ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ


Технология критического мышления Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление (critical thinking) – критическое отношение к любым утверждениям умение не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. свобода выбора ответственность за собственные решения Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводамиВнимание к аргументам оппонента и их логическое осмыслениеКритическое мышление, таким образом, синоним качественного мышления Стадии организации учебного процесса Стадия вызова (evocation)Стадия осмысления (realization of meaning)Рефлексии (reflection) или размышления Стадия вызова (evocation) На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом явлении,демонстрируются неожиданные свойства предмета, рассказывается о ранее увиденном. Таким образом формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Главные задачи на этом этапе мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность. активизации познавательной деятельности учеников. Этап осмысления новой информации (realization of meaning)   На фазе осмысления содержания учащиеся:  1.      Осуществляют контакт с новой информацией. 2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Стадия Рефлексии (reflection)     Характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.          Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов   Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями Осмысление содержания   Информационная (получение новой информации по теме)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия   Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретение нового знания)   Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса) Новообразования при развитии критического мышления Открытость для новых идейСтремление к избеганию ошибок в собственных сужденияхЗнание разницы между возможно правильным и неправильнымОсознание своего непониманияРазграничение обоснованных и необоснованных ошибок Приемы развития критического мышления «Кластер»Таблица З,ХУ,УСоставление планаПрием «Инсерт» Мозговая атакаСинквейн Чтение с остановками и вопросы Блума Прием «кластер» Кластер (от англ. – cluster – гроздь) является отражением нелинейной формы мышления. ». Последовательность действий при построении кластера:1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»). 3.      По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.         Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является таблица, которая получила название «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996): Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Дополнительно можно предложить  еще две графы для заполнения.  Знаю Хочу узнать Узнал Источники информации Что осталось нераскрытым? Составление плана Составление различных видов планов выражает умение структурировать любой текст, понять систему изложения автором информации, выявить «ключевые» мысли. Видов планов:Вопросный Тезисный Номинативный планПлан в виде цитат по тексту           Прием «Инсерт»  Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997.Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: помечается то, что им уже известно;-помечается то, что является для них интересным и неожиданным;? ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично. Мозговая атака Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.   Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала в емких и кратких выражениях. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). Чтение с остановками и вопросы Блума Прием организации чтения с использованием разных типов вопросов. Подготовительная работа: Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.