Конспект урока по литературному чтению на тему Э.Успенский Чебурашка (2кл)




Урок литературного чтения
во 2 классе по теме:

Э.Н. Успенский «Чебурашка»








Провела учитель
начальных классов
Абраменкова Н.М.












Тема: Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».

Цели: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление
Задачи:
Образовательные
- сформировать целостное представление о читаемом произведении
-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения
- развивать навык устной речи
Развивающая
- развивать внимание, память
- обогащать словарный запас
- развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные
- воспитывать интерес к чтению, уважительное отношение друг к другу
- воспитывать необходимые качества: усидчивость, дисциплинированность
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения;
Понимать юмор в произведении;
Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки;
Восстанавливать последовательность событий по вопросам.
УУД:
Личностные- формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам
Регулятивные - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения.
Познавательные- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; умение работать в паре, группе, участвовать в выразительном чтении по ролям.
Межпредметные связи: русский язык



Ход урока:
I Мотивация учебной деятельности Р УУД

- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо!
Улыбки ваши располагают к приятному общению.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок,
Чтобы много – много знать,
Книги надо нам читать
- Скажите, как называется раздел учебника, который сейчас мы изучаем? («И в шутку, и всерьез»)
(появляется надпись)




Работать над такой темой желательно с очень хорошим настроением. Я вижу - у большинства оно есть. Давайте весело и четко проведем речевую разминку, тогда настроение у загрустивших ребят улучшится.
II.Актуализация опорных знаний

Речевая разминка (слайд 2) Р УУД
Прочитайте чистоговорку по слогам глазами («внутренним голосом»). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – чётко произносите звуки. Готовы?
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать!
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

2.Проверка восприятия материала предыдущего урока П УУД, К УУД
- Как звали плюшевого мишку, и кто его научил разговаривать по-русски? (Винни- Пух, Б. Заходер)



III.Этап освоения новых знаний.
Введение в тему: П УУД, К УУД, Р УУД
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним плюшевым героем, а вот как его зовут, мы не знаем.






- А вот имя героя попробуйте отгадать сами.
- Задание будем выполнять в парах.
- Нужно правильно разгадать шифровку:
ННННЧЕНННБУНННРАНШНКАНННН
( зачеркнуть все буквы «н»)
- Правильно. Это – Чебурашка ( показ игрушки). Чебурашка – герой повести-сказки Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».







- Кто написал это произведение? (Э. Успенский).
- А теперь сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка»).
- А вот откуда этот зверек, где он живет, почему у него такое название, мы не знаем. Значит, какую цель мы ставим перед собой? (исследовать происхождения неизвестного зверька - Чебурашка)
- Молодцы.
Мирошина Мария подготовила сообщение об этом удивительном человеке. (слайд4)

Родился Эдуард Николаевич 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 79 лет. Писателем Успенский стал не сразу. По образованию он инженер. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: то Печкин падает с велосипеда, то Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
-Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
Рассматривание книжной выставки:
“Крокодил Гена и его друзья”
“Дядя Федор, пес и кот”
“Тетя дяди Федора”
“Любимая девочка дяди Федора”
“Про Веру и Анфису”
“Разноцветная семейка” и др.
- А как родилась повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья»?
- Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э. Успенский читал ребятам разные книги, но вскоре книжки кончились, и тогда – неожиданно для себя – он стал рассказывать сказку : « В одном городе жил крокодил по имени Гена.» Так родилась книга «Крокодил Гена и его друзья». Эту книгу мы уже читаем 35 лет.
Словарная работа.
- Как вы понимаете лексическое значение слова «чебурахнуться»? (упасть)
- Подберите синонимы к слову «чебурахнуться» ( запись на доске: взлететь, упасть, удариться, подняться)
- А теперь посмотрим, как в толковом словаре объясняется лексическое значение слова
Чебурахнуться- упасть или удариться с шумом
- лексическое значение слова «каюта»
Каюта- помещение на корабле
- В тексте встретятся не понятные слова (слайд 6)
Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка- будка с телефоном-автоматом.
Бракованная (игрушка) – товар, оказавшийся негодным, порченным.
Тропический лес – жаркий влажный лес.

