Роль и место дополнительного образования в организации работы с дошкольниками по месту жительства.


Роль и место дополнительного образования в организации работы с дошкольниками по месту жительства.
Тухватуллина Рания Ахметовна
педагог дополнительного образования
Морозова Юлия Леонидовна
педагог дополнительного образования
Зайнуллина Миляуша Рамилевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦТ ЗМР РТ», г. Зеленолольск
E-mail: tuxvatullina1960@mail.ru E-mail:morozko242@list.ru
E-mail: zairam3@yandex.ru422545, РТ, Зеленодольский район, пгг. Нижние Вязовые,ул. Советская, д. 968(960) 051 21 77
The role and place of additional education in the organization of work with
preschool children in the community.
TuhvatullinaRaniyaAhmetovna
Teacher of additional education Zelenodolsk
Morozova Julia Leonidovna
Teacher of additional education of Zelenololsk
Zainullina Milyausha Ramilevna
Teacher of additional education of Zelenololsk
Аннотация
Дополнительное образование расширяет пространство на развитие творческой и познавательной активности, реализацию личностных качеств, дает возможность обучающимся раскрыть способности. В учреждении объединение «Школа творческого развития» стало одним из востребованным, выполняющим заказ социума.
Annotation
Additional education expands the space for the development of creative and cognitive activity, realization of personal qualities, allows students the ability to uncover. In establishing the Association "School of Creative Development" has become one of the sought-after executing the order of society.
Ключевые словаДополнительное образование; Школа творческого развития; воспитание; культурологическое пространство.
Keyword
Further education; creative development school; education; culturological space.
Дополнительное образование направленно на воспитание, развитие личности, на оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности. Система дополнительного образования дает возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, эколого-биологической, туристско-краеведческой деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. На базе нашего Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» действует Школа творческого развития детей (ШТР). Это новое интегративное учебно-воспитательное объединение организовано с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, решения задач развития у дошкольников интеллектуальных способностей, действует развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная обширным дидактическим материалом и интерактивным оборудованием. В объединении ШТР обучаются дети от 3х до 6 лет. Учитывая возрастные, психологические особенности обучающихся, посредством игры формируется определённый запас знаний, умений и навыков для дальнейшей успешной адаптации, и обучения детей в школе, решая аспекты: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Воспитательные задачи являются доминирующими в дополнительном образовании. Воспитание детей на примерах реально существующего человека, его поисках, ошибках, взлетах и падениях ведет детей к вере в его судьбу, борьбу, идеалы. Беседуя с детьми, мы подводим их к мысли, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: везде трудится народ (учителя учат, врачи лечат больных, рабочие работают на заводе). Малыши рассказывают, где работают их родители, что производят. Мы интересуемся: «Кем они хотят стать, когда вырастут?» Очень важно, чтобы дети задумывались о своем будущем, брали в пример своих родителей. Наш Зеленодольский район является уникальным и неповторимым не только в отношении природы, но и славится знаменитыми людьми, Просветитель Каюм Насыри (родился в 1825 г. в деревне Верхние Ширданы), художник Константин Васильев, начальник Зеленодольского ГРОВД Халиуллин Закир Халиуллович, и многие другие, беззаветно преданные своей Родине. Это люди, которые не щадили себя и прославили свой край.
В Центре действует музей Боевой Славы, где собран материал о воинах–интернационалистах. На их годы службы выпали суровые испытания, но они достойно их преодолевали: Афганистан, Северный Кавказ, другие «горячие» точки. Накоплен большой и интересный материал. Во время экскурсии в музей, дети надолго застывают у экспонатов времен войны. Мальчиков привлекает военная одежда, муляжи гранат, автоматов и знамен. Уроки-встречи с ветеранами не оставляют равнодушными наших малышей.
Дополнительное образование выполняет задачу расширения культурного пространства. Знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Читая на занятиях сказки разных народов мира, рассматривая рисунки к произведениям, мы вместе с детьми находим отличия и делаем вывод; что каждый народ отличается друг от друга, но это не мешает дружить, помогать и мирно жить. Сказка «Репка» учит дружбе и взаимопомощи, «Красная Шапочка» - быть смелой и внимательной, «Приключения Буратино» - верить в дружбу и в чудеса, «Три поросенка» - быть трудолюбивым, «Шурале» - быть находчивым и смелым. В каждой сказке мы находим добрые и нужные советы.
Приобщение дошкольников с малых лет к культуре родного народа – это привитие интереса и любви к народному творчеству, национальному прикладному искусству, народным промыслам и ремёслам, обычаям и традициям. Это также глубокое уважение к культуре народов совместного проживания и к общечеловеческим ценностям как важнейшее условие жизни в открытом гражданском обществе. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В Татарстане живут русские, татары, чуваши, удмурты и это предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Татарии. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей. Развивая ребенка, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. В этом нам помогают знакомство с народными играми: подвижные, хороводные, настольные, забавы. Настольно-печатные: «Укрась калфак» (тюбетейку), «Узоры на покрывале», домино «Татарские узоры», «Татарское лото», «Придумай наряд для куклы», «Составь узор». Например, настольная игра «Подбери наряд для куклы». Воспитанникам предлагаются две куклы: мальчик и девочка. Надо правильно подобрать одежду какого-либо народа страны. Например, русского, татарского, чувашского, грузинского, украинского. Затем мы смотрим на образец и проверяем правильность выполнения задания.
Период от рождения до поступления в школу является наиболее важным в становлении и развитии личности, это время стремительного развития ребенка, первоначального формирования его физических и психических качеств, эмоциональной и волевой сферы. Создание благоприятных условий для такого развития является важнейшей педагогической и общественно значимой задачей. Стремление раскрыть творческие и интеллектуальные способности ребенка именно в дошкольном возрасте с целью более успешной подготовки к школьному обучению выступает значимым мотивом в спектре социального заказа родителей системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование ориентировано на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения.