Рабочая программа библиотечного кружка Юный библиотекарь (5класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный библиотекарь»

Пояснительная записка
Актуальность. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.
В современном обществе ребенок зачастую не умеет пользоваться книгой, дети работают с компьютером, а не с «живой» книгой. Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном кружке, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.
Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, библиотекарь рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы.
Цель программы: Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте.
Задачи программы:
приобщение детей к чтению;
пропаганда ценности чтения и книги;
ознакомление учащихся с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела;
приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты;
устранить повреждения.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, на обучение в течение одного года. Общий объем – 39 часов.
Возраст детей, на который рассчитана данная программа 5 класс.
Формы подведения итогов:
Цель программы:
Развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.
Воспитание бережного отношения к книге.
Задачи работы:
Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.
Умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.
Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам.
Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие.
Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам.
Умение доводить начатую работу до завершения.
Умение подобрать интересный материал для лицейского сайта.


Ожидаемые результаты:
Владеть сформированной техникой чтения, темп чтения 250-270 слов в минуту.
Уметь использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяет справочный аппарат книги.
Самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения.
При обнаружении в книге дефекта – уметь его устранить: переплести, подклеить книгу.

Методы и формы работы

По своей специфике образовательный процесс в объединении имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Типы занятий:
· Сообщения новых знаний.
· Комбинированные.
· Обобщающего повторения.
· Самостоятельные работы.
· Коррекции и контроля знаний, умений, навыков.
Виды занятий:
· Деловая игра.
· Учебное занятие.
· Практическая работа.
· Выставка.
· Конкурс.
Активные формы познавательной деятельности:
· Конкурс знаний и умений.
· Встречи с творческими людьми.
· Час вопросов и ответов.
· Диспуты.
Методы организации занятий:
· Репродуктивный.
· Методы практической работы.
· Метод наблюдения.
· Метод игры.
· Наглядный метод обучения.
· Тренинг.
· Лекция.
Форма подведения итогов года – выставка творческих работ обучающихся.
Содержание программы.
Программа дополнительного образования детей состоит из 2 разделов: Знакомство с библиотекой и Методов работы. Ребята совершают путешествие по библиотеке, знакомятся с ее строением. Второй раздел учит детей работе с литературой, знакомит с ее видами, правилами размещения в библиотеке, ребята овладевают сформированной техникой чтения, учатся использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применять справочный аппарат книги, а также самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения, при обнаружении в книге дефекта – умеют его устранить: переплести, подклеить книгу.

Учебно-тематический план.
На каждом занятии, наряду с теорией обязательно присутствует практическая часть.


Наименование раздела
Кол-во
часов


1.
Вводное занятие.
1

2.
Знакомство с библиотекой.
3

3.
Методы работы в библиотеке
34

4.
Подведение итогов.
1


Календарно-тематическое планирование программы дополнительного образования детей
«Юный библиотекарь»


Темы занятий
Кол-во часов
Дата


теоретическое
практическое



1
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка
1
05.09.16

2
Знакомство с библиотекой
Библиотекарь. Кто он?

1
12.09.16

3
Путешествие по библиотеке.
Знакомство с фондом
1
19.09.16

4
Книга в жизни человека. Структура книги.
Составление презентации по теме
1
26.09.16

5-6
Методы работы в библиотеке.
Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Отзыв о книге.
Написание отзыва о прочитанной книге
2
03.10.16
10.10.16

7-8
Выбор книги в библиотеке. Алфавитный каталог. Систематический каталог.
Составление каталога
2
17.10.16
24.10.16

9
Библиографические указатели
Составление указателей
1
31.10.16

10
Справочная литература. Словари.
Работа со справочной литературой
1
07.11.16

11-12
Периодические издания. (газеты, журналы)
Работа с периодическими изданиями
2
14.11.16
21.11.16

13
Книжные выставки
Подготовка и оформление тематических книжных выставок
1
28.11.16

14
Обзор книжной выставки
Подготовка и проведение книжной выставки
1
05.12.16

15-16
Информационные листы
Подготовка информационных листов на любую тему
2
12.12.16
19.12.16

17-18
Работа с читателями
Социальная практика работы в библиотеке
2
26.12.16
09.01.17

19-20
Массовые мероприятия
Составление презентации по массовой работе
2
16.01.17
23.01.17

21
Интеллектуальные игры
Составление и проведение викторин
1
30.01.17

22-24
Сценарии праздников
Составление сценариев на любую тему
3
06.02.17
13.02.17
20.02.17

25
Работа в читальном зале
Социальная практика в читальном зале
1
27.02.17

26-28
Тематические плакаты
Оформление плаката ко Дню Победы
3
06.03.17
13.03.17
20.03.17

29-31
Рукотворная книга
Изготовление книги
3
27.03.17
03.04.17
10.04.17

32
Работа с читательскими абонементами
Выявление задолжников
1
17.04.17

33
Чему я научился на занятиях кружка
Выставка работ
Подготовка творческих работ
1
24.04.17

34
Подведение итогов
Смотр творческих работ
1
08.05.17

35
Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы
Иллюстрирование книг
1
15.05.17

36
Современные материалы для передачи информации. Аудиокниги
Прослушивание отрывков
1
22.05.17

37
Электронные книги
Читаем электронную книгу
1
29.05.17

38-39
Резерв


2




Список литературы используемой при работе.

1.Библиотечно – библиографические знания – школьникам. Прак. Пособие..-М.: изд-во «Кн. Палата», 2000.
2.Минимум библиотечной техники. М.: Изд-во «Кн.палата»,1999.
3. Журнал «Школьная библиотека» за 2000-2010г
4. Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: [библиотечный урок «Элементы книги» по книгам К.И. Чуковского в 5 кл.] / Л.Ананьева // Библиотека в школе. –2002–№ 4
5. Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3
6. Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: [библиографич. игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4.
7. Ротова Т. Кто и как построил книгу, для чего она нужна: [сценарий библиотечного урока по структуре книги в 5-7 кл.] / Т.Ротова // Новая библиотека. – 2005. – № 7.
8. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4.
9. Ступак Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2.
10. Чайка Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4.
11. Хохлова Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9
15