Тема: Рисование пейзажа с помощью компьютера на заданную тему.



Тема: Рисование пейзажа с помощью компьютера на заданную тему.
Цели: Систематизировать и закрепить знания детей в изображении пейзажей с помощью компьютера. Выявить уровень знаний и умений детей по теме «Весна».
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в узнавании, восприятия и воспроизведения.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Ход занятия: Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рад Вас видеть! Какие Вы сегодня красивые, веселые.Покажите ваше настроение. Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы нам стало теплее, снег скорее растаял и наступила что? (весна)
Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?Ну, конечно, не слониха,И, конечно, бегемотТихо так пройти не мог.И никто из вас не слышал,Как листок из почки вышел,И услышать не могли вы,Как зелёные травинки,Сняв зелёные ботинки,Тихо вышли из земли.И подснежник тихо вышел.И повсюду тишина.Это значит, это значит:Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.
Ой ребята, кто-то к нам стучится, слышите?
(Слайд) Появляется сорока.
Сорока. Я так летела, я так спешила, ой, совсем забыла, вам конверт передать.
Учитель: Ты сорока не спеши, ты нам лучше расскажи, что за конверт ты нам принесла?
Сорока. А давайте все вместе откроем и все узнаем.Учитель: Давайте вскроем конверт.  (Вскрывает) Посмотрите, здесь 3 листа и все они чистые.
Сорока. Ой как интересно, пожалуй я у вас останусь, посмотрю, что вы делать будите.
Учитель: Ну что ж Сорока оставайся, будешь нам помогать.Как вы думаете, что произошло с текстом письма? Дети выдвигают разные версии, подумав, пришли к выводу, что это проделки злой колдуньи зимы, не хочет она, чтобы весна пришла. Необходимо письмо расколдовать. Как вы думаете, кто сможет нам помочь? Конечно, нам сможет помочь, добрая волшебница – кисточка. Все дети берут кисточки, выбирают цвет акварели и раскрашивают лист. На нем появляются слова, написанные свечкой “Весна идет, весне дорогу…”. Поглядите в окно: лежит снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается.
Давайте с вами вспомним какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Учитель:  Ребята я предлагаю вам сейчас, послушаем одно музыкальное произведение. Послушайте ребята, как меняется одна и та же мелодия в этом произведении. Вслушайтесь в мелодию, и вы представите себе  небо, прилет птиц, цветы, весенний, ласковый ветерок.
(звучит фонограмма) «Жаворонок».
Учитель: Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы продолжалась как можно дольше! Каким замечательным произведением открывается наша встреча   с музыкой. Оно называется  «Жаворонок».
И  написал его композитор Михаил Иванович Глинка ( показать портрет композитора). Известный  композитор сказал : «Музыка - душа моя».
Волшебная мелодия. Композитор словно   помещает ее в новую  красивую рамочку: И ее наряд стал совершенно  иным, чем  прежде.
 Жаворонок – первая весенняя птичка, говорят,  что ее прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому композитор передает своей музыкой радостное  настроение, которое  охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с Зимой и наступает встреча Весны.
Учитель: Чьи шаги слышны в музыке?
Дети. Шаги весныУчитель: Какое настроение передал композитор?
Дети. Веселое, радостное, торжественное.
Учитель: Художник захотел нарисовать картину, услышав эту музыку. Как вы думаете, что на ней будет нарисовано?
Дети.  Весенняя капель, прилет птиц, таяние снега, проталины, солнечное небо.
 Учитель: Вы  совершенно правы. Музыка напоминает нам, что  Весна пришла и все  
 оживет вокруг. И когда солнышко будет греть еще теплее и  растает снег - можно отправляться на прогулку в лес.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей. 
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по - своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет  ожиданием тепла, солнца. И нет уже сна. Что – то радостное, беспокойное звучит  в этом имени.  Весна несет всем радость любви, жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей, поэты  пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины.
Сейчас мы посмотрим, как о весне  рассказали художники.
- Эту картину написал Исаак Ильич Левитан. Называется она «Весна. Большая вода».
 - Что же интересного увидел художник в природе и изобразил на своем полотне?
(ответы детей)
- Да, художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега. Деревья отображаются в воде и кажутся еще выше.
- Посмотрите на эту картину, Она называется «Грачи прилетели »художник И. К. Саврасов.
- Что же интересного увидел художник и нарисовал?
(ответы детей)
- Художник нарисовал раннюю весну, ещё лежит снег, он потемнел, стал рыхлым и серым. Местами снег подтаил и видим лужицу. На старые березы в свои прошлогодние гнезда вернулись грачи. Они радуются весне, ремонтируют свои гнезда.
- Сейчас я вам прочту ещё стихи, а вы постарайтесь угадать  к какой картине подходят они по своему содержанию.
Подошла, невзначай подступила
Полых вод неоглядная сила,-
Набежала из талых снегов
С обогретых весною бугров.
- Как вы думаете, к какой картине подходит это стихотворение?
- Правильно «Весна. Большая вода».
Весною на деревьях
Построена деревня.
Как ветер начинается,
Деревья все качаются,
Качаются деревья
Качается деревня
Не сдуло бы грачат
Кричат они, кричат
Шумит, роняя перья
Крикливая деревня.
                               
- А это стихотворение, к какой картине подходит?
- Правильно «Грачи прилетели» Саврасова.
- И последняя картина «Голубая весна» художник Бакшеев - Что же интересного увидел художник и нарисовал?
