Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе православной гимназии. Темы 7, 8.


Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе
православной гимназии. Темы 7, 8.тема №7
Христологические споры. Несторианство. III Вселенский Собор Эфесе. Свт. Кирилл Александрийский и его учение
К началу Vв. в христианском мире сформировались две наиболее крупные богословские школы: антиохийская и александрийская. Первая изучала Человечество Христа, вторая Его Божество. В понимании Писания обе школы также имели разные подходы, антиохийская предпочитала буквальный смысл, александрийская увлекалась аллегорическим. Между Церквями было своеобразное соревнование, не всегда укладывавшееся в евангельские рамки любви и прощения.
Патриарх Несторий был выразителем антиохийской точки зрения. Славился как не плохой оратор. В 428г. Его пригласили на Константинопольскую кафедру. Однажды в проповеди патриарший секретарь Анастасий сказал, что Богородица не могла родить Бога, ведь тварь не может родить своего Творца, по его словам, она родила человека, с которым соединился Сын Божий. Слова вызвали возмущение народа. Через несколько дней Несторий подтвердил, что мыслит так же, предложив называть Богородицу Христородицей. Когда о новом учении стало известно в Египте, патриарх Кирилл Александрийский обличил неправославие своего собрата. Учение Нестория было рассмотрено Кириллом в 12 пунктах, каждый из которых заканчивался анафемой. Эти «12 анафематизмов» стали своего рода символом веры александрийской Церкви. При этом сам Кирилл употребил в своих трудах не совсем точные выражения, например: «единая природа Бога Слова воплощённая». Это дало повод ожесточённой критике со стороны антиохийцев. Ведущий антиохийский богослов того времени блаженный Феодорит Кирский назвал учение Кирилла «…тьмой, мрачнее тьмы египетской». Папа римский Целестин 1 поддержал точку зрения Кирилла.
3 Вселенский собор. 431г. Эфес. 197 участников.
Кирилл Александрийский убедил имп. Феодосия Младшего созвать Собор, чтобы разрешить несторианские споры. Собору не повезло с организацией, т.к. на нем были представлены исключительно александрийцы. Антиохийцы задерживались по уважительным причинам. Собор вынес осуждение Несторию и низложил его. Через несколько дней прибыла делегация антиохийцев, открывшая свой «Соборик» из примерно 50-ти участников. Поддерживают Нестория и осуждают Кирилла. Прибывшие после всех римские легаты, присоединяются к Собору Кирилла. Несторий уходит на покой. Общение между антиохийской и александрийской Церквями разорвано. По возвращению в Египет, Кирилл начинает переговоры с Иоанном Антиохийским. Обе стороны приходят к соглашению. Антиохийцы осуждают Нестория и признают Собор Кирилла. Кирилл подписывает богословскую формулу, приготовленную в Антиохии. Общение церквей восстановлено в 433г.
тема №8
Монофизитство. Диоскор Александрийский и «Разбойничий Собор» в Эфесе в 449г. IV Вселенский Собор в Халкидоне и его значение. Образование монофизитских Церквей
Монофизитство – учение об одной природе Христа.
На смену Кириллу Александрийскому пришёл Диоскор. Он проявил себя как мстительный, самоуверенный, не терпевший возражений тиран. Выступал за полное уничтожение всяких следов христологии «двух природ», рассматривая ее как еретическую, равнозначную несторианству. Ересь монофизитства впервые озвучил константинопольский архимандрит Евтих. Он говорил так: «Господь наш состоит из двух природ прежде соединения, а после соединения исповедую одну природу». Патриарх Константинопольский Флавиан на Соборе 448 г. осудил и низложил Евтиха. Однако Евтиха поддерживал двор имп. Феодосия II, где у него были большие связи, и значительная часть египетского и сирийского монашества. Евтих апеллировал к Риму и др. влиятельным центрам, в т. ч. к Александрии.
Осуждение Евтиха дважды было предметом разбирательств на поместных Соборах в К-поле весной 449 г. Вскоре император объявил о проведении Вселенского Собора в Эфесе для нового пересмотра дела, созыв Собора был поручен Диоскору. Диоскор, имея поддержку имп. Феодосия II, собрал армию монахов и переправился морем в город Эфес. Он открыл собор, названный Разбойничим в 449 году. Евтих был оправдан, а Флавиан и Феодорит Кирский анафематствованы. На вопрос Диоскора, «терпимо ли говорить о двух природах после воплощения», Собор высказался отрицательно, анафематствовав всякого, кто так утверждает. Это и стало исповеданием веры Разбойничего собора. Открыто против приговора выступил только римский легат диак. Иларий (впосл. папа Римский). Многие епископы не хотели подписываться, некоторые пытались покинуть заседание. «Смотрите,- объявил отцам Собора Диоскор,- если кто не хочет подписываться, тот против меня!» Немногие епископы попытались, хотя и робко, возражать. Некоторые, держа Диоскора за колени, умоляли его не осуждать епископов. Диоскор вызвал стражу. В храм вошли во главе с проконсулом вооруженные воины. Вместе с монахами, руководимыми сирийцем Варсумой, они угрожающе двинулись на епископов. Свт. Флавиан был арестован и отправлен в ссылку, где через полгода скончался. Диакон Иларий укрылся в алтаре. При таких обстоятельствах остальные участники Собора утвердили приговор. Флавиан подал апелляцию римскому папе Льву Великому. Тот поддержал Флавиана, написав ему послание (томос папы Льва). Папа богословствовал так: «две природы, соединенные неслитно, неизменно и нераздельно в одном Единородном Сыне, Спасителе нашем».
В 450г. скоропостижно скончался бездетный император Феодосий Младший. Воцарилась его сестра имп. Пульхерия. Она объявила о созыве Вселенского Собора для решения проблемы.
4 Вселенский Собор. 451г. Халкидон. 450 участников.
Собор выгодно отличался от предыдущих соборов своей безукоризненной организацией. Епископов рассадили по партиям. Заседания велись представителями императора Маркиана (муж Пульхерии). Собор повторно осудил Евтиха и низложил Диоскора. Патриарх Флавиан реабилитирован посмертно. Были приняты в общение Феодорит и Ива епископ Эдесский, низложенный Разбойничим собором за критику Кирилла александрийского.
По настоянию императора Маркиана Собор издал вероопределение: «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рождённого прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы - по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого».
Халкидонское вероопределение не принесло чаемого церковного мира. Мало того, середина V в.- важнейший рубеж в церковной истории, начало одного из самых трагических разделений среди христиан. Для споров VI в. важное значение имели личности Феодорита, еп. Кирского, и Ивы, еп. Эдесского. В глазах противников Собора принятие их в общение компрометировало Собор как несторианский. Египтяне в значительной степени поддержали монофизитство - не столько по вероисповедальному убеждению, сколько по политическим мотивам. Халкидонский Собор стал восприниматься в Александрии как победа К-поля, а значит, победа императорской власти. Об этом, возможно, говорит и пренебрежительное имя мелькиты (т. е. царские), употреблявшееся монофизитами в отношении своих православных оппонентов. Не признавшие решений Халкидонского Собора египетские христиане, получившие имя коптов (т. е. египтяне), отделились от Вселенской Церкви и обособились в национальную Коптскую Церковь монофизитского толка. К коптам принадлежало большинство крестьянского населения Египта, говорившего на языке, восходящем к эпохе фараонов. К монофизитству примкнула Армянская Церковь и половина населения Сирии.