Разработка урока по информатике для 8 класса по теме Файлы. Работа с файлами


«Файл. Файловая система»
Цели и задачи: Познакомить учащихся с операциями, которые можно проводить над файлами. Приобрести навык работы с файлами. Научиться архивировать и разархивировать файлы. Развитие логического мышления, внимания, памяти. Научиться управлять, файловой системой компьютера и проводить различные операции над файлами. Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Тема нашего урока “Файлы. Работа с файлами”. Сегодня на уроке мы научимся выполнять операции с файлами с помощью специальных программ – файловых менеджеров.
Я верю, что сегодня на уроке вы будете работать активно, ответственно относится к заданиям, организуете свою работу за компьютером так, чтобы научиться выполнять все операции с файлами в операционной системе Linux.
2. Проверка домашнего задания.
Вы знаете, что в компьютере хранятся несколько тысяч файлов, и для того, чтобы пользователь успешно работал на компьютере, тратил на доступ к ресурсам минимум времени, он должен отлично, разбираться в файловой системе компьютера. На предыдущем уроке мы с вами изучили файловые системы.
Тест
Вариант 1
Задания 1-3, задания с выбором ответа, 4, 5 с краткой записью ответа.
1. Файл это — …
единица измерения информации;
это программное обеспечение, хранящееся на внешнем носителе;
это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
тест, распечатанный на принтере.
2. Вопрос: На какие области, разбивается диск, во время форматирования?
Область записи.
Хранение файлов. Каталог.
Файлы и диски.
1 и 2 часть.
3. Установите соответствие файлов (стрелочками) и их расширений:
Фильм “Сумерки”
Реферат
Рисунок “бабочка”
“Гимн России”
.doc
.mp3
.bmp
.avi4. В некотором каталоге хранился файл сочинение.doc. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог этот файл, полное имя файла стало P:\папки\мои сочинения\ сочинение.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?
Вариант 2
1. Вопрос: Из чего состоит имя файла?
Имени и фамилии.
Имени и расширения.
Точки и Знаков вопроса.
Имени и числа.
2. Вопрос: Какие файловые системы Вы знаете?
Одноуровневые, многоуровневые
Каталоговые и одноуровневые;
Иерархические, табличные;
Папочные.
3. Запишите расширение файлов.
1 Семейная фотография  
2 Реферат по истории  
3 Клип любимого исполнителя  
4 Любимая песня  
4. В некотором каталоге хранился файл Задача.doc. После того, как в этом каталоге создали два подкаталога (один в один) и переместили в созданные подкаталоги этот файл, полное имя файла стало P: \папки\математика\задачи\ Задача.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?
Через 5 минут ученики меняются карточками, и каждый проверяет тест соседа. Получают ключи и сравнивают ответы, выставляют оценки за тест.
Ключи
Вариант 1
Вопрос 1. — 3;
Вопрос 2. — 2;
Вопрос 3.1 — 4, 2 — 1, 3 — 3, 4 — 2.
Вопрос 4. — P:\Папки\Сочинение.doc
Вариант 2
Вопрос 1. — 2;
Вопрос 2. — 1;
Вопрос 3: bmp, doc, avi, mp3,
Вопрос 4. — P:\Папки\Задачи.doc
3. Новый материал
Как уже было сказано ранее любому пользователю приходится иметь дело с файлами и для того, чтобы проще было работать с ними, существуют программы – файловые менеджеры с помощью которых можно производить над файлами операции.
Щелчком на значке Система Панели рабочего стола получите быстрый доступ к системным ресурсам компьютера. Откройте папку Документы. Рассмотрите ее содержимое.
Выполните команду Вид-Размер значков. Установите размер значков Средний.
Выполните команду Вид-Сортировка. Выполните сортировку по имени, по типу, по размеру.
Выполните команду Вид-Режим просмотра. Установите режим просмотра В виде подробного списка.
В папке Документы создайте папку своего класса, в ней папку со своей фамилией.
Поднимитесь в папку Документы (кнопка ). Закройте окно папки Документы.
Теперь мы умеем: открывать и закрывать папки; упорядочивать содержимое папки – файлы и вложенные папки; создавать папки.
4. Практическая работа. Что сейчас вы будете делать? (Сегодня мы будем работать с файлами. Научимся их открывать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять).Карточка-задание
1 задание. Откройте папку Мои документы, папку своего класса, папку со своей фамилией. Создайте папку Мои сочинения.
2 задание. В папке со своей фамилией создайте еще одну папку Рефераты, создайте текстовый файл Реферат, переименуйте его в Сочинение, переместите этот файл в папку Мои сочинения.
3 задание. В своей папке создайте файл с именем Пустой.
4 задание. Узнайте объем папки Рефераты (и скажите учителю) __________________.
Заархивируйте эту папку (одним щелчком правой кнопкой мыши - заархивировать).
Проверьте объем файла “Рефераты” после архивации (скажите учителю) ____________. Скажите, на сколько уменьшился объем информации после архивации _________.
5 задание. Удалите файл Пустой.
5. Закрепление изученного учебного материала.
С какими операциями над файлами мы сегодня познакомились?
Что нам даёт архивирование файлов?
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. Выучить операции над файлами. Прочитать §2.3.1, 2.3.2. Ответить на вопросы в конце параграфа.