Презентация по истории на тему Россия в начале XiX века


Россия в начале XIX века Подготовила:учитель истории МБОУ «СОШ №2 г. Строитель Яковлевского района Белгородской областиЯковлева Наталья Викторовна Россия в начале XIX века Россия- начала XIX века – это… Крепостное право Аграрная страна Сословия Абсолютная монархия Новые черты развития России Расслоение крестьянства Районная специализация Развитие и рост городов Развитие всероссийского рынка Сделайте вывод Что мешало России перейти к более интенсивному развитию, какие две важнейшие проблемы необходимо было решить? Провести реформу органов государственного устройства 2. Отменить крепостное право «Дней Александровых прекрасное начало» Пушкин А.С. «Внутренняя политика Александра I»(1801-1812гг) Тема урока: План урока: Император Александр I 1801- 1825 год«Негласный комитет» Попытки реформирования, их оценка и значение Реформы М.М. Сперанского Проблемное задание Что дало основание сказать А.С. Пушкину: «Дней Александровых прекрасное начало», можем ли мы назвать реформатором Александра Ι? Екатерина II Павел I Чем взаимосвязаны эти портреты? Александр I Задание: Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX в., и назовите событие, о котором идет речь "Он шел медленно... глаза заплаканы... Поступь и осанка его изображали человека, удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: "Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности". Лагарп – наставник Александра I В.О. Ключевский называл его «ходячая либеральная книжка» - (сторонник парламентского строя, гражданских свобод и предпринимательства) Александр Ι (1801-1825гг) Какими чертами характера должен обладать реформатор? Попытки реформирования Были восстановлены: «Жалованная грамота городам» «Жалованная грамота дворянству» Лагарп 1801 Екатерины II Павла I либерализма Дополните ответ В ____ году на российский престол вступил новый император – сын ______ Александр I. Он был любимым внуком ___________. Значительное влияние на будущего императора оказал один из воспитателей швейцарский политик ____________, приверженец идей ______________. «Негласный комитет» Союз единомышленников царя, который занимался обсуждением проектов будущих реформ Цели «Негласного комитета» 1. Изучение реальной обстановки в стране2. Учреждение Конституции, без ограничения власти императора3.Обсуждение вопросов внешней политики4. Постепенная отмена крепостного права Новосильцев Н.Н. Строганов П.А. Кочубей В.П. Чарторыйский А. Что могло быть, если бы «Негласный комитет» стал органом власти? Результаты деятельности «Негласного комитета» Попытки решения крестьянского вопросаЗапрет на печать в газетах о продаже крепостныхЗапрет продажи крепостных на ярмарках, в розницу1801-указ императора, разрешающий покупать незаселённые земли недворянами1803- указ о «вольных хлебопашцах»1809- Указы императора, ограничивающие произвол помещиков Указ о вольных хлебопашцах(20 февраля 1803 год) Результаты указаменее 0,5 % выкупились, т.к. не все помещики хотели отпускать рабочие дешевые руки, но и из-за большой стоимости: душа мужского пола – 400 рублей, т.е. 15-20 годовых оброков Преобразования в области просвещения 1. Открылись новые университеты в Петербурге, Харькове, Казани 2. 1804 году был принят самый либеральный цензурный устав3. 1804 году университетский устав, дававший широкие права университетам, например, запрещал полиции вмешиваться в дела университетов Задание: выберите верный ответ «Негласный комитет» это: 1) Тайная организация, созданная Павлом Петровичем для подготовки реформ 2) Тайная организация, созданная Александром Павловичем для подготовки переворота 3) Тайная организация, созданная придворными Павла Петровича для охраны царя от заговорщиков 4) Тайная организация, созданная Александром Павловичем для подготовки программы реформ Новосильцев Н.Н. Строганов П.А. Кочубей В.П. Чарторыйский А. Сперанский М.М. Кто лишний? (удалите лишнее имя и портрет) 1809 г. Он представил императору проект «Введение к уложению государственных законов» Реформы М.М. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839гг)– выдающийся деятель России Император Исполнительнаявласть Законодательнаявласть Судебнаявласть Государственный совет (1810 г) Комитет министров Министерства Государственная дума Губернские думы Окружные думы Волостные думы Сенат Губернский съезд Окружной съезд Волостной съезд Дворяне – против! 1812 г. – ссылкав Нижний Новгород Система органов государственной власти (по М.М.Сперанскому) Император Государственный совет Синод Сенат Коллегии Министерства Схема органов власти при Александре I М.М.Сперанский Суть предложенных реформ:1. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную2. Независимость судебной власти3. Ответственность исполнительной власти перед законодательной Государственная политика 1802-1811- создание министерств1810- создание Государственного Совета- высшего законосовещательного совета при царе В это время по словам историка В.О. Ключевского «…император стал «предметом восторженного внимания и обожания». Современники отмечали «его мягкость, скромность, любознательность, ум, большую впечатлительность, личное обаяние». Все эти черты обманывали многих, заставляли возлагать на Александра несбыточные надежды. Что дало основание сказать А.С. Пушкину «Дней Александровых прекрасное начало», можем ли мы назвать реформатором Александра Ι? Вывод Решение проблемного задания Учреждение министерств Создание Государственногосовета Указ о «вольных хлебопашцах» Реформа народного просвещения Соотнесите реформы и реформаторов. 1. «Негласный комитет»2. М.М.Сперанский Выберите правильный ответ и подчеркните его Причина неудачи реформ М.М.Сперанского: 1) консерватизм большей части дворянства; 2) влияние на царя Н.М. Карамзина; 3) опасение Александра I за свою судьбу; 4) противодействие армии. создание Государственного совета указ о «вольных хлебопашцах» учреждение министерств реформа народного просвещения 4 3 2 1 1810 1803 1802 1801 Расположите события внутренней политики Александра I в 1801-1812г. в хронологической последовательности 1 2 3 4 Домашнее задание 1. параграф 55, вопрос 22. составить синквейн «Александр I»3. сообщение о М.И. Кутузове