Мастер-класс Сделай правильный выбор!


МАСТЕР-КЛАСС «СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Цели: формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Делая выбор, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
во – первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня живут лишь 5-15 лет;
во – вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями;
в – третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию.
Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
1.Как правильно выбрать профессию?
2.Какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда?
3.Какие качества личности помогут именно вам реализоваться в профессиональной деятельности?
Существует 8 факторов выбора профессии:
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Известно, юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно?
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.
Делая выбор в профессиональном направлении, необходимо четко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость, счастье.
Данные центра социально-профессионального самоопределения:
75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства.
22 % -вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.
24% - профиль дальнейшего обучения в старшей школе выбирают за компанию со своими сверстниками;
18% -под влиянием таких факторов: где-то слышал; рассказали учителя, родители.
3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии:
незнание самого себя;
незнание мира профессий;
незнание правил выбора профессии.
Два способа выбора професcии:
1. Метод проб и ошибок
2. Необходимо изучить свои особенности; ознакомиться с миром профессий; соотнести требования профессии со своими возможностями.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Профессиональное самоопределение –
это процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора профессии.


самоактуализация


самореализация




Правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.
Учащимся надо сориентироваться всего в трех вещах: что вы хотите делать? Что вы можете? Что надо?
В том случае, если вы сумеете совместить эти «хочу», «могу» и «надо», ваш профессиональный выбор будет удачным!
Ваши профессиональные желания:
Я собираюсь
Я стремлюсь
Я могу достичь успеха
Как стать успешным человеком?
ОБСУЖДАЕМ ВАРИАНТЫ:
Стать самым умным!
Стать знаменитым!
Стать самым сильным!
Стать самым богатым!
Стать профессионалом!
Стать уважаемым человеком!
ДОПОЛНЯЕМ СВОИ ВАРИАНТЫ
Быть безработным хорошо или плохо?
Хорошо, не надо работать!
Плохо, без работы скучно!
Хорошо, много свободного времени!
Плохо, не получаешь зарплату!
Хорошо, платят пособие!
Плохо, безработных не уважают!
Плохо, в старости не будет пенсии!
Плохо, не дадут путевку в санаторий!
Хорошо, все тебе сочувствуют!
ДОПОЛНЯЕМ СВОИ ВАРИАНТЫ
Что нам может дать работа?
Денежный доход!
Уважение коллег!
Самоуважение!
Профессиональное развитие!
Общение!
Социальную защищенность!
Перспективу карьеры!
Уверенность в завтрашнем дне!
Возможность взять кредит в банке!
ДОПОЛНЯЕМ СВОИ ВАРИАНТЫ
Почему зарплаты такие разные?
Разные профессии
Разная квалификация
Разные потребности у разных людей
Разные предприятия
Разная ответственность
Разная занятость на работе
Разный опыт работы
Разные результаты работы
ДОПОЛНЯЕМ СВОИ ВАРИАНТЫ

СИТУАЦИЯ №1
Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз: в этом вузе у родителей есть влиятельные знакомые среди руководства.
Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее у родителей) и, главное, самостоятельно, без моральной и материальной помощи родителей.
К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают «пристроить» родители, есть военная кафедра, а самому ему очень не хочется идти в армию
АРГУМЕНТЫ «ЗА»:
многие так поступают;
лучше с родителями не ссориться;
друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто-то использует «полезное» знакомство, а кто-то – взятки);
талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна какая-то помощь.
А каковы аргументы «против»?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СИТУАЦИЯ №2
Алексей все свое свободное время играет в компьютерные игры. Он прошел самые модные и новейшие из стратегических игр. Школьные предметы его мало интересуют, и он их периодически пропускает. Особенно неважные у Алексея отношения с математикой и физикой.
На следующий год он хочет поступать на программиста, так как считает, что хорошо разбирается в компьютерах. Также его папа обещал устроить все с экзаменами.
Стоит ли Алексею учиться по этой специальности?

Пример формулы профессии:
Юрист
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ...бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),...иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину,
определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать). Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Кто несет большую моральную ответственность?
Прокурор – потому что /продолжите/
Адвокат – потому что /продолжите/
Судья – потому что /продолжите/
__________________________________
Какие ещё профессии связаны с высокой моральной ответственностью?

Призвание – Профессионал, есть ли связь?
Призвание - высший уровень профессиональной пригодности
Профессионал – человек, достигший высокого уровня профессионального мастерства
Способности – возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле
Профессиональная пригодность – формируемое качество (самим человеком)
Чтобы стать профессионалом, надо?

Дневник «Познаю себя»
Заведите свой личный дневник «Познаю себя», где ответьте на следующие вопросы:
1.Знаю ли я точно, какая профессия мне нравится и где можно её получить?
2.Знаю ли я, какие требования предъявляет данная профессия к качествам человека?
3.Что я не знаю о своих качествах?
4.Нужно ли мне заняться самовоспитанием?
Если да, то какие качества надо развивать, что исправить?
5.В чем были сложности при выборе профессии?
6.Что или кто повлиял на мой выбор профессии?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, не удовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Задание для обучающихся:
соберите информацию об интересующей или выбираемой профессии;
положительное и отрицательное в этой профессии;
пути ее достижения;
предполагаемые трудности в достижении цели.
Информирование:
Для того чтобы осознанно выбрать профессию, необходимо ориентироваться на несколько информационных аспектов:
о профессии и о содержании труда;
о возможностях трудоустройства;
о перспективах;
об обучении и т.п.
Подведение итогов (рефлексия)
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Какие чувства остались после нашего общения? Какие открытия вы для себя сделали?

Выбор профиля обучения – это выбор жизненного пути. Сделай правильный выбор!!!


Литература:

1.Ананьева Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. - 2009. - № 3.
2.Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников //Педагогика.-2003.-№5.
3.Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой.-М.: АПК и ПРО, 2004.
4.Баскаев Р. На пути к профильной школе // Учитель.-2002.-№ 6.
5.Белоусова Н.В. Проблемы внедрения профильного обучения и пути их решения // Профильная школа. - 2009. - № 1.
6.Войткевич Н.Н.Элективная дифференциация как средство эффективной реализации профильного обучения // Профильная школа. - 2008. - № 4.
7.Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. –М.: Просвещение, 2010.
8.Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. и др.  Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие. М., 2011.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.ug.ru/02.42/t9.htm Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
2. http://pedsovet.alledu.ru/interview/853/117 Консультационная линия
«Профильное обучение»
3. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12743&ob_no=13030 Профильное
обучение на основе индивидуальных учебных планов
4. http://www.profile-edu.ru/index.php?cat=6 Материалы по профильному
обучению 5.http://www.college.ru/modules.php?name=Teacher¶m=viewlink&cid=189
Типология элективных курсов и их роль в организации профильного
Обучения
6.21.http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/179586.html Профильное обучение – это индивидуализация обучения и свобода выбора.