Технологическая карта урока Простые и сложные предложения 5 класс

Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями «простое предложение» и «сложное предложение»;
выработать умение различать их в тексте;
познакомить с делением сложных предложений по средствам связи на союзные и бессоюзные;
2. Развивающие:
развивать у учащихся устную речь, внимание, творческое мышление;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении и в сложном предложении;
3. Воспитательные:
прививать любовь к русскому языку;
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
Задачи урока.
В конце урока ученик должен:
знать определение сложного предложения, правила постановки знаков препинания в нем;
уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложных предложений
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация.
Технологии: общепедагогические, системно-деятельные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Этапы урока:
Организационный момент.
Развитие речи.
Актуализация знаний.
Формулирование темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала. 
Проверочная работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, сегодня у нас в очередной раз получится интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!
II. Развитие речи
Я долго думала, какую же тему подобрать для развития речи. И знаете, что я придумала? Тематический вопрос: «Чего вы добились в уходящем году?» Пожалуйста, думаем Кто готов поразмыслить на эту тему?
III. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
- О каких разделах науки о языке мы с вами говорим вот уже немалое количество уроков?
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Дайте определение единицам синтаксиса: словосочетание, предложение.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
- Что такое однородные члены предложения?
- Что такое грамматическая основа предложения?
2. Синтаксическая пятиминутка
Пока ребята дают устные ответы, у доски работают двое учеников:
*первый разбирает словосочетания, при этом необходимо вставить пропущенные буквы: х..лодная ноч(?), сле...ть с крыши, (он) катает(?)ся на коньках.
*второй разбирает предложение, в котором нужно расставить знаки препинания: К доктору приходили все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.
(В конце синтаксического разбора ученик должен показать схематически однородные члены и обобщающее слово.)
После окончания фронтального опроса учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа и тоже разбирают словосочетания и предложение.
IV. Формулировка темы, цели и задач урока.
1.Работа в парах
Учащимся раздаются тексты с заданием.
Распределите предложения по двум группам: в первую отнесите предложения с одной грамматической основой, а во вторую – с двумя и более.
Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
2, 4 и 5,6 предложения - это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми. 1, 3, 7 - сложные предложения. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)
Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными?
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
V. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
Учитель. Прочитайте простые предложения, входящие в состав сложных.
1.На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.
2.На небе появились тучи, пошел сильный дождь.
Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями? (Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и). (Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые). (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие сложными? 2. Из чего состоит сложное предложение? 3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? 4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными? 5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте материал по учебнику.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником (Упр.238)
Игра «Определи предложение по структуре».
Пришла долгожданная весна.
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
Появились первые клейкие листочки.
Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
Выбирается из берлоги медведь.
Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
Работа в группах
Следующие задания вы будете выполнять в группах.
Задание№1. Карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)
(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.
Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Птицы улетают в теплые края.
[= -].
[– =].
[– =], и [= -].
[– =], [= -].
(Когда – =), [– =].
Учитель: Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. Самооценка отвечающего.
Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).
Задание №2.
- Ребята, перед вами наборы слов из детских песен. Ваша задача – собрать эти слова в одно предложение. Будьте внимательны, возможно, попадутся слова, которые по смыслу не будут связаны с вашим предложением. А подсказкой для вас послужит музыкальное сопровождение.
Звучат мелодии тех песен, из которых взяты слова.
- Проверим вашу работу.
1 Группа:
Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал.

2 Группа:
Голубой вагон бежит качается, Скорый поезд набирает ход, Ах, зачем же этот день кончается, Лучше б он тянулся целый год.

3 Группа:
Если вдруг грянет гром В середине лета, Неприятность эту Мы переживем.
Из лишних слов каждой группы получилось предложение:
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете И бесплатно покажет кино.
Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня вы очень хорошо работали , у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
7. Домашнее задание: Пар.46, Упр.235