Статья Трудные подростки. Кто они?

Трудные подростки. Кто они?
Пахомова Т.В., социальный педагог МБОУ «СОШ № 15»

В последнее время мы всё чаще слышим «трудные подростки». Кто они такие?
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.
Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемлен-ности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
С какими бы вопросами и ситуациями вы не сталкивались на протяжении сложного переходного возраста старшеклассника, помните: 2-3 года, и это пройдет. Любите своего ребенка и уважайте в нем личность! Пусть он еще не все знает и понимает, но пройдет еще лет 5-7, и, возможно, он не придет к вам ни за советом, ни по велению сердца. А пока вы имеете возможность научить всему, что посчитаете важным, и создать фундамент доверительных, близких взаимоотношений в будущем.
В тех случаях, когда такие отверженные не поддаются педагогическому воздействию, они считаются трудными.
Эти учащиеся обычно ведут себя с напускной независимостью, бравируют своим нежеланием учиться, отсутствием всякого уважения к учителям, используют физическую силу (если она имеется) как единственный способ завоевать авторитет среди одноклассников. Бесперспективность обычного пути самоутверждения в коллективе нередко толкает их к поиску других путей и средств. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений.
По данным ученых, 92,2% юных правонарушителей это изолированные, отвергнутые коллективом подростки. На съезде Общества психологов СНГ говорилось: неумение или нежелание выполнять общественно значимые требования, которые предъявляются в школьном коллективе, и уход в другую общественно отрицательную среду таков механизм перехода школьников в правонарушители.
В этих случаях подросток отходит от школы, сближается с другими неадаптированными подростками. Тем самым, отвергнутый классным коллективом, юный человек находит себе, хотя и ценой морального ущерба, другой коллектив, других единомышленников.
Грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков зачастую является лишь маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности и обиженности.
Поэтому, как ни странно, оборотной стороной невоспитанности их нравственных чувств является, как показали исследования психологов, особенная чувствительность к проявлению этих чувств со стороны других людей. Они, как никто, ценят и воспринимают человеческую ласку, истинное внимание и заботу.
Это качество трудных является одним из первых каналов, по которому учитель может проникнуть в, душу такого подростка и оказать на него необходимое педагогическое влияние.
У трудных подростков педагог обязан найти какие-либо иные достоинства, иные сильные стороны (а их не может не быть!). Это или способность к рисованию, или[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]льный слух, или организаторская жилка. Даже хорошие физические данные можно и нужно учитывать и правильно использовать.
В результате такого «открытия» изолированный подросток уже сможет завоевать известную популярность и авторитет. А что еще нужно для отверженного?
Безусловно, перевоспитание трудного подростка во всех случаях должно начинаться, как подчеркивают психологи, с обращения к достоинству юного человека, с веры в него.
Еще одно немаловажное умение должно сформироваться в этом возрасте - достижение цели, доведение дела до конца.
Очень действенными оказываются занятия спортом, обучение в музыкальной школе, секции и кружки различной направленности. Соревнуясь и глядя на тех, кто достигает высоких результатов, у ребят постепенно появляется желание и самому чего-то добиться.
Для достижения этой цели на базе нашей школы организован клуб «Подросток». В него вовлечены обучающиеся, состоящие на различных видах учета, дети из неблагополучных семей.
Ежегодно члены клуба «Подросток» принимают участие в городской целевой воспитательной программе «Мы можем всё!». В рамках этой программы организуются соревнования между аналогичными клубами других школ города по футболу, волейболу, стритболу. Подростки принимают участие в интеллектуальных и правовых викторинах. Во время таких встреч подростки не только соревнуются, но и знакомятся, общаются друг с другом. Результатом такой работы является уменьшение количества подростков, состоящих на всех видах учета.
«Трудный, пишет психолог В. А. Крутецкий, не значит плохой, испорченный, негодный или тем более безнадежный. Трудный это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании».