Лабораторный практикум по Visual Basic

















ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Visual Basic. Основы программирования
Теория
Лабораторно-практические работы
Задания для самостоятельного выполнения

























Алматы 2015



Автор:
Машкова Наталья Игоревна – учитель информатики










Лабораторный практикум предназначен для проведения лабораторно-практических работ при изучении языка программирования Visual Basic в специализированных школах, лицеях
В пособии использованы материалы отечественных и переводных книг по Visual Basic, а так же автором обобщен личный опыт преподавания данного языка.


Содержание

13 TOC \o "1-3" 14Предисловие 13 PAGEREF _Toc490295648 \h 14415
Основные понятия Visual Basic 13 PAGEREF _Toc490295649 \h 14515
Этапы создания Windows-приложений 13 PAGEREF _Toc490295650 \h 14515
Экран проектирования в системе Visual Basic 13 PAGEREF _Toc490295651 \h 14615
Объекты управления и их свойства 13 PAGEREF _Toc490295652 \h 14715
Основные свойства объектов управления 13 PAGEREF _Toc490295653 \h 14815
Свойства, используемые для управления формой 13 PAGEREF _Toc490295654 \h 14815
Основные объекты управления и их специфичные свойства 13 PAGEREF _Toc490295655 \h 14915
Наименование объектов Visual Basic 13 PAGEREF _Toc490295656 \h 141115
События 13 PAGEREF _Toc490295657 \h 141215
События, возникающие при работе с мышью 13 PAGEREF _Toc490295658 \h 141215
События, возникающие при работе с клавиатурой 13 PAGEREF _Toc490295659 \h 141215
События, связанные с фокусом 13 PAGEREF _Toc490295660 \h 141215
События, специфичные для объектов 13 PAGEREF _Toc490295661 \h 141215
Окно кода процедуры обработки события 13 PAGEREF _Toc490295662 \h 141315
Понятие метода в Visual Basic 13 PAGEREF _Toc490295663 \h 141415
Проект приложения 13 PAGEREF _Toc490295664 \h 141515
Структура проекта 13 PAGEREF _Toc490295665 \h 141515
Запуск проекта 13 PAGEREF _Toc490295666 \h 141515
Сохранение проекта 13 PAGEREF _Toc490295667 \h 141515
Открытие проекта 13 PAGEREF _Toc490295668 \h 141515
Компиляция проекта 13 PAGEREF _Toc490295669 \h 141615
Лабораторно-Практические работы 13 PAGEREF _Toc490295670 \h 141715
Общие рекомендации по выполнению работ 13 PAGEREF _Toc490295671 \h 141715
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 13 PAGEREF _Toc490295672 \h 141815
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 13 PAGEREF _Toc490295673 \h 142015
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 13 PAGEREF _Toc490295674 \h 142215
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 13 PAGEREF _Toc490295675 \h 142415
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 13 PAGEREF _Toc490295676 \h 142615
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 13 PAGEREF _Toc490295677 \h 142815
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 13 PAGEREF _Toc490295678 \h 143015
Задания для самостоятельного выполнения 13 PAGEREF _Toc490295679 \h 143215
Задание № 1 13 PAGEREF _Toc490295680 \h 143215
Задание № 2 13 PAGEREF _Toc490295681 \h 143215
Задание № 3 13 PAGEREF _Toc490295682 \h 143315
Задание № 4 13 PAGEREF _Toc490295683 \h 143315
Задание № 5 13 PAGEREF _Toc490295684 \h 143315
Задание № 6 13 PAGEREF _Toc490295685 \h 143415
Задание № 7 13 PAGEREF _Toc490295686 \h 143415
Задание № 8 13 PAGEREF _Toc490295687 \h 143415
Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc490295688 \h 143515
Приложение 13 PAGEREF _Toc490295689 \h 143615
15


Предисловие

Язык программирования Visual Basic все шире используется в российском образовании. Одна из проблем, с которыми сталкивается преподаватель, работающий с этим языком, - недостаток методической литературы. Данное Лабораторный практикум может быть полезен преподавателям и учащимся, (подготовленным пользователям) изучающим объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic, а также может использоваться при проведении факультативных и кружковых занятиях в средних учебных заведениях. Опыт работы с другими языками программирования не обязателен, хотя, конечно, полезен.
Цель данного пособия – предоставить пользователю систематическое и наглядное изложение примеров разработки приложений под Windows.

Лабораторный практикум ( часть 1 )состоит из трех основных разделов:
Теория «Основные понятия Visual Basic”
В этом разделе описываются базовые понятия, позволяющие программистам новичкам понять основы Visual Basic. Этом материал не претендует на полное изложение, его следует рассматривать, скорее всего, как справочную информацию, которая позволит эффективно выполнять практические работы.

Лабораторно-практические работы по теме «Основные объекты управления и их свойства»
Каждая работа содержит подробное пошаговое описание действий по созданию программного проекта. При оценке выполнения практических работ следует обращать внимание на точное выполнение всех предписаний в работе.
Каждая выполненная работа должна быть сохранена.

Задания для самостоятельного выполнения
Самостоятельное выполнение заданий позволяет закрепить навыки работы учащихся в среде Visual Basic Преподаватель может использовать их в качестве контрольных работ.

Как работать с пособием.

Для правильной работы необходимо иметь:
Операционную систему Windows 95 или более поздней версии;
Visual Basic 5.0. и выше;
Процессор Pentium 166 MHz и выше;
5 MB HDD и более;
Драйвер CD ROM;
Монитор VGA или более высокого разрешения;
16 MB RAM;
Мышь.
При установке Visual Basic на учебный компьютер должны быть включена библиотека рисунков и значков Graphics.

Использованию данного учебного пособия должно предшествовать изучение теоретического материала об основных объектах управления и их свойствах и методах.
Перед выполнением первой Лабораторной работы учащийся должен создать свою папку на диске и в дальнейшем свои приложения сохранять в ней.
Контроль правильности выполнения практических работ и заданий для самостоятельного выполнения осуществляет преподаватель в режиме проектирования и в режиме выполнения.


Основные понятия Visual Basic
Visual Basic – один из первых языков программирования, поддерживающих событийно-управляемое программирование. Основной смысл событийно-управляемого программирования следующий: вместо скрупулезного описания каждого шага Вы лишь указываете, как реагировать на различные события (действия пользователя): выбор команды, щелчок в окне, перемещение мыши и т.д. Вы создаете не одну большую программу, а приложение, состоящее из набора взаимодействующих микропрограмм (процедур), управляемых пользователем.
Visual Basic – это среда разработки приложений под Windows, в которую включено все, что необходимо для создания, модификации, тестирования, корректирования и компиляции ваших программ.
Слово Visual «визуальный» (наглядный) означает способ разработки пользовательского интерфейса программы.
Интерфейс – совокупность средств, обеспечивающих физическое или логическое взаимодействие устройств и программ вычислительной системы. Здесь мы вкладываем в термин разработка интерфейса более узкий смысл – изобретение и создание такого способа ввода и вывода информации, который был бы максимально прост, удобен и приятен пользователю.

Этапы создания Windows-приложений
Постановка задачи – составление по возможности точного и понятного словесного описания того, как должно работать будущее приложение, - что должен делать пользователь в процессе его работы.
Разработка интерфейса – создание экранной формы (окна приложения) со всеми находящимися на этой форме объектами и свойствами этих объектов
Программирование – определение того, какие события будут происходить в процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программных кодов этих процедур.
Отладка – устранение логических ошибок в процедурах и достижение того, чтобы приложение удовлетворительно работало в среде проектирования.
Сохранение проекта и компиляция (создание исполняемого приложения).
Экран проектирования в системе Visual Basic

После загрузки Visual Basic на экране отображается несколько окон, положением и размерами которых можно управлять.
Экран содержит окна:
Строка меню
Меню содержит команды, используемые при работе Visual Basic . кроме стандартных меню File, Edit, View, Window, Help, здесь расположены меню, обеспечивающие доступ к функциям программирования, например, Project, Format, Debug
Панель инструментов (Toolbars Standard)
Предоставляет быстрый доступ к наиболее часто используемым командам среды программирования
Форма ( Form )– окно будущего приложения
Панель элементов управления (Toolbox)
Панель обеспечивает проектировщика набором инструментов, необходимых во время разработки для размещения элементов управления на форме
Окно свойств (Properties)
Перечисляет установленные свойства для выбранной формы или элемента управления.
Окно проводника проекта (Project Explorer)
Представляет список форм и модулей текущего проекта. Проект – это набор файлов, используемых для построения приложения.






Объекты управления и их свойства
Объектом называется некая сущность, которая, во-первых, четко проявляет свое поведение, а во-вторых, является представителем некоторого класса подобных себе объектов.
Классом объектов называется общее описание объектов, для которых характерно наличие множества общих свойств и общих действий. Примером класса может служить класс Командная кнопка – общее описание кнопок в окнах приложений. Эти кнопки могут быть всех цветов и размеров, но должны иметь множество общих свойств и других характеристик, например, событий, которые для этих объектов одинаковы.
Форма – это окно будущего приложения. Форма обладает свойствами, определяющими ее внешний вид, методами, определяющими ее поведение, и событиями, которые определяют ее взаимодействие с пользователем.
Элементы управления – это объекты, содержащиеся внутри объекта - Форма. Каждый тип элемента управления имеет свой собственный набор свойств, методов и событий, что делает его пригодным для определенной цели.
Свойства в Visual Basic - количественно измеряемый атрибут объекта (элемента управления или формы). Значения свойств можно задать на стадии проектирования в окне свойств. Активизировать окно свойств, можно по-разному:
в строке меню View / Properties Window
клавиша F4
кнопка на панели инструментов

Установка значений свойств объектов

Значения свойств объектов можно менять двумя способами:
при проектировании:
В каждый момент проектирования только один объект является выделенным (активным). Он окружен рамкой из восьми маркеров. В окне свойств отображается список свойств именно активного объекта. Новое значение свойства вводится в окне свойств.
при выполнении приложения:
в программный код включается команда, имеющая следующий общий вид

ИмяОбъекта.Свойство=Значение

Получение значений свойств

Получают значение свойств тогда, когда хотят определить состояние объекта до выполнения каких-либо действий из кода. Общий вид команды следующий:

Переменная=ИмяОбъекта.Свойство
Основные свойства объектов управления

Свойство
Назначение

Name
Имя объекта

Caption
Заголовок

Visible
Видимость

BorderStyle
Стиль границ

FontBold
Полужирный шрифт

FontItalic
Курсив

FontName
Тип шрифта

FontSize
Размер шрифта

FontUnderline
Шрифт подчеркнутый

Enabled
Доступ

Left
Координата по горизонтали

Top
Координата по вертикали

Height
Высота объекта

Width
Ширина объекта

BorderColor
Цвет фона

ForeColor
Цвет шрифта

BorderColor
Цвет границ

FillStyle
Стиль заполнения

MousePointer
Вид курсора при наведении на объект


Свойства, используемые для управления формой

Свойство
Назначение

MinButton
MaxButton
Наличие кнопки минимизации окна
Наличие кнопки максимизации окна

KeyPreview
Определяет, вызываются ли процедуры обработки события клавиатуры формы перед событиями клавиатуры элементов управления

Left
Top
Определяют местоположение формы по отношению к левому верхнему углу экрана монитора

