Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ на 2016-2017учебный год


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27 г. Томска
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей
начальных классов
Руководитель МО
________________Е.Г. Колесникова
Протокол № ____1______
от « 30 »августа 2016г. УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ ООШ №27
г. Томска
________ И.А. Колесникова
Приказ №192 о/д
от « 30 »августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Класс
Количество часов (всего за год)
Количество часов (в неделю)
Учебник
Программа составлена на основе
Год написания программы
Учитель Русский язык
2 а
170
5
Русский язык 2 класс. Н.А. Чуракова
(Москва Академкнига/учебник 2011г) для начальной школы, программа
« Перспективная начальная школа»
примерной программы по русскому языку и авторской программы, разработанной Н.А Чураковой,
О.В. Малаховской, М. Л. Каленчук
(УМК «Перспективная начальная школа»),(Москва. Академкнига/учебник 2011г)2016г.
Колесникова Елена Геннадьевна, первая квалификационная категория

2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы, разработанной Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М. Л. Каленчук (УМК «Перспективная начальная школа»).
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи;
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
При изучении предмета «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Место учебного предмета «Русский язык в учебном плане»
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (5 ч. – в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным.
Предметными результатами изучение курса «Русский язык» во 2классе являются формирование следующих умений:
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
▪ выявлять слова, значение которых требует уточнения;
▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
различать предложение, словосочетание и слово;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
различать на письме приставки и предлоги;
употреблять разделительные ь и ъ;
находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
соблюдать орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или совзрослыми).
Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Содержание учебного предмета
2 класс (170 ч)
Фонетика и орфография (67 ч)
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды–в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а–дру[к], ло[ж]ечка–ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о–ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий
звук.
Лексика (4 ч)
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов иомонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование (4 ч)
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология (50 ч)
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис (15 ч)
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.
Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
2 класс, 170 часов
№ Название раздела Характеристика деятельности
1 Фонетика и орфография (67ч.) Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов. Характеристика гласных и согласных звуков. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила;
упражнение в правильном написании слов. Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких-глухих парных согласных. Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведет к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются ь и ъ, правильное определение корней и окончаний.
2 Лексика (4ч.) Определение основного представления о слове (форма слова, изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.
3 Морфемика и словообразование (4ч.) Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончаний.
Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.
Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Выделение в слове окончания и основы. Определение образования слова. Выполнение разбора
слова по составу. Определение исторических чередований.
4 Морфология (50ч.) Различение прямого и переносного значения слова. Упражнение в умении определять окончание слова, опре- деление его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде
вопросов. Определение начальной формы слов-названий предметов,
слов-названий признаков, слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и команде
вопросов; определение их рода.
Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.
5 Синтаксис (15ч.) Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнение в нахождении в составе предложения всех словосочетаний. Определение
в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову. Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении). Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении). Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения.
6 Развитие речи с элементами культуры речи (30ч.) Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца
на письме. Употребление формул вежливости в поздравительной
открытке и письме. Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приемов, которыми пользуются поэты и художники).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
учебного предмета «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения количество примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по русскому языку К
Д Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия
Словари по русскому языку: орфографический, толковый.