Физминутка для глаз, физкультминутка
А теперь мы отдохнем. Мы теперь не второклашки, Мы теперь все Чебурашки. Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание) Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед) По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).
Чтение текста учителем и хорошо подготовленными учениками.
-В тексте встретятся трудные для чтения слова. (слайд 8,9,10 )
ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ
ГИП-ПО-ПО-ТАМ
ФРУК-ТО-ВО-ГО
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е
А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ
ЧЕ-БУ-РАХ-НУЛ-СЯ
ПЕ-РЕ-ДВИ-ГА-ТЬСЯ
БРА-КО-ВАН-НУЮ
НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ
СОБ-СТВЕН-НО-ГО
Прочитать по слогам, а потом целыми словами.
- Как вы думаете, кто главный герой произведениия? (Чебурашка)
- Давайте проверим, начинаем чтение отрывка из книги Э.Успенского «Чебурашка» с. 139
Следите и слушайте внимательно, потому, что после прочтения текста, надо будет ответить на вопрос
- От какого слова произошло имя «Чебурашка»?
VI. Работа с текстом П УУД, К УУД, Р УУД, Л УУД
1. Первичное чтение учителем.
- Кто главный герой этого произведения? (Чебурашка)
- Понравилось произведение? (да, мы узнали про неизвестного зверька, который все время падал и его назвали Чебурашка)
- Какой вывод можно сделать? (Имя «Чебурашка» произошло от слова чебурахнуться)
- К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть-сказка? (повесть – сказка)











- Какими качествами обладает Чебурашка?
- Мы, можем ответить на этот вопрос сразу? (нет, мы должны еще раз перечитать повесть – сказку)
2. Вторичное чтение текста по цепочке.
- Какими качествами обладает Чебурашка?
( забавный, добрый, застенчивый, привлекательный, одинокий)




3.Проверка понимания и смысла рассказа.
1 – где жил Чебурашка?
В далеком тропическом лесу.
2 – как он попал в ящик с апельсинами?
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать.
3 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька;
4 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.
6 – где стал работать и жить Чебурашка?
Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа в магазин.
7 – почему Чебурашка никому не звонил?
Он никого не знал.
- Как вы думаете, это хорошо, что у Чебурашки нет друзей? (Очень плохо, когда нет друзей)
- Да, трудно жить одному без друзей. И хорошо, когда тебя окружают друзья.
- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте по ролям).
- К какому типу текста можно отнести это произведение (описание, повествование, рассуждение)?
- Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос “Что произошло?”)








Почему Чебурашке некому было позвонить? (у него не было друзей)
- Если вы читали книгу или видели мультфильм, вспомните, кто стал первым другом Чебурашки? (Крокодил Гена).
- Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц.
V.Работать будете в группах. П УУД, К УУД, Р УУД, Л УУД
В конверте у вас лежат пословицы. Вам необходимо собрать их и объяснить их смысл. (Выразительное чтение пословиц)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Хочешь дружить – сам будь другом.
Доброе братство – лучше богатства.
- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Только у добрых людей бывает много друзей.
- Попробуйте сформулировать основную мысль произведения «Крокодил Гена и его друзья». О чем хотел сказать Успенский, какую мысль донести до читателя? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).
(В подтверждение ответа иллюстрации из мультфильма)
-Посмотрите, как было грустно Чебурашке, когда он жил один в телефонной будке. (слайд 12)
-И каким он стал, когда нашел друга. (слайд 13 )
VI.Первичное закрепление. П УУД, К УУД, Р УУД, Л УУД
Работа по тестам. ( на столе лежат листочки)
Выбери правильный ответ. (слайд 13-18)
Чебурашка съел целых
А. Два апельсина
Б. Три апельсина
В. Четыре апельсина
2. Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили
А. На стул
Б. На стол
В. На пол
3. Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести в главный
А. Фруктовый магазин
Б. Тропический лес
В. Городской зоопарк
4. Мне нравится этот зверь. Он похож на
А. Бракованную игрушку
Б. Чебурашку
В. Морскую черепаху
5. Под рукой у Чебурашки всегда находился
А. Ящик с апельсинами
Б. Телефон - автомат
В. Гиппопотам
Самопроверка, самооценка (светофор)
1.А
2.Б
3.В
4.А
5.Б

VII. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению. П УУД, К УУД, Р УУД, Л УУД
- В книге Э. Успенского у Чебурашке появилось много друзей, и он не будет называть имен всех своих друзей, а предлагает сделать это вам.
Для каждого Чебурашка приготовил кроссворд. Чтобы его разгадать - надо вспомнить имена друзей крокодила Гены и Чебурашки. Т.е.прочитать повесть Э.Н.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Кроссворд «Чебурашка и его друзья» (слайд 21)










Носорог. 2. Крокодил..3. Пёсик.4. Отличница.. 5. Лев. 6. Жирафа..
7. Старуха-проказница..8.Крыса.. 9. Девочка, друг Гены

Носорог (Птенчик)
Крокодил (Гена)
Пёсик (Тобик)
Отличница (Маруся)
Лев (Чандр)
Жирафа (Анюта)
Старуха-проказница (Шапокляк)
Крыса (Лариска)
Девочка, друг Гены (Галя)
- когда разгадаете весь кроссворд, у вас получиться ключевое слово
- Как вы думаете, какое слово? (Чебурашка)

-Если вы обратили внимание, то кроссворды имеют разный цвет. На обратной стороне записано еще одно домашнее задание, его надо выполнить к следующему уроку, а кроссворд можно отгадывать по мере прочтения книги к итоговому уроку по теме «И в шутку и всерьёз»

Красный цвет - прочитать с. 139-142, пересказать самые интересные
отрывки.
Желтый цвет - прочитать с. 139-142, придумать вопросы, которые помогут пересказать сказку и записать их в тетрадь по чтению.
Зеленый цвет - прочитать с. 139-142, составить словесный портрет
Чебурашки.
VIII. Итог урока. Рефлексия К УУД, Р УУД,
Синквейн (слайд 21)
–Как звали главного героя повести-сказки? (Чебурашка)
– Какой этот герой? (забавный, одинокий)
- Что делал Чебурашка в тропическом лесу? (жил)
- Что сделал Чебурашка, когда его посадили на стол? (чебурахнулся)
- Что делал Чебурашка в витрине магазина? (стоял)
- Какая пословица о дружбе подходит к этому произведению? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
– С каким произведением мы познакомились? (с повестью-сказкой Э.Успенского «Чебурашка»)
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу и оцените свои успехи на уроке, поднимите нужный кружок ( слайд 22)
Зеленый – я много узнал, получилось отлично
Жёлтый – я много узнал, получилось хорошо
Красный – я много узнал, не все задания выполнил так, как хотел.
Мне тоже понравилось, как вы работали.
- Мы с Чебурашкой желаем вам всем удачи!












И в шутку, и всерьез

И в шутку, и всерьез

Винни- Пух
Б. Заходер

?

И в шутку, и всерьез

Винни- Пух
Б. Заходер


Винни- Пух
Б. Заходер


?
Чебурашка
Э. Успенский


И в шутку, и всерьез

?
Чебурашка
Э. Успенский


Винни- Пух
Б. Заходер

Повесть - сказка

привлекательный

забавный

Чебурашка


одинокий

застенчивый

добрый

И в шутку, и всерьез

Чебурашка
Э.Успенский

Винни- Пух
Б. Заходер

Повесть- сказка

Повествование

1

2



3

4

5

9

8

7

6



15