Icon
Устанавливает отображаемый при сворачивании формы значок

WindowState
Состояние окна после загрузки приложения

Auto Redraw
Определяет возможность автоматического перерисования

ClipControls
Определяет необходимость перерисовки всего объекта или появляющейся части

ControlBox
Определяет наличие кнопки системного меню на форме

DrawWidth
Определяет ширину рисуемой линии (точки)

ScaleHeight, ScaleWidth
Определяет число единиц измерения по вертикали и горизонтали

ScaleLeft, ScaleTop
Определяет координаты верхнего левого угла

Основные объекты управления и их специфичные свойства

Пистограмма / Назначение
Специфические свойства




Командная кнопка (CommandButton)
Default при значении True командная кнопка определена как кнопка по умолчанию, т.е. при нажатии Enter она будет нажата.
Cancel определяет как кнопку отмены по умолчанию т.е. при нажатии Esc она будет нажата.
Style стиль, принимает два значения: стандартный и графический
Если стиль Graphical, то можно менять свойства:
Picture картинка
DownPicture- картинка внизу
DisabledPicture- картинка если у кнопки нет доступа




Текстовое окно ( TextBox ) – экранная область, в которое можно вводить текст
MaxLength максимальная длина, если значение нуль, то можно вводить любое кол-во символов
Multiline значение False запрещает ввод более одной строки, значение True – разрешает ввод нескольких строк после нажатия Enter
ScrollBars наличие (1, 2, 3) или отсутствие (0) линеек прокруток в текстовом поле
Text текст, отображаемый в поле.
Locked блокировка редактирования
Следующие свойства доступны в режиме выполнения
SelStart число, указывающее место вставки в строке текста
SelLength количество выделяемых символов
SelText определяет выделенный текст




Метка ( Label ) – применяется для отображения текста, который пользователь не может редактировать
Alignment выравнивание
AutoSize автоподстройка размера. При значении True размер метки подгоняется под размер текста, заданный свойством Caption. Если значение False метка сохраняет размер, установленный при проектировании
WordWpar перенос слов
BorderStyle стиль границ




Переключатель (OptionButton) для организации выбора из нескольких возможностей. Выбор одного сбрасывает все другие переключатели.
Value показывает выбран переключатель или нет
Style стиль, изменение вида переключателя
Если стиль Graphical, то можно менять свойства:
Picture картинка
DownPicture- картинка внизу
DisabledPicture- картинка если у переключателя нет доступа





Флажок (Check Box) - для организации выбора типа да/нет. Работают независимо друг от друга, пользователь может установить любое их число одновременно.




Рамка (Frame) для объединения объектов в группы






Линейки прокрутки
( Scroll bar ) горизонтальная и вертикальная действуют совершенно одинаково. Эти объекты позволяют узнавать о позиции движка (scrollbox), кроме того контролировать диапазон действия линейки прокрутки и дискретность перемещения движка
LargeChange определяет величину, которая добавляется или вычитается из значения Valueпри щелчке внутри линейки прокрутки
Max число, определяющее крайнюю правую или нижнюю позицию
Min число, определяющее крайнюю левую или верхнюю позицию
SmallChange -определяет величину, которая добавляется или вычитается из значения Value при щелчке на одной из стрелок на концах линейки прокрутки
Value число, которое отражает текущую позицию движка на линейке


13 EMBED Word.Picture.8 1415

Таймер ( Timer) – это объект, способный инициировать события через регулярные промежутки времени
Interval число (от 0 до 65535), определяющее интервал времени в мс между двумя событиями. Интервал, равный нулю, отключает таймер




Линия (Line) –для вычерчивания линий на поверхности формы. Не поддерживает никаких событий.
X1, Y1 координаты левого края линии
X2, Y2 координаты правого края линии
BorderWidth толщина линии
BorderStyle стиль линии




Список (ListBox)-предоставляет список возможных вариантов выбора, позволяет ограничить ввод элементами списка
Style стиль списка
Sorted сортировка элементов списка
List позволяет заполнить список на стадии проектирования
ListIndex определяет положение выбранного элемента списка
ListCount определяет количество элементов списка
Text элемент списка или строка, введенная пользователем




Комбинированный список (ComboBox) Совмещает возможности списка и текстового окна, содержит редактируемое поле





Окно рисунка (PictureBox)- для размещения графической информации в определенных участках формы. Требуют больше памяти и времени на обработку, больше подходят для динамических объектов
Может выполнять функции контейнера для других элементов управления.
Picture позволяет выводить растровую картинку (.bmp), либо значок (.icon)
AutoSize автоподстройка размера




Изображение (Image) – для размещения графической информации в определенных участках формы. Удобно использовать в статической среде (не предполагается изменение)
Picture позволяет выводить растровую картинку (.bmp), метафайл, файлы JPEG или GIF либо значок (.icon)
Stretch Растягивать. Если значение True картинка подгоняется под размер элемента управления.




Контур или фигура (Shape) для вычерчивания контуров в виде прямоугольника, окружности, овала, квадрата, прямоугольника, квадрата с закругленными углами
Shape тип контура
FillStyle стиль заполнения
BorderStyle стиль границ контура
BorderWidth толщина контура




Список файлов( FileListBox) позволяет узнать, какие есть файлы на дисках системы и выбрать один из них
Pattern определение шаблона для списка файлов
Следующие свойства определяют тип отображаемых файлов
Archive архивный
System системный
Hidden скрытый
ReadOnly только для чтения




Список каталогов (DirListBox) позволяет узнать, какие есть каталоги на дисках системы и выбрать один из них
Path позволяет установить или получить текущий каталог


Наименование объектов Visual Basic

При изменение имени (Name) объектов Visual Basic рекомендуется использовать следующую простую схему:
начинать название с трехбуквенного префикса;
использовать только буквы, цифры и знак подчеркивания ( _ );
использовать не более 40 символов.
Создатели Visual Basic рекомендуют начинать название с трехбуквенного префикса в соответствии с типом объекта. Например, у вас может быть командная кнопка с названием cmdCancel и форма frmMain. Рекомендуемые префиксы перечислены в табл.