К
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер Д
Д
Д/П
Д
Д При наличии
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
К
Д
Д
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Чуракова Н.А.  Русский  язык.  2  класс:  Учебник. В  3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Каленчук  М.Л.,  Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык.  2  класс:  Учебник. В 3 ч. Часть  2.  —  М.: Академкнига/Учебник, 2013
Чуракова Н.А.  Русский  язык.  2  класс:  Учебник. В  3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Байкова  Т.А.,   Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.2016
Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: тетрадь для самостоятельной  работы  №  2.  2  класс.  —  М.: Академкнига/Учебник.2016
Чуракова  Н.А.,  Каленчук  М.Л.,   Малаховская  О.В., Байкова Т.А. Русский  язык.  2  класс:  Методическое  пособие.  —  М.: Академкнига/Учебник, 2012
Русский язык. Литературное чтение. 2 класс: рабочие программы по учебникам М.Л.Каленчук, О.В.Малаховской, Н.А.Чураковой. – Волгоград: Учитель, 2014
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/ 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1septem-ber. ru/urok
5. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com
6. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru
10. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа: http://vasmer.narod.ru/
11. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru/
12. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/
13. Русская грамматика. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/
14. Русская фонетика. – Режим доступа: http://fonetica.philol.msu.ru/
15. Пособие по орфографии русского языка. – Режим доступа: http://yamal.org/ook/
Тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Тип урока
(форма и виддеятельности
обучающихся,
форма
занятий) Основные виды деятельности Требования
к уровню подготовки обучающихся(результат) Вид
контроля Элементы
дополнительного (необязательного)
содержания Домашнее задание
Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны
1 Толковый словарь 1 Комбинированный Использование толковых словарей русского языка Знать:
– структуру построения учебника «Русский язык»;
– основные словари русского языка.
Уметь:
– ориентироваться в странице «Содержание»;
– выполнять практическую работу со словарями Фронтальный опрос Словарная статья Т. 1.
Упр. 3
2 Обратный словарь 1 Комбинированный Использование обратного словаря русского языка Работа
в парах Рифма в обратном словаре Т. 1.
Упр. 7
3 Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно». 1 Комбинированный Использование орфографического и орфоэпического словарей русского языка Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 6
4 Словарь «Происхождение слов» 1 Комбинированный Использование этимологического словаря русского языка Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 8
5 Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка 1 Комбинированный Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Восприятие на слух и правильное произношение слов Знать, для чего нужна звукобуквенная зарядка.
Уметь:
– различать звуки;
– выделять звуки в слове, давать им характеристику;
– составлять звукобуквенную схему слова Работа
в парах Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное Т. 1.
Упр. 9
6 Развитие речи
с элементами культуры речи. Какие бывают предложения 1 Практическая работа Разновидности предложений
по цели высказывания, по эмоциональной окраске Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь:
– читать предложения, соблюдая знаки препинания;
– употреблять знаки препинания в конце предложения Практи-ческая работа Т. 1.
Упр. 70
7 Главные и неглавные слова
в предложении
Входной контрольный диктант
Работа над ошибками 4 Комбинированный Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминов) Знать понятие «основа предложения».
Уметь:
– выделять основу предложения;
– находить главное слово и зависимое;
– ставить вопрос от главного слова к зависимому;
– дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы какая?, как?, на кого?, когда? Самостоятельная работа Построение схем к предложениям Т. 1.
Упр. 10
8 Комбинированный Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «туша» и «туча». Т. 1.
Упр. 12
9 Комбинированный Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминов).
Изменяемая часть слова – окончание Знать понятие «формы слова».
Уметь:
– сравнивать формы одного и того же слова, выделять окончания;
– анализировать смысл предложения, порядок слов в предложении;
– определять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова;
– составлять схемы предложений Фронтальный опрос Форма одного и того же слова Уч. 1,
с. 24
10 Комбинированный Работа
в парах Т. 1.
Упр. 11
11 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст 1 Практическая работа Знать, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу.
Уметь:
– находить группу предложений, которые являются текстом;
– подбирать название к тексту Практи-ческая работа Что такое текст Т. 1.
Упр. 71
Морфология и словообразование
12 Окончания слов-названий предметов 1 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание Знать роль окончания слов в русском языке.
Уметь:
– изменять форму слова;
– выделять в слове окончание Фронтальный опрос Разные формы одного и того же слова Т. 1.
Упр. 14
13 Что такое словосочетание 2 Комбинированный Различение слова, словосочетания и предложения Знать понятие «словосочетание». Уметь:
– находить в составе предложения все словосочетания;
– различать словосочетание и основу предложения;
– работать с толковым словарем Работа
в парах Слово-«командир».
