Конспект группового занятия-практикума на тему «Общение без конфликтов».


Управление образования администрации Каменского района Пензенской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 имени П.Д.Киселева г.Каменка
(СПМОУ ООШ № 5 г.Каменка)
Конспект
группового занятия-практикума
на тему «Общение без конфликтов»
Конспект подготовила
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Даньшина Т.Д
г.Каменка 2015 г.
Цель занятия – формирование у детей компетентностей в области
преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с понятием "конфликт", причинами его возникновения и эффективными способами разрешения.
Обучение методу анализа конфликтной ситуации.
Дать представление о различных стилях разрешения конфликта.
Закрепление представлений о смысле законов и норм поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, формирование активной жизненной позиции.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к себе и другим.
Создание в коллективе атмосферы сотрудничества.
Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних с девиантным поведением.
Развивающие:
Развитие критического мышления.
Развитие навыков саморегуляции.
Развитие навыков общения и разрешения конфликтов.
Развитие творческих и аналитических способностей
Оборудование:
Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Бумага для упражнения “Снежинки”.
Ватман с правилами обсуждения конфликтных ситуаций;
Кроссворд;
Музыкальный центр;
Аудиозаписи.
Название этапа занятия Содержание этапа занятия
1.Организационный
Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Сегодня нам предстоит вместе, сообща плодотворно поработать на занятии, а чтобы всем было комфортно, предлагаю поближе познакомиться и выполнить игровое упражнение «Моя визитная карточка». Послушайте внимательно его правила.
«Рассаживаемся по кругу. Я, например, говорю "Меня зовут Оксана, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.»
2. Актуализация знаний для изучения нового материала.
Цель: мотивация детей на деятельность.
Метод: проблемный Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С.Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е.
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойдут с твоей дороги».
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А вниз река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
- Ребята, о чём это стихотворение? Что произошло между баранами? Почему бараны утонули?
- Правильно, между ними произошла ссора или конфликт. Почему это случилось? Каковы причины? Как этого можно было избежать? На эти вопросы нам и предстоит ответить на сегодняшнем занятии «Общение без конфликтов».
3.Изучение нового материала.
Методы:
Репродуктивный, проблемный
Цель: дать представление о положительной и отрицательной стороне конфликта.
Цель: помочь обучающимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.
Цель: продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
Цель: снять утомление, обеспечить отдых и повысить умственную работоспособность обучающихся
Цель: дать представление о различных стилях разрешения конфликта.

Цель: закрепление представлений о смысле законов и нормах поведения - Ребята, что такое конфликт в вашем понимании? (ответы детей)
Если же обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении упражнения “Снежинки”.
Его алгоритм:
Молча возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” друг другу.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Но часто конфликты отравляют   человеку   жизнь,   нарушают привычный ритм, снижают самооценку.
- Ребята, приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов).
Давайте же вместе поищем возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Для этого выполним упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации» . Для начала давайте поделимся на четыре группы. Каждой группе будет дана карточка с ситуацией для обсуждения. Ваша задача: вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт, обсудить возможные пути выхода из неё и изложить их нам. Обсуждение ситуаций должно вестись по следующим правилам. (Зачитываются педагогом. На доску вывешивается ватман с данными правилами)Правила обсуждения :1.Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.2.Не осуждайте чужие идеи.3.Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.4.Предлагайте как можно больше идей.Ситуации:1 группа. Кто-то дразнит или обзывает тебя.2 группа. Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.3 группа. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.4 группа. Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.(После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, идёт обсуждение, какие из них были бы наиболее эффективными.Выбираются лучшие пути решения конфликтных ситуаций.)
- Как видите, путей выхода из конфликта множество.
Но разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
- Что, на ваш взгляд, ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс).
- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок).
- Тот, кто не боится идти на компромисс, сотрудничество друг с другом чаще выходит из конфликта.
А теперь давайте докажем или опровергнем этот вывод с помощью упражнения «Конфликт или взаимодействие?»Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).-Ребята, ваша задача — за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание — 1 очко)».(Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручаются призы победителям.)
— Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?— Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.Релаксация
-Ребята, я чувствую вы немного устали, поэтому предлагаю вам расслабиться. Это принесет пользу всем. Воображение – хороший помощник для расслабления. (В качестве музыкального сопровождения берётся спокойная мелодия.)«Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили маленькие дети, и теперь они ушли. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле. Но вот дети возвращаются и снова начинают лепить снежную бабу. Готов один ком – это крепкие ноги, вылеплен второй – туловище, есть голова и две торчащие в стороны руки. Холодный ветер дует на тебя: “Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у,” - и ты снова крепок.»
- Отдохнули? А теперь давайте улыбнёмся друг другу и вернёмся к теме нашего занятия. Кстати, об улыбке. Ведь с её помощью тоже можно обойти конфликт. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
- Ребята, давайте разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом. (Упражнение “Ответ с улыбкой”.) Для этого нам нужно разделиться на пары. Каждой паре я дам карточку с конфликтной ситуацией, причём одна и та же ситуация может повториться у нескольких пар. Ваша задача: театрализовано разыграть данные ситуации.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
Итак, на сегодняшнем занятии мы рассмотрели множество вариантов выхода из конфликтных ситуаций. Давайте попробуем составить правила решения подобных ситуаций.
- Ребята, какие правила можете предложить вы? (Ответы детей). Теперь давайте систематизируем ваши ответы и добавим то, что, возможно вы упустили. Итак, 6 основных правил выхода из конфликта
Для этого необходимо:
1 .Относиться друг к другу терпимо;
2.идти на компромисс;
3. Уважать друг друга;
4. Уметь ставить себя на место другого;
5.Сочувствовать;
6 .Сопереживать.
- Ребята, руководствуйтесь этими правилами в своей жизни, а чтобы их не забыть, предлагаю после занятия сделать памятку «Правила выхода из конфликта» и повесить в вашем учебном кабине. Ведь соблюдая эти правила можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим.
Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ.
Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьямосновного закона: Конституции РФ.
- Ребята, как вы думаете, зачем инструкции, правила и законы нужны людям? Ограничивают или расширяют они свободу человека?
Ответы детей.
Вывод: Законы и правила поведения имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.
4.Закрепление учебного материала.
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Метод: проблемный Ребята! Целью нашего занятия “Общение без конфликтов” было знакомство с основами бесконфликтного общения: нормами и правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? Каждому из вас предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.
— В чем причины конфликтов?— Как можно предотвратить конфликт?— Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?— Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
А теперь, предлагаю вам разгадать кроссворд. (Кроссворд нарисован на ватмане, прикрепленный к доске) .Ключевое слово спор (синоним конфликта). Задание: заполните пустые клетки словами-качествами человека, которые помогут избежать конфликт.
с о ч у в С т в и е т е р П и м о с т ь к о м п р О м и с с с о п е Р е ж и в а н и е
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
5.Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: самоанализ эмоционального состояния обучающихся.
Цель: закрепление мотивации детей на положительное решение конфликтных ситуаций. Словесная рефлексия.
- Ребята, а вам было интересно на занятии?
-А когда было особенно интересно?
- Трудные для вас были задания? В чём была трудность?
- Как вы справились?
- А где могут пригодиться знания, которые вы сегодня получили?
- А что вы расскажите дома о нашем занятии?
- Что было самым главным на занятии?
- Как вы считаете, что нам удалось на занятии? А что нет? Почему?
- А за что вы можете поблагодарить друг друга?
- Какие можете сделать выводы?
Притча.
- Закончить наше занятие мне хочется притчей:
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в решении конфликтных ситуаций!
Литература
Аджаева Е.М., Байкова Л.В., Гребенкина Л.К., Еремкина О.Е., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. М., 2000.
Землянушкина О.О. Конфликты межу детьми и их разрешение//Школьный психолог.2000.№43.
СелевкоГ.К.,Маркова Н.Н., Левина О.Г.Познай себя.М.,2000.