Объект
Рекомендуемый префикс

Форма
Frm

Флажок
Chk

Комбинированное окно
Cbo

Командная кнопка
Cmd

Окно данных
Dat

Список каталогов
Dir

Список дисков
Dsk

Рамка
Fra

Сетка
Grd

Горизонтальная линейка прокрутки
Hsb

Изображение
Img

Метка
Lbl

Линия
Lin

Список
Lst

Меню
Mnu

Переключатель
Opt

Окно рисунка
Pic

Фигура
Shp

Текстовое окно
Txt

Таймер
Tmr

Вертикальная линейка прокрутки
Vsb

События
Событием называется характеристика класса объектов, описывающая внешнее воздействие, на которое реагирует объект этого класса во время работы приложения.
Программы на Visual Basic управляются событиями, другими словами – действия пользователя вызывают выполнение различных процедур. Работает это примерно так: программа ждет, пока пользователь не сделает что-либо, т.е. пока не произойдет событие; затем программа реагирует на это событие, запуская соответствующую процедуру или процедуры, затем программа снова терпеливо ждет следующего события.
События, возникающие при работе с мышью

Событие
Описание
Параметры событий

Click
Щелчок


DblClick
Двойной щелчок


MouseDown
Кнопка мыши нажата
Shift – определяет статус клавиш Shift( 1 ), Ctrl( 2 ), Alt(4) ни одна кнопка не нажата - 0
Button – определяет статус нажатой кнопки (левая - 1, правая - 2, средняя–4,) X,Y – позиция указателя курсора

MouseUp
Нажатая кнопка мыши отпущена


MouseMove
Мышь перемещается из своей текущей позиции


DragDrop
Завершение перетаскивания
Source – ссылка на объект, который был перемещен, X,Y – позиция курсора

DragOver
«Буксируемый» объект попадает в область другого объекта
Stale – принимает значения
0 –область занята, 1–область свободна


События, возникающие при работе с клавиатурой

Событие
Описание
Параметры событий

KeyPress
Нажата клавиша, соответствующая символу ASCII
KeyAscii- значение ASCII-кода нажатой клавиши

KeyDown
Нажата любая клавиша на клавиатуре
KeyCode – указывает нажатую клавишу
Shift – определяет статус клавиш Shift(1), Ctrl( 2 ), Alt(4)

KeyUp
Отпущена любая клавиша



События, связанные с фокусом

Объект, имеющий фокус, может получать вводимую пользователем информацию с помощью мыши и клавиатуры.
Событие
Описание

GotFocus
Получении фокуса

LostFocus
Потеря фокуса


События, специфичные для объектов

Событие
Описание
Для какого объекта характерны

Load
UnLoad
Загрузка
Закрыть форму
Форма

Resize
Изменение размера
Форма, Картинка

Change
Изменение
Текстовое окно, Полосы прокрутки, Список каталогов
Комбинированный список,

Scroll
Прокрутка
Полосы прокрутки, Список, Комбинированный список, Список файлов, Список каталогов

Timer
Истечение интервала времени
Таймер

Окно кода процедуры обработки события

Любой объект можно связать с набором процедур, исполняемых в строго определенные моменты. Процедура (procedure) – это группа операторов языка. Исполняется процедура – исполняются ее операторы. Так или иначе, весь составленный вами исполняемый код обязательно помещается в какую-нибудь процедуру. Процедура, присвоенная объекту, связана с определенным событием и поэтому называется процедурой обработки события. Важно отметить, что с одним объектом могут быть связаны несколько событий.
Имя процедуры обработки события для элемента управления составляется из имени элемента управления (Name), знака подчеркивания ( _ ) и имени события.
Для открытия окна кода процедуры существует три способа:
двойной щелчок по объекту
клавиша F7
в меню выбрать View / Code


список объектов формы
список событий объекта
процедура

Процедуры по умолчанию не делают ничего; они состоят лишь из объявления процедуры (Sub)и оператора, помечающего конец процедуры (End Sub)
Программный код вводится между строками Private Sub и End Sub

Понятие метода в Visual Basic

Visual Basic предоставляет большое количество встроенных процедур и функций (функции – это особый класс процедур, которые возвращают значения аргументов). Эти процедуры и функции описаны в справочной системе или документации на систему программирования.
Процедуры и функции уже не одно десятилетие являются неотъемлемой частью любого языка программирования. Лишь сравнительно недавно, когда появились языки, поддерживающие объектно-ориентированное программирование, были ведены особые типы процедур и функций, названные методами. Методы «работают» как процедуры и функции, но принадлежат конкретным объектам, так же как и свойства. Методы объекта определяют те задачи, которые может выполнить данный объект.
Чтобы вызвать метод, надо указать имя объекта и через точку имя метода.
Некоторые методы предусмотрены практически для всех типов объектов, другие же более специфичны. В таблице. приводится список основных методов, элементы управления, для которых они определены, и краткое описание действия.

Название метода
Элементы управления, для которых используются методы

Описание действия

Addltem
ListBox, ComboBox
Добавление элемента в список

Circle
Form , PictureBox
Рисование дуги, эллипса или окружности

Clear
ListBox, ComboBox
Удаление всех элементов списка

Cls
Form, PictureBox
Очистка от графических элементов или текста

Drag
Все, кроме Line, Menu, Shape, Timer
Перемещение объекта

Hide
Form
Спрятать форму с экрана без ее выгрузки

Line
Form, PictureBox
Рисование линии или прямоугольника

Move
Все, кроме Timer и Menu
Перемещение элемента

Point
Form, PictureBox
RGB (red-green-blue) цвет точки

PopupMenu
Form
°Вывод всплывающего меню в заданной точке формы

Print
Form, PictureBox.
Печать строки на объекте

Pset
Form, PictureBox.
Точка на объекте

Refresh
Все
Немедленная перерисовка на экране

RemoveItem
ListBox, ComboBox
Удаление элемента списка или ячеек в сетке

Scale
Form, PictureBox.
Координаты объекта

SetFocus
CheckBox, ComboBox, CommandButton, FileListBox, Form, HscrollBar, ListBox, OptionBiitton. PictureBox, TextBox. VScrollBar
Установка курсора

Show
Form
Вывод формы на экран

ZOrder
Все
Расположение на переднем или заднем плане


Проект приложения
Программный проект – это совокупность частей, составляющих будущее Windows-приложен. Любой проект должен состоять из одной или нескольких экранных форм и одного или нескольких программных модулей.

Структура проекта

При создании приложения в Visual Basic программист работает с проектами. Проект (project) - это набор файлов, используемых для построения приложения. В этот набор входят:
Файл формы(для каждой формы) – содержит описание формы и ее элементов управления, включая установленные значения свойств, а также используемые в форме процедуры обработки событий. Файл формы имеет расширение .FRM
Стандартные модули хранятся в файлах с расширением .BAS (они могут использоваться при решении не одной, а нескольких задач и в данном пособии не рассматриваются, как и некоторые другие)
Файл проекта – содержит сведения о размещении всех других файлов проекта, имеет расширение .VBP.
Все файлы проекта могут быть объединены в один исполняемый файл (с расширением .EXE).

Запуск проекта

Для запуска проекта используйте один из приведенных способов:
с помощью меню выбрать Run / Start
нажать клавишу F5
нажать кнопку запуска на панели инструментов
Сохранение проекта
Для сохранения следует выполнить File / Save Project или нажать кнопку на панели инструментов. Visual Basic сначала предложит сохранить форму, а затем проект.
В появившемся диалоговом окне :
установите диск и каталог назначения;
измените имя файла формы;
нажмите кнопку Сохранить
установите диск и каталог назначения;
измените имя файла проекта;
нажмите кнопку Сохранить

Открытие проекта
Для открытия существующего проекта следует выполнить File / Open Project или нажать на кнопкe панели инструментов. В появившемся диалоговом окне:
установите диск и каталог назначения;
выберите имя файла проекта;
нажмите Открыть

Компиляция проекта

Когда вы закончите разработку проекта, вы можете скомпилировать его, чтобы создать стандартный файл .EXE прикладной программы Windows. Эту программу можно будет запускать самостоятельно, без Visual Basic. Чтобы скомпилировать проект:
выберите File, Make EXE File
поменяйте, если надо, диск и папку назначения
в строке File Name введите требуемое имя
щелкните на Ok

Важное замечание: чтобы запустить вашу прикладную программу на компьютере, где не установлен Visual Basic , сначала надо скопировать файл VB5.dll в каталог Windows /System. Если ваш проект использует файлы специальных средств управления .OCX или .VBX, их тоже надо скопировать в каталог Windows /System.


Лабораторно-практические работы
Общие рекомендации по выполнению работ

Перед выполнением первой работы создайте на диске свой каталог и в дальнейшем сохраняйте свои проекты в нем;
При сохранении проекта обязательно давайте уникальные имена файлам (не соглашайтесь с именами, предложенными по умолчанию), расширение не менять;
Имена файла формы и файла проекта могут совпадать;
Практические работы выполняйте в указанной последовательности;
Имя объекта (Name) должно быть изменено (если это требуется) до создания программного кода для этого объекта
В окне программного кода не удалять и не менять строки Private Sub и End Sub
Самая распространенная ошибка , возникающая при выполнении приложения
«Run-time error 424’» означает, что неверно указано имя объекта в программном коде. В этом случае программу следует остановить, исправить ошибку и загрузить заново.



ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами командная кнопка, метка, изображение

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме Метку и две Командных кнопки
Измените свойства объектов в соответствии с таблицей

Объект
Свойство
Значение

Метка
Name
LblInfo


Caption
(отсутствует)

Командная кнопка
Name
CmdOkey


Caption
O&Key

Командная кнопка
Name
CmdCls


Caption
&Cls


В окне кода процедуры обработки события Click для объекта cmdOkey набрать

LblInfo.Caption=”ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, МОЙ ДРУГ”

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта cmdCls набрать

LblInfo.Caption=” ”

Загрузите программу, проверьте работу кнопок двумя способами:
щелчком мышки по кнопкам
сочетанием клавиш Alt / K, Alt / С (в английском режиме)
Остановите программу и измените свойства для кнопок в соответствии с таблицей

Для кнопки CmdOkey
Style
1-Graphical


BackСolor
(любой цвет)


MousePointer
99-Custom


MouseIcons
\Icons\Misc\Face03

Для кнопки CmdCls
Style
1-Graphical


BackСolor
(любой цвет)


MousePointer
99-Custom


MouseIcons
\Icons\Misc\Face01


Проверьте работу программы. Остановите программу и измените свойства для кнопок в соответствии с таблицей

Для кнопки CmdOkey
Picture
\Icons\Misc\Misc34


DownPicture
\Icons\Misc\Misc36

Для кнопки CmdCls
Picture
\Icons\Misc\Misc06


DownPicture
\Icons\Win95\Waste


Проверьте работу программы. Остановите программу. Добавьте на форму изображение (Image) и измените у него свойство Picture, выбрав любую картинку (которая еще не использовалась в этой программе)

Для изображения Image1 добавьте программный код, который копирует картинку на командную кнопку:

cmdOkey.Picture=Image1.Picture

В программный код cmdCls_Click() добавьте одну строку, которая убирает в кнопки картинку:

cmdOkey.Picture=LoadPicture

Загрузите программу, проверьте работу измененной и созданной процедур.
Добавьте на форму еще два изображения и напишите для них программный код для того, чтобы их картинка копировалась на кнопку (самостоятельно)
Результат показать преподавателю.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами метка, текстовое окно и рамка

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства
Объект
Свойство
Значение

Метки
Caption
Ваше имя


Font
Размер 10, полужирный


Caption
Ваша фамилия


Font
Размер 10, полужирный


Name
LblHello


Caption
(отсутствует)


BorderStyle
1


Alignment
2

Командные кнопки

Name
CmdHello


Caption
Приветствие


Name
CmdCls


Caption
Очистить

Текстовые окна
Name
TxtFam


Text
(отсутствует)


Name
TxtName


Text
(отсутствует)

Рамка
Name
Frame1


Caption
(отсутствует)


Приведите свою форму в соответствие с образцом

Самостоятельно измените значения свойств Backcolor, ForeColor, Font для меток и текстовых окон

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта CmdHello набрать

Frame1.Caption = "Приветствую тебя, о мудрейший"
LblHello.Caption = txtFam.Text + " " + txtName.Text

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта CmdCls набрать

Frame1.Caption = " "
LblHello.Caption = " "
txtName.Text = " "
txtFam.Text = " "

Проверьте работу программы на различных входных данных. Остановите работу программы
Установите для метки LblHello автоподстройку размера, для этого:
выделите метку
установите для свойства AutoSize значение True
Проверьте работу.
Остановите работу программы. Измените для свойства AutoSize значение False
Установите блокировку редактирования для текстового окна TxtFam, для этого:
выделите текстовое окно
в окне свойств для свойства Locked установите значение True
Проверьте работу программы.
Остановите работу программы. Отмените блокировку (самостоятельно)
Установите ограничение на количество символов для окна txtName, для этого:
выделите окно
в окне свойств для свойства MaxLength установите значение 10
Установите разрешение на ввод нескольких строк для поля txtFam, для этого:
выделите поле
для свойства MultiLine установите значение True
для свойства ScrollBars установите значение 1 (2, 3)
Проверьте работу программы.
Добавьте на форму еще одну метку (LblInfo) и командную кнопку (cmdInfo)
В окне кода процедуры обработки события Click для объекта CmdInfo набрать:

LblInfo.Caption = txtFam.SelText

Проверьте работу программы:
введите любой набор символов в поле txtFam ,
с помощью мышки выделите произвольный фрагмент;
щелкните по кнопке cmdInfo
Измените программу для кнопки cmdInfo

LblInfo.Caption = txtFam. SelLength

Проверьте работу программы (см. п. 19)
Сделайте еще одно изменение в этой же программе и проверьте работу

LblInfo.Caption = txtFam. SelStart

Результат показать преподавателю.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами переключатель, флажок и рамка

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства
Объект
Свойство
Значение

Рамки
Caption
Размер шрифта


Font
Размер 10


Caption
Начертание


Font
Размер 10

Переключатели
Name
Opt10


Caption
10


Name
Opt18


Caption
18


Name
Opt24


Caption
24

Флажки
Name
ChkItalic


Caption
Курсив


Name
ChkBold


Caption
Полужирный


Name
ChkUnder


Caption
Подчеркнутый

Текстовое окно
Name
Text1


Text
(отсутствует)


Приведите свою форму в соответствие с образцом

Самостоятельно измените значения свойств Backcolor, ForeColor, Font для объектов формы
В окне кода процедуры обработки события Click для объекта Opt10 набрать

Text1.FontSize = 10

Самостоятельно введите код для других переключателей
В окне кода процедуры обработки события Click для объекта ChkItalic набрать

Text1.FontItalic = ChkItalic.Value

Самостоятельно введите код для других флажков
Проверьте работу программы: введите текст в текстовое окно и отформатируйте его, используя переключатели и флажки
Остановите работу программы
Установите на форму еще одну рамку «Цвет шрифта», разметите в ней три переключателя:
OptRed Красный
OptBlue Синий
OptGreen Зеленый

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта OptRed набрать

Text1.ForeColor=vbRed

Введите код для других переключателей, используя встроенный константы vbBlue, vbGreen
Проверьте работу программы. Остановите работу программы
Измените стиль и цвет для переключателей в рамке «Цвет шрифта», для этого:
выделите переключатель OprRed
установите для свойства Style значение 1-Graphical
удалите значение в свойстве Caption у переключателя и уменьшите ширину
установите для свойства BackColor красный цвет
По аналогии измените два других переключателя
Измените стиль флажков в рамке «Начертание», для этого:
выделите флажок ChkItalic
установите для свойства Style значение 1-Graphical
удалите значение в свойстве Caption
для свойства Picture выберите любую иконку (VB\Graphics\Icons\)
при необходимости измените размеры флажка
По аналогии измените два других флажка (картинки все разные)
Проверьте работу программы
Результат показать преподавателю.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами горизонтальная и вертикальная прокрутка и линия

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства

Объект
Свойство
Значение

Рамки
Caption
Толщина линии


Font
Размер 10


Caption
Стиль линии


Font
Размер 10

Горизонтальные прокрутки
Name
Hsb1


Left
500


Top
0


Width
4000


Max
4000


Min
500


LargeChange
100


SmallChange
10


Name
Hsb2


Value
4000


Left
500


Top
4300


Width
4000


Max
4000


Min
500


LargeChange
100


SmallChange
10


Name
HsbWidth


Max
10


Min
1


Name
HsbStyle


Max
6


Min
0

Вертикальные прокрутки
Name
Vsb1


Value
2000


Left
0


Top
0


Height
4000


Max
4000


Min
500


LargeChange
100


SmallChange
10


Name
Vsb2


Value
2000


Left
5000


Top
0


Height
4000


Max
4000


Min
500


LargeChange
100


SmallChange
10

Линия
Name
Line1


Приведите свою форму в соответствие с образцом


В окне кода процедуры обработки события Change набрать
для объекта Vsb1
Line1.Y1 = Vsb1.Value

для объекта Vsb2
Line1.Y2 = Vsb2.Value

для объекта Hsb1
Line1.X1 = Hsb1.Value

для объекта Hsb1
Line1.X2 = Hsb2.Value

для объекта HsbStyle
Line1.BorderStyle = HSbStyle.Value

для объекта HsbWidth
Line1.BorderWidth = HSbWidth.Value

Проверьте работу программы, изменяя значения на прокрутках несколькими способами:
щелчок по одной из стрелок на концах линейки прокрутки;
перемещение «бегунка»
щелчок внутри линейки прокрутки
Результат показать преподавателю.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами фигура, закрепить навыки работы с объектами переключатель, флажок, прокрутка

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства

Объект
Свойство
Значение

Рамки
Caption
Выбери фигуру


Caption
Ширина границы фигуры


Caption
Стиль заполнения фигуры


Caption
Стиль границ


Caption
Цвет границ

Переключатели
Name
Opt1


Caption
Прямоугольник


Name
Opt2


Caption
Квадрат


Name
Opt3


Caption
Овал


Name
Opt4


Caption
Окружность


Name
Opt5


Caption
Прямоугольник с закругленными углами

Горизонтальные прокрутки
Name
HsbWidth


Max
20


Min
1


Name
HsbFillSt


Max
7


Min
0


Name
HsbBorderSt


Max
6


Min
0


Name
HsbRed


Max
255


Min
0


Name
HsbBlue


Max
255


Min
0


Name
HsbGreen


Max
255


Min
0

Фигура
Name
Shape1


Приведите свою форму в соответствие с образцом

Самостоятельно измените значения свойств, Font для объектов формы
В окне кода процедуры обработки события Change для объектов HSred , HsbBlue, HsbGreen набрать

Shape1.BorderColor = RGB(HSred.Value, HSgreen.Value, HSBlue.Value)

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта Opt1 набрать

Shape1.Shape = 0

Самостоятельно введите код для других переключателей, меняя только число:
Квадрат 1
Овал 2
Окружность 3
Прямоугольник с закругленными углами 5


В окне кода процедуры обработки события Change для объекта HsbWidth набрать

Shape1.BorderWidth = HsbWidth.Value

Самостоятельно введите код для прокруток, которые меняют стиль заполнения фигуры и стиль границ
Проверьте работу программы
Результат показать преподавателю.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами изображение, картинка, таймер

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства

Объект
Свойство
Значение

Рамки
Caption
Перемещение


Font
Размер 10


Caption
Изменение размера


Font
Размер 10

Командные кнопки
Name
CmdLeft1


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Icons\Arrows\Arrw04lt


Caption
(отсутствует)


Name
CmdTop1


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Icons\Arrows\Arrw04up


Caption
(отсутствует)


Name
CmdLeft2


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Icons\Arrows\Arrw04rt


Caption
(отсутствует)


Name
CmdTop2


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Icons\Arrows\Arrw04dn


Caption
(отсутствует)


Name
CmdWidth


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Cursors\Ve_sizebt


Caption
(отсутствует)


Name
CmdHeight


Style
1-Graphical


Picture
Vb\Graphics\Cursors\Ho_sizeb


Caption
(отсутствует)

Изображение
Name
ImgMain


Picture
Vb\Graphics\Icons\Misc\Face03


Приведите свою форму в соответствие с образцом


В окне кода процедуры обработки события Click набрать
для объекта cmdLeft1
ImgMain.Left = ImgMain.Left – 100

для объекта cmdTop1
ImgMain.Top = ImgMain.Top - 100

для объектов cmdLeft2, cmdTop2 (самостоятельно)

для объекта cmdWidth
ImgMain.Width = ImgMain.Width + 100

для объекта cmdHeight
ImgMain.Height = ImgMain.Height + 100

Проверьте работу программы(обратите внимание, что размеры картинки не меняются)
Остановите программу, измените для объекта imgMain значение True для свойства Stretch
Проверьте работу программы еще раз.
В окне кода процедуры обработки события Click для объекта imgMain введите код, который уменьшает высоту и ширину изображения (самостоятельно)
Добавьте на форму следующие объекты и измените им свойства
Объект
Свойство
Значение

Картинка
Name
PicMain


Picture
Любой файл из Vb\Graphics\Metafile\Arrows\


Height
1000


Width
1000


AutoSize
False

Командные кнопки
Name
CmdStart


Caption
Старт


Name
CmdStop


Caption
Стоп


Name
Cmd1


Caption
Показать

Таймер
Name
Timer1


Interval
0

В окне кода процедуры обработки события Click набрать
для объекта cmdStart
Timer1.Interval = 1000

для объекта cmdStop
Timer1.Interval = 0

для объекта cmd1
picMain.Visible = True

для объекта PicMain
picMain.Visible = False

В окне кода процедуры обработки события Timer для объекта Timer1 набрать
picMain.Left = Rnd * 6000
picMain.Top = Rnd * 5000

Проверить работу программы: (при щелчке по картинке, она становится невидимой)
Результат показать преподавателю.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: Основные объекты управления и их свойства
Цель: Получить навыки работы с объектами список и комбинированный список

Порядок выполнения
Загрузите Visual Basic
Установите на форме следующие объекты и измените им свойства
Объект
Свойство
Значение

Рамка
Caption
Выбранная запись и ее номер


Font
Размер 10

Метки
Name
Lbl1


Caption
(отсутствует)


Name
Lbl2


Caption
(отсутствует)

Список
Name
LstFruct


List


Груша
Слива
Персик
Ананас
Вишня
Апельсин
Лимон
Мандарин


Sorted
True


Height
1000


Style
0-Standard


Приведите свою форму в соответствие с образцом

Самостоятельно измените значения свойств Backcolor, ForeColor, Font для объектов формы
В окне кода процедуры обработки события Click для объекта LstFruct набрать

Lbl2.Caption = LstFruct.ListIndex
Lbl1.Caption = LstFruct.Text

Проверьте работу созданной программы (обратите внимание, что список отсортирован и нумерация элементов списка начинается с нуля).
Остановите программу, установите для объекта LstFruct значение 1-CheckBox для свойства Style и проверьте работу программы.

Добавьте на форму следующие объекты и измените им свойства

Объект
Свойство
Значение

Рамка
Caption
Количество записей в списке


Font
Размер 10

Метка
Name
Lbl3


Caption
(отсутствует)

Комбинированный список
Name
CboProduct


List
Хлеб
Молоко
Сыр
Сметана
Масло
Творог


Sorted
False


Width
1000


Style
0-DropDown Combo


Text
(отсутствует)

Командные кнопки
Name
CmdAdd


Caption
Добавить


Name
CmdDel


Caption
Удалить


Приведите свою форму в соответствие с образцом

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта CmdAdd набрать

CboProduct.AddItem CboProduct.Text
Lbl3.Caption = CboProduct.ListCount

В окне кода процедуры обработки события Click для объекта CmdDel набрать

n = CboProduct.ListIndex
CboProduct.RemoveItem n
Lbl3.Caption = CboProduct.ListCount

Проверьте работу программы
Результат показать преподавателю.


Задания для самостоятельного выполнения
При выполнении ниже приведенных заданий должны быть выполнены следующие требования:
форма приложения должна полностью соответствовать приведенному образцу;
имена объектов управления должны иметь трехбуквенный префикс в соответствии с типом объекта;
проект должен быть сохранен;
после разработки приложения создать исполняемый файл.

Задание № 1
Разработать приложение, которое в зависимости от выбранного переключателя в группе «Метод платежа» отображает в окне приложения только одну из следующих групп переключателей:«Наличными» или «Кредитная карта»









Задание № 2
Разработать приложение, позволяющее добавлять и удалять фамилии студентов в список, а также выводить в метку выбранные значения из трех списков (при щелчке по командной кнопке). Значения для списков «Студенты», «Список экзаменов», «Оценка» сформировать на стадии проектирования










Задание № 3
Разработать приложение, позволяющее с помощью списков «Фирма», «Цвет», «Исполнение», «Тип кузова» и полосы прокрутки дать описание модели автомобиля. Выбранные значения должны отображаться в метке по щелчку по кнопке «Зафиксировать» .
Значения списков формируются на стадии проектирования.


Задание № 4
Разработать приложение, которое с помощью полос прокруток позволяет менять высоту и ширину изображения.













Задание № 5
Разработать приложение, позволяющее при щелчке по одному из изображений выводить сообщение о его назначении.






Задание № 6

Разработать приложение, позволяющее менять режимы работы текстового окна и метки с помощью групп соответствующих флажков.





Задание № 7

Разработать приложение, позволяющее с помощью командных кнопок перемещать линию в выбранном направлении.










Задание № 8

Разработать приложение, позволяющее с помощью группы флажков отображать или не отображать элементы управления в окне приложения..






Список использованной литературы

Росс Нельсон, Running Visual Basic 3 for Windows, пер. с англ. – М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1995
Кауэлл Дж.Visual Basic 4.0: просто - о самом существенном, Пер. с англ. - М. :ИНФРА-М, 1998.
Волченков Н.Г. Учимся программировать: Visual Basic 5, - М.:»Диалог-МИФИ», 1998
Волченков Н.Г, Программирование на Visual Basic 6 в 3-х ч., М.:ИНФРА-М, 2000
Visual Basic 6.0, Руководство для профессионалов, пер. с англ.- СПб.:БХВ – Санкт-Петербург, 1999
Приложение
Использование цветов

Существует три практических пути управления цветом.

Функция QBColor
Visual Basic поддерживает 16 предопределенных цветов, что сделано, главным образом, для совместимости с более ранними версиями языка. Эти цвета могут быть указаны с помощью функции QBColor(значение). Значение является целым числом от 0 до 16

Значение
Цвет

0
Черный

1
Синий

2
Зеленый

3
Циан

4
Красный

5
Фиолетовый

6
Желтый

7
Белый

8
Серый

9
Светло-синий

10
Светло-зеленый

11
Светло-циан

12
Светло-красный

13
Светло-фиолетовый

14
Светло-желтый

15
Светло-белый


Функция RGB
Экранные цвета могут определяться сочетанием их красного, зеленого и синего компонентов с помощью функции RGB(красный, зеленый, синий)
Красный – интенсивность красного компонента;
Зеленый – интенсивность зеленого компонента;
Синий – интенсивность синего компонента;
Интенсивность выражается целым числом от 0 до 255. Меньшее значение указывает на меньшую интенсивность компонента.

Назначение цвета напрямую
Visual Basic для определения цвета позволяет использовать встроенные константы, которые представляют собой число.

Имя константы
Цвет
Шестнадцатеричное значение

VbBlack
Черный
0

VbRed
Красный
FF

VbGreen
Зеленый
FF00

VbYellow
Желтый
FFFF

VbBlue
Синий
FF0000

VbMagenta
Фиолетовый
FF00FF

VbCyan
Циан
FFFF00

VbWhite
Белый
FFFFFF










13PAGE 15


13PAGE 14315
Visual Basic. Основы программирования. Часть 1


3

6

4

5

1

2

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

1

2

3

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

(переход к следующему элементу списка Ctrl/Enter)

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415