Слово-«солдат» Т. 1.
Упр. 15
14 Комбинированный Знать, что основа предложения не является словосочетанием.
Уметь:
– задавать вопрос от слова-«командира» к слову-«солдату»;
– составлять схему предложения;
– находить в предложении все словосочетания;
– в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «салат» и «салют», «плющ» и «плащ» Т. 1.
Упр. 17
15 Основа слова и его окончание 1 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание Знать понятие «основа слова».
Уметь:
– выделять в слове окончание в словах-предметах мужского, женского и среднего рода;
– указывать основу слова Работа
в парах Основа слова Уч. 1,
с. 39
16 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст 1 Практическая работа Знать, что определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий. Уметь определять тему и основную мысль текста Практи-ческая работа Текст. Тема и основная мысль текста Т. 1.
Упр. 72
17 Основа слова и его окончание.
Нулевое окончание 1 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание Знать понятие «нулевое окончание». Уметь выделять в слове окончание (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу слова Взаимоконтроль Нулевое окончание. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «мели» и «цели» Т. 1.
Упр. 18
18 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 2 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание Знать слова, которые не имеют окончаний.
Уметь:
– противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
– выделять основу слов, которые не имеют окончания Нахождение окончания и основы слова Слова-названия предметов, у которых нет окончаний Уч. 1,
с. 43
19 Комбинированный Уметь:
– работать с обратным словарем;
– составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения;
– различать формы слов иностранного происхождения Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 44
20 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменя-емых слов-предметов 1 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Слова, обознача-ющие предметы мужского, женского и среднего рода Знать понятия «мужской», «женский», «средний род».
Уметь:
– определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»;
– определять род неизменяемых слов-названий предметов;
– выделять окончания и основы во всех формах этих слов Работа
в парах Т. 1.
Упр. 19
21 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– подбирать окончание к данному тексту Практи-ческая работа Текст. Тема и основная мысль текста Т. 1.
Упр. 74
22 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 2 Комбинированный Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Единственное и множественное число слов-предметов Уметь:
– сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий предметов;
– противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний Работа
в группах Формы изменя-емых и неизменяемых слов-названий предметов Уч. 1,
с. 49
23 Комбинированный Уметь:
– сравнивать формы единственного и множественного числа неизменя-емых слов-названий предметов;
– выделять основу данных слов Фронтальный опрос Единственное и множественное число неизменяемых слов-названий предметов Уч. 1,
с. 51
24 Слова-названия предметов разного рода 4 Комбинированный Мужской, жен-ский и средний род слов-предметов Уметь:
– определять род слов-названий предметов;
– работать со словарями;
– выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 53
25 Комбинированный Знать, что смысл слова заключается в «основе».
Уметь:
– выписать из обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода;
– выделять окончания слов-названий предметов разного рода Работа
в парах Род неизменяемых слов. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «булки» и «белки» Уч. 1,
с. 56
26 Комбинированный Знать родовые окончания слов-названий предметов.
Уметь выделять окончания слов-названий предметов Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 59
27 Комбинированный Уметь:
– определять род слов-названий предметов типа «хор» и «хорь»;
– выделять окончание слов с ь на конце Работа
в парах Уч. 1,
с. 62
28 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» 1 Практическая работа Уметь:
– работать с репродукцией;
– вглядываться в детали живописной картины и понимать ее смысл Практи-ческая работа Текст. Тема и основная мысль текста.
Работа с картиной Т. 1.
Упр. 79
29 Слова-названия предметов разного рода 2 Комбинированный Мужской, женский и средний род слов-назва-ний предметов. Единственное и множественное число слов-назва-ний предметов Знать роль окончаний в предложении. Уметь:
– выделять окончания у слов-названий предметов;
– изменять слова-предметы по числам; размещать слова в таблицу по родам Работа
в парах Уч. 1,
с. 65
30 Комбинированный Уметь:
– устанавливать взаимосