Презентация 6 класс Композиционное построение орнаментов в национальной вышивке.


Тема урока: «Композиционное построение орнаментов
в национальной вышивке» Презентация.
Класс 6 класс.
Время реализации занятия: 2 урока по 45 минут.

«Самым талантливым, гениальным является
народное искусство. Всё – что сохранено народом
и пронесено через столетия»

Цели: - ознакомить учащихся с историей развития национальных вышивок
(русская, калмыцкая);
- ознакомить с историей возникновения орнаментов, видами, и их
смысловыми значениями;
-знакомство с основными орнаментальными композициями мотивов:
а) геометрический
б) растительный
в) зооморфный
г) астральный
д) пейзажный
- научить строить композиции с использованием народных мотивов
орнамента.
Задачи:
Обучающие - ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров. Научить составлять орнамент, используя вариации различных фигур.
Развивающие – совершенствовать практические навыки работы при составлении орнаментов, подборе цветов, развивать координацию движений рук, исполнительские умения.
Воспитательные - прививать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке; воспитание любви к родному краю на основе ознакомления с калмыцкой вышивкой. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Методы проведения: рассказ, сообщения учащихся, самостоятельная работа учащихся, построение орнамента.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, рисунки орнаментов.
Тип урока: урок получения познавательных знаний и практического использования знаний, умений, навыков.
Виды работы: беседа, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, работа практическая.
Методическое обеспечение урока:
презентация к уроку о калмыцкой вышивке;
раздаточный материал – лист с мотивами орнаментов.


Ход урока :

Организационная часть.
Сообщение темы Слайд 1

Эпиграф нашего урока – высказывание М.И.Калинина
«Самым талантливым, гениальным является народное искусство.
Всё, что сохранено народом и пронесено через столетия».
Как вы это понимаете?
(Учащиеся высказывают свои суждения, по поводу народного искусства)

Постановка цели урока. Слайд 2

– А вы бы хотели сегодня о народном искусстве и сами спроектировать орнамент?
Тогда какая же цель нашего урока?

– Познакомиться с историей возникновения вышивок и создать проект орнамента.

Учитель:
Из истории русской вышивки. Слайд 3,4,5
История возникновения вышивки уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышивкой обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка носила сугубо сакральный смысл.
Женщины вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.
Каждый узор, каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.
Одним из распространенных символов в вышивке занимает символ солнца - квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян, да и не только для славян, а и для малых народов, как калмыки, навечно связавших свою судьбу с русским народом - имели земля, вода, дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная воду, наклонные линии – дождь.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XV-XVII вв. На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами и другими народами, как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
Рассматривая бурятскую, монгольскую, тибетскую, и других народов, вышивку, и сравнивая её с калмыцкой – выделяем много общего.
Как и любая другая народная вышивка имеет множество правил и условностей.
Слайд 6 Цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.
Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.
Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный - от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти). Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью.
Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.
Шёлк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.
Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!
Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.
Обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.
Обереги вышивают согласно лунному календарю. Обереги для детей вышивают на первой четверти луны, для взрослых - на 2-3й, в зависимости от назначения оберега. Для прибыли чего-то (благосостояния, здоровья, женского очарования, мужской силы и мудрости) - в 10 или 14 день луны, на убытие чего-либо (болезней, например) - на 3-четверти (20-й лунный день). Гармонию Женского начала можно начинать и во 2-ю и в 3-ю четверть.
В "удачный" день оберег начинают, т.е. отшивают 10 крестиков. Есть время – вышивают полностью, нет – продолжают в любой другой день.
Оформляются обереги на любой вкус. Важно только одно: чем чаще будет контакт между оберегом и хозяином, тем сильнее он будет действовать. Еще один момент. Обереги через определенное время необходимо очищать, т.е. стирать.
1. Семейный оберег.
Несет в семью процветание, изобилие и достаток. Способствует успеху во всех делах, росту прибыли,
развитию своего собственного дела, которым занимается мужчина, а жена только помогает.
Исцеляет от болезней и недугов тело, лечит душевные травмы. Исцеляет и гармонизирует отношения между супругами.
Способствует правильному распределению ролей в семье, где муж - добытчик, а жена - хранительница семейного очага.
2. Звездная половинка
«Звезда Всемирья, символ звёздной половинки и основа для благополучного и радостного семейного союза.



3. Молвинец - Обереговый символ, защищающий каждого из Родов Великой Расы:
от злого, нехорошего слова, от сглаза и Родового проклятия, от наговора, и отговора, от навета и извода. Считается, что Молвинец - это Великий Дар Бога Рода", т.е. получается довольно-таки сильный и универсальный оберег. А с другой стороны, во многих источниках его обозначают лишь как помощника в ораторском искусстве и усилителя приказов.

4. Оберег Хозяйки дома, несет в дом радость, благополучие и изобилие. Своей владелице дает крепкое здоровье, умение споро и с радостью вести хозяйство, раскрывает кулинарный талант (который, без сомнения есть у всякой Женщины, но у многих просто спит), а также талант к любому женскому рукоделию. Помимо прочего, оберег наделяет свою Хозяйку сильной интуицией и даром предвидения (недаром небесная пряха Макошь является и Богиней человеческой судьбы).
Этот оберег не обязательно носить при себе, он больше домашний. Находясь дома, он распространяет свое влияние не только на Хозяйку, но и на всех членов семьи, и несет в дом достаток, благополучие и изобилие. Вышивается на зеленом фоне.
Можно вышивать для себя на растущую Луну.

5. Прибавление рода. По сути, он должен помогать женщине стать матерью и родить здорового малыша.
Этот оберег так же дает осознание, для чего нам дети, готовы ли мы их привести в этот мир, что мы можем им дать. Сильный женский оберег также и для полноты дома, так как часто вывешивали этот оберег по весне для урожая, для плодородия.

6. Цветок папоротника - Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе - Перунов Цвет. Считается, что от способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. Даёт возможность человеку раскрыть Духовные силы.
Самый сильный оберег - сделанный с любовью, с заботой и с думами и пожеланиями добрыми и хорошими для близкого вам человека.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности.
Мотивы орнаментов СЛАЙД 7
Для неё характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов.
Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией.
В изображении рисунка закладывается определённый смысл.

Например:
- фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – СОЛНЦЕ И ЛУНУ,
- горизонтальной, волнистой линией – ВОДУ,
женская фигура и цветущее дерево олицетворяли – ПЛОДОРОДИЕ ЗЕМЛИ, - приход весны - символизировали ПТИЦЫ.
Старинными русскими швами являются полу-крест, крест, тамбурная вышивка, гладь.
У каждого народа самобытные способы оформления одежды.

Из истории калмыцкой вышивки
Слайд 8
Национальная Калмыцкая вышивка издревле являлась одним из наиболее развитых видов народного искусства. Вышивали калмычки шёлком, серебряными и золотыми нитями, бисером, стеклярусом. Характерная особенность калмыцкой вышивки – чистота, яркость, богатый спектр тонов.
Слайд 9
Создавая изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы: сухожильные, шерстяные, шёлковые, серебряные и золотые нити. Расшивали бисером, галунами, шнурками, тесьмой, пуговицами и всевозможными металлическими деталями. Каждый узор скрупулёзно разрабатывался, благодаря многообразию швов.
Слайд 10
Золотые и серебряные узоры на шапках, платьях выполнялись гладевыми швами, начиная от простых и кончая самыми сложными, создавая почти рельефную поверхность на чёрном, красном и синем бархате.
Слайд 11
Выполнение вышивки на мягком материале, как войлок, швы становятся еле заметными, зато рисунок орнамента при освещении солнца, оживает, и всё поле вышивки показывает мягкий, плавный рисунок.
Слайд 12
У калмыцкого народа самая распространённая вышивка «Зег». Это вышивка-наложение шнурка, тесьмы или ниток, которые крепятся второй ниткой по форме рисунка.
Слайд 13
Орнамент «Зег» выполняли обычно шерстяными нитками, которые изготавливали калмыцкие женщины. Нитки были высокого качества, окрашены в разные цвета, почти не выгорали на солнце, и не линяли при стирке.
Слайд 14 В калмыцкой орнаментике цветовая гамма состоит из шести цветов – жёлтый, красный, зелёный, синий, белый(серебристый), и чёрный. Но наблюдается тончайший переход оттенка.
Особо почитались в народе красный и жёлтый цвета, т.к. по утверждению духовенства, они были любимыми бурханами. Красный и жёлтые цвета были объявлены священными, и одежды таких цветов носили только лица духовного звания.
Жёлтый и золотой цвет – символизировали постоянство. Шли века, всё менялось, но власть золота оставалась, вечным и неизменным оставалось и солнце. И символом вечности, неизменности, данного свыше богом, стали цвета солнца и золота – жёлтый и золотой.
Голубой цвет – цвет лазоревого неба, символ верности и преданности.
Зелёный цвет – цвет весны, покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, и не нужно уходить далеко от стоянок.
Белый и чёрный цвета – считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север.
БЕЛЫЙ – день, свет, жизнь, чистота и независимость.
ЧЁРНЫЙ – тьма, мрак, суеверные страхи, злые духи и смерть.

Красный цвет – цвет радости, торжества, веселья и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Солнце – как источник тепла и света, стал символом калмыцкого народа.
Символом солнца стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков, если кто-то срывал головной убор и бросал его на землю. А красный лоскуток или ниточку, лежащие на земле обязательно поднимали, что бы не прогневить высшее божество – солнце, и не навлечь на себя беды.
Слайд 15
Типологический состав орнамента
Живя среди природы, калмыцкий народ научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил явления природы, которые стал обозначать условными знаками.
Так вихрь, водоворот, ураган – получили вид спирали.
Солнце, луна – вид круга. Интересно, что все эти знаки встречаются у всех народов эпохи неолита. Ромб у многих народов – это мощь, сила, удача.
У многих народов есть идентичные мотивы. Люди выражали графическими символами такие общие понятия, как солнце, вода, покой, движение. Это говоря о том, что, не смотря на национальные особенности, народное искусство глубоко интернационально, и отношение людей к окружающему миру, к красоте, гармонии едино.

Слайд 16 Все мотивы калмыцкого орнамента подразделяются на пять исторически сложившихся групп:
1. Геометрический
К геометрическим мотивам относятся – линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, точки, круги, крестообразные, сердцевидные фигуры, решётки и т.д. Степная дорога, стада коров, падающие звёзды, плети – всё это стилизировалось в мотивы.
Слайд 17 Из шерсти, конского волоса делались необычные узлы, которые на юге европейской части нашей страны назывались калмыцкими. В орнаментах тоже есть мотивы калмыцких узлов. При составлении такого орнамента получается сложная решётка. Его называют «узелок счастья». Вышивая такие мотивы на поясе, вышивальщица выражала целый ряд благопожеланий, или указывала в узоре своё имя, свой род и кто её родители. Такие пояса передавались поколениям.
Слайд 18
Орнамент «Меандр» называется «ниточкой счастья» , потому что мотив выражает жизненный путь кочевника, его бесконечные передвижения по степи. Изображается меандр на самых дорогих одеждах
Слайд 19
2. Растительный.
Богатейшие орнаментальные мотивы занимает растительный узор. С ранней весны, когда появляются подснежники, калмыцкая степь зацветает и держится в цвету до глубокой осени, меняя наряд за нарядом. Богатую флору степи запечатлели калмыцкие мастерицы – золотошвеи, создавая удивительные узоры.
Слайд 20
3. Зооморфный.
У калмыцкого народа большое место занимал животный мир, как реальный, так и фантастический (лошади, верблюды, коровы, змеи, орлы, драконы, жуки, рыбы, шулмусы и т.д.). Изображение рогов – символ основного богатства калмыков – скот. В народном искусстве животный орнамент, применяется умельцами на поясах, сумках, кожаных сосудах.
Слайд 21
4. Астральный
Солнце – начало начал, изображали его и луну (луна становилась солнцем ночью) на одеждах и предметах домашнего обихода. В орнаментах часто встречается узор сдвоенной луны. Лучшее время года у калмыков длилось от шести до девяти месяцев, поэтому часто встречаются орнаменты шести- и девятилепестковой розетки.
Многие вышивки включали в себя крест. По начертанию он имеет много форм. Символический смысл креста, как четыре стороны света, символ нерушимой дружбы народов. А в Тибете крест является священным знаком Будды.
Слайд 22
5. Пейзажный
Поклонение силам природы кочевого народа отражается в символике пейзажного орнамента. Это изображение облаков, молний, огня, воды.
Всё это символизирует пространство, непобедимость, расцвет.

Физминутка Слайд 23
Композиционное построение узоров.
Слайд 24 Повторение по вопросам.

Учитель: Что такое орнамент ?
Ученица: Орнамент - латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение крупных и более значимых элементов, и подчинение им мелких элементов, на основе определённого повтора (раппорт). Орнамент оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Он зависит от формы назначения и материала, из которого выполняется изделие.

Учитель: Какие виды орнаментов вам известны?
Слайд 25
Ученица: Ленточный орнамент – применяется для украшения середины или края изделия.



Сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что он строится при помощи сетки. Сетка состоит из ячеек. Наиболее простое расположение элементов орнамента – в квадратной сетке.


Центрический (розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.




Учитель: Теперь поговорим о цвете – цветовой гамме.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
Слайд 26
Учитель: Какие цвета называют хроматическими?
Ученица: К хроматическим относятся 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Основными считаются – красный, жёлтый, синий. Смешивая два основных цвета, можно получить дополнительные цвета.
Хроматические цвета делятся на тёплые и холодные.
К тёплым - относятся красный, жёлтый, оранжевый и все цвета этих оттенков.
Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый, зелёный и другие, которые получаются при смешивании цветов.
Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, а холодные дальше.
Ахроматическими цветами считаются белый, черный, все оттенки серого цвета.
Слайд 27 Учитель: Как определяется насыщенность цвета?
Ученица: Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.
Для вышитых работ немаловажным является фон, поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отделочных материалов, но и основы.
Учитель: Современное толкование символов и орнаментов, выраженных условным языком пиктограммы, способствует развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории родного народа, развитию этнокультуры, укреплению дружбы и взаимообогащению культуры народов России.
В глубокой древности наши предки пользовались письмом «Карт», то есть – орнаментальной письменностью, клеймами, тамгами, буквенными метками, знаками собственности.
Слайд 28 Элементы символов угадываются в традиционных родовых орнаментах, где каждая деталь геометрических форм узора наполнена смыслом, читающимся как короткий сказ с мудрым заветом рода, напутствия, символа рода. Этим искусством ныне владеют рукодельницы, художники.
Знаки пиктограммы прошли исторический путь и закрепились как канон, как ценнейшее национально - культурное наследие, дошедшее до нас из глубины веков.

Практическая работа . Техника Безопасности. Слайд 29

Слайд 30 Задание: Составление геометрического орнамента «узелок счастья»

1 шаг. Используя инструменты, создадим узор калмыцкой вышивки – “узелок счастья”. Самый простой, или повторяющий дважды.
В тетради рисуем квадрат со стороной 50 мм, расположив диагональ горизонтально.
2 шаг. По углам, на продолжении линий, рисуем квадраты со стороной 20 мм.
3 шаг. В центре, соблюдая параллельность линий, рисуем квадрат со стороной 20 мм.
4 шаг. Накладываем узор калмыцкого орнамента один на один. Центральный квадрат является ориентиром.

ХI .Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; выполнили практическое задание составления орнаментов. С заданием все ученицы справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед нами, выполнена.

Домашнее задание. Слайд 31
Используя символы создать эмблему или орнамент семьи, истолковать заложенный в них смысл.

Используемая литература:
Технология: Учебник 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др.; Под ред. В.Д.Симоненко- М.: Вентана-Графф,2013.
Калмыцкое народное искусство. Болдырев Б.Ш. Элиста 1970 г.
Калмыцкий народный орнамент. И.Г.Ковалёв. Элиста 1970 г.
Народное декоративно-прикладное искусство калмыков.
XIX - начало XX вв. Батырева С.Г. Элиста 2006 г.

Сайты:
Толкование основных символов народных узоров ru.chuvash.orge/
Вышивание Википедия ru.wikipedia.orgВышивание
mpsamara.ruarticle/5-embroidery



















План урока.
Оргмомент
Тема урока «Композиционное построение орнаментов в вышивке»
Цели урока (Эпиграф)
Изучение новой темы. Презентация «Из истории русской вышивки»
- Семейный оберёг
- Звёздная половинка
- Молвинец
- Оберёг хозяйки дома
- Прибавление рода
- Цветок папоротника
V. Мотивы орнамента (геометрические, растительные, животные)
VI. Из истории Калмыцкой вышивки.
- швы
- использование различных материалов
- вышивка на войлоке
- вышивка «Зег»
- цветовая гамма
VII. Типологический состав орнамента
- смысловое значение.
- геометрический
- растительный
- зооморфный
- астральный
- пейзажный.
VIII. Физминутка
IX. Повторение (Ответы на вопросы)
X. ТБ. Практическая работа «Составление геометрического орнамента
«Узелок счастья»».
XI. Итог урока.
XII.Домашнее задание
XIII.Использованная литература







узор ленточнРисунок 1узор ленточн.jpgузор центричРисунок 3узор центрич.jpg15