- Да, художник нарисовал березовую рощу, снега нигде нет. Чувствуется теплый душистый воздух и как будто пахнет прелыми листьями. Небо высокое, чистое, голубое. Даже слышится пение птиц.
- Ребята, а какое настроение,  какие чувства возникают у вас глядя, на картины?
- Да, возникает чувство  нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла. 
 Сорока.  Вижу вы уже устали, давайте вместе со мною отдохнем.
Физ.минутка (AVI)
Учитель:  Сейчас я вам прочту ещё стихи русских поэтов Тютчева и Плещеева,  а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Вена идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять на долго миновала...
-  Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты  передали свое радостное настроение? - Открывайте глаза
Весна приходит  со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней?
(Педагог показывает детям палитру):
- У меня есть палитра. Как вы думаете, что такое палитра? (Отвечают все дети). -Вы правильно сказали, палитра – это дощечка, на которой художник подбирает краски, смешивает их для своей картины. - Я предлагаю вам подобрать для нашей палитры краски и объяснить, какой признак весны краска вам напоминает.(Дети выбирают капли-цвет). - Почему ты выбрал этот цвет? (Ответы детей). Педагог подводит итог: - Посмотрите, какая у нас получилась палитра весны - яркая, солнечная и теперь вы без труда сможете выполнить весенний пейзаж на компьютере.
Но сначала нужно повторить Т.Б. при работе за компьютером
В класс компьтерный вхожу-
С дисцыплиной я дружу.
Бегать, прыгать и кричать
Никогда не буду.
Тишину здесь сохронятьЯ не позабуду.
Не кричи ты другу в ухо:
Может он лишиться слуха,
А с глухим не поболтать-
Письма будеш лишь писать.
Нам с компьютером дружить-
Здорово, прекрасно,
Но включать его без спроса-
Страшно, и опасно!
Чтобы слёзы вам не лить
Дождевым потоком,
Не знакомьтесь никогда
За руку вы с током.
Быть сутулой не должнаЗа компьтером спина.
(Ответы детей).
Учитель: Я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать весенний пейзаж.
А что-же такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это значит изображение природы.
Учитель: С чего мы начинаем рисовать пейзаж
Дети.  С фона.
Учитель: Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо?
Дети.  Синий, голубой. Учитель: А какие в нижней части листа – там, где земля?Дети. Черный, коричневый, белый.
- Молодцы! Можно сказать, что вы уже готовы рисовать весенний пейзаж, но сначала я хочу загадать вам загадки, а отгадки помогут нарисовать пейзаж .
1- «Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек?» (Берёза)
- Расскажите, как рисовать березу, весной какого цвета ветки у березы?
2- «Что летом и зимой в рубашке одной?» (Сосна)
- Как рисовать сосну, каким цветом ствол?
3- «Лежал, лежал, да в реку побежал?» (Снег)
- Какого цвета снег весной?
4- «Тропинку, вытаив в снегу Я до моря добегу. (Ручей.)
- Какого цвета ручеёк?
5- «Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой.» (небо)
- А небо, какого цвета?
6- «Ты весь мир обогреваешьТы усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,И зовут тебя все ... (Солнце)
- Какого цвета солнышко?
7 – «Появился из-под снега
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный
Чистый, маленький … (Подснежник)
- Видали когда-нибудь этот цветок? Красивый?
7 – «Зазвенели ручьи,прилетели грачи.В улей пчелапервый мёд принесла.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Весной)
Учитель: А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы хотели бы нарисовать, что вы изобразите? Какие цвета вы возьмёте для ранней весны?
- Мы с вами много вспомнили. Осталось только превратиться в художников
Пальчиковая гимнастика
Пришел художник молодой
С веселой кистью озорной
Пейзаж весенний рисовать
Там было небо голубое,
Светило солнце золотое,
Там ветерок прохладный был
Звенел веселый ручеек
И птицы пели песни
Радуясь весне!
Учитель: постарайтесь нарисовать то, что увидели.
- Начинаем работать, а музыка поможет вам нарисовать приход весны. (музыка)
Дети рисуют
Гимнастика для глаз (солнечный зайчик)
Дети рисуют
Учитель с  детьми рассматривают работы, выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты. (Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти самое высокое дерево, самую изящную березку, найти рисунок, где изображен ясный день, красивую утреннюю зарю и т. д.)Учитель: У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников.. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.  А работы с нашей выставки я предлагаю передать весне, ну что Сорока отнесешь наш подарок Весне?
Сорока. Отнесу. Она будет очень рада видеть, с каким нетерпением дети её ждут.
Учитель: Дети, мы сегодня с вами говорили о весне, о том, как музыка помогает выразить весеннее настроение природы. Кто пишет музыку?
Дети. Композитор.
Учитель: А как художник и поэт могут выразить настроение природы?  
Дети. Художник напишет картину, а поэт сочинит стихи. Учитель: Правильно, у художника – краски, у поэта – слово, а у композитора – звуки Давайте отметим наши работы самостоятельно.
Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость результатом ребёнка своей работой Большой и улыбающийся – занятие очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё: Средний и серьёзный – занятие понравилось, результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас Маленький и грустный – занятие не понравилось, результатом не доволен, больше рисовать не хочу.
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Я надеюсь, что после нашего занятия, ваше настроение не пропало. Я желаю вам удачного продолжения дня и весеннего настроения. Всем большое спасибо! До встречи после каникул!