия в магазин.
- Знакомство с профессией библиотекарь.
Сюжетно – ролевая игра «В библиотеке».
- Профессия – почтальон.
Экскурсия на почту. «Напиши мне письмо»
- профессия - домработница
5.Все профессии важны, все профессии нужны – 5 часов
- Профессия врача. Хирург. Стоматолог. Терапевт.
Разыгрывание ситуаций.
- Как узнать, к какому врачу обратиться?
Как обратиться к врачу?
- Профессия – парикмахер
- Профессия - строитель и ее специальности
- Обобщение.
6. Кем хочу стать? – 4 часа
- Самостоятельная работа. Сочинение «Если я бы стал…»
- Анкетирование. Анкета – интересов.
- Профессии моих родителей
- Профориентационная игра «Угадай профессию»
Коррекционная работа на занятиях:
- развитие устной речи и внимания;
- обогащение словарного запаса;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование позитивных представлений к своему «я»
Календарно – тематическое планирование
8.09 Тема: Знакомство с профессией учителя.
Цели: формировать элементарные представления о профессии; информирование учащихся о качествах, присущих людям данной профессии;
Литература: интернет - материалы, презентация
15.09. Тема: - Знакомство с профессией воспитателя.
Цели: формировать элементарные представления о профессии;
информирование учащихся о качествах, присущих людям данной профессии;
Литература: интернет-материалы22.09. Тема: Знакомство с профессией прачки.
Цели: формировать элементарные представления о профессии;
Развитие умения высказывать своё мнение;
Литература: папка по профориентации
29.09. Тема: Знакомство с профессией повара
Цели: расширение представлений учащихся о людях данной профессии; прививать чувство благодарности за их труд;
Литература: папка по профориентации, презентация
6.10. Тема: Знакомство с профессией посудомойки.
Цели: рассказать о важности и значимости их труда; воспитывать уважительное отношение к людям данного труда;
Литература: папка по профориентации
13.10. Тема: Обобщение по данной теме
Цели: уточнить представления учащихся о данных профессиях; развивать зрительное восприятие и внимание;
Литература: папка по профориентации
20.10. Тема: Знакомство с профессией технического работника.
Цели: закрепление знаний учащихся о данной профессии; воспитание уважения и интереса к их труду;
Литература: папка по профориентации

27.10. Тема: Профессия дворника.
Цели: закрепление знаний учащихся о работе сторожа; информирование их о качествах, присущих людям профессии;
Литература: папка по профориентации
10.11. Тема: Профессия ночная няня.
Цели: закрепление представлений о профессии; развитие зрительного восприятия и внимания;
Литература: папка по профориентации
17.11. Тема: Профессия шофёр
Цели: закрепление знаний учащихся о работе шофёра; информирование их о качествах, присущих людям профессии;
Литература: папка по профориентации
24.11. Тема: Профессия – медсестра. Сюжетно – ролевая игра «Медпункт»
Цели: закреплять представление о профессии; развивать зрительное восприятие, память.
Литература: оформление для «медпункта».
Тема: Профессия электрик.
Цели: расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.
Литература: карточки «Профессии»
8.12. Тема: Завуч. Директор.
Цели: Рассказать о важности и значимости их труда; Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Литература: карточки – раскраски о профессиях
15.12. Тема: Игры на закрепление «Кто знает больше профессий»
Цели: учить применять полученные знания в коллективной творческой игре;
Литература: речевая игра с мячом.
22.12. Тема: Профессия – овощевод.
Цели: познакомить учащихся с данной профессией; способствовать формированию коммуникативных качеств.
Литература: папка по профориентации
12.01. Тема: Профессия – садовод.
Цели: познакомить учащихся с данной профессией; формировать потребность в разнообразии интересов;
Литература: папка по профориентации
19.01. Тема: Профессия – телятница.
Цели: познакомить учащихся с данной профессией; формировать качества: терпимость, внимание.
Литература: карточки «Профессии»
26.01. Тема: Профессия – доярка.
Цели: закреплять знания о профессии с помощью раскрасок; развивать внимание.
Литература: карточки – раскраски о профессиях
2.02. Тема: Профессия – комбайнер.
Цели: воспитывать интерес и уважение к их труду, развивать чувства благодарности за труд взрослых для детей.
Литература: папка по профориентации
9.02. Тема: Профессия – ветеринар
Цели: расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.
Литература: папка по профориентации
16.02. Тема: Обобщение
Цели: учить применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Литература: речевая игра с мячом.
23.02. Тема: Профессия – продавец. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Цели: усвоение учащимися знаний по данной профессии; воспитывать интерес и уважение к их труду
Литература: Презентация. Экскурсия в магазин.
1.03. Тема: Профессия библиотекарь Сюжетно – ролевая игра «В библиотеке».
Цели: закреплять знания детей о профессии; обогатить словарь детей, развивать внимание, ловкость
Литература: Оформление «библиотеки»
8.03. Тема: Профессия – почтальон. «Напиши мне письмо»
Цели: охарактеризовать предмет труда профессии; учить детей наблюдать за трудом взрослого;
Литература: Презентация. Практика «Напиши мне письмо», экскурсия на почту.
15.03. Тема: Профессия – домработница
Цели: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться
Литература: Игра «Кто, чем занимается?»
22.03. Тема: Профессия врача. Хирург. Стоматолог. Терапевт.
Цели: закрепление знаний детей о работе врача о важности и значимости их труда; прививать детям чувство благодарности за их труд.
Литература: карточки «Профессии». Презентация
5.04 Тема: Как узнать, к какому врачу обратиться? Как обратиться к врачу?
Цели: закреплять знания учащихся по теме; учить определять профессию по описанию, воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.
Литература: папка по профориентации
12.04 Тема: Профессия – парикмахер
Цели: расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.
Литература: папка по профориентации. Презентация
19.04 Тема: Профессия - строитель и ее специальности
Цели: охарактеризовать предмет труда профессии; учить детей наблюдать за трудом взрослого;
Литература: папка по профориентации.
26.04 Тема: Обобщение по теме
Цели: закрепление знаний через игру; развитие памяти, воображения.
Литература: презентация «Все профессии важны, все профессии нужны»
3.05. Тема: Самостоятельная работа. Сочинение «Если я бы стал…»
Цели: дать возможность «примерить» на себе разные профессии; развитие кругозора; Литература: ручки, листы бумаги.
10.05. Тема: Анкетирование. Анкета – интересов.
Цели: помочь в определении своих интересов и способностей; воспитание самостоятельности;
Литература: анкета
17.05. Тема: Профессии моих родителей
Цели: воспитание уважительного отношения к профессиям своих родителей;
Литература: папка по профориентации.
24.05. Тема: Профориентационная игра «Угадай профессию
Цели: закрепление полученных знаний; воспитывать трудолюбие
Литература: игра «Угадай профессию»
Литература:
Интернет – ресурсы
Журнал «дефектология» №5 2006 год Т.Г. Копылова, О.Л.Лашина авторская программа профессионального самоопределения «Однажды и на всю жизнь»
Папка по профориентации