Моделирование как метод познания 9 класс


МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ9 класс
Планируемые образовательные результаты: предметные - знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели;
метапредметные - владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
личностные - понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
обобщение и систематизация представлений учащихся о моделях и моделировании;
рассмотрение натурных и информационных моделей как разных способов отражения в модели признаков объекта-оригинала;
рассмотрение этапов построения информационной модели;
представление подходов к классификации моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
модель;
моделирование;
цель моделирования;
натурная (материальная) модель;
информационная модель;
формализация;
классификация информационных моделей.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
презентация «Моделирование как метод познания» из электронного приложения к учебнику;
анимированные 3D модели строений, образующих ансамбль московского Кремля (Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др.) (sc.edu.ru);
информационный, практический и контрольный модули «Назначение и виды информационных моделей» (http://fcior.edu.ru);
интернет-ресурс «Google Планета Земля» (http://earth.google.com/intl/ru/).
Особенности изложения содержания темы урока
Урок строится на основе презентации «Моделирование как метод познания» из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о моделях и моделировании.
Важно обратить внимание учащихся на этапы построения информационной модели, на формализацию как важнейший этап моделирования. Кратко рассматриваются вопросы классификации информационных моделей.
В процессе изложения материала можно рассмотреть задания №4 и №5 к §2.1 учебника.
В практической части урока можно предложить ученикам познакомиться с приложением «Google Планета Земля» и найти с его помощью информацию о следующих объектах:
Австралия, Sydney Opera Hous e: 33°51'24.34"S 151°12'54.17"E
Великобритания, Лондон, Бигбен, Вестминстерское аббатство: 51°29'59.60"N 0°7'27.46"W
Греция, Акрополь: 37°58'16.69"N 23°43'34.10"E
Египет, пирамиды Хеопса: 29°58'41"N 31°7'53"E
Италия, Рим, Колизей: 41°53'24.65N 12°29'32.85E
Казахстан, космодром «Байконур» (одна из стартовых площадок): 45°59'46.06"N 63°33'50.18"E
Нидерланды, Амстердам, главная площадь, рядом с музеем восковых фигур «Мадам Тюссо»: 52°22'22.76"N 4°53'33.14"E
Россия, Волгоград, статуя Родины-Матери:48°44'32.47"N 44°32'12.93"E
США, Ниагарский водопад: 43° 4'40.36"N 79° 4'31.48"W
Франция, Эйфелева Башня: 48°51'29.54"N 2°17'39.69"E
Второй вариант практической работы можно организовать на основе
анимированных 3D моделей строений, образующих ансамбль московского Кремля (Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др.), находящихся в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
Ответы и решения к заданиям в РТ.
№ 73. Знаковая модель - формула вычисления дискриминанта квадратного уравнения, правила поведения учащихся; образная модель - рисунок пищеварительной системы рыб; смешанная модель - географическая карта.
№ 74. Моделируемый объект - автомобиль; моделируемый процесс - движение автомобиля; цель моделирования - увеличение скорости; характеристика, значимая с точки зрения цели моделирования - форма автомобиля, сопротивление воздуха.
Домашнее задание. §2.1; вопросы № 1-3, 6-7 к параграфу; № 73, № 74 в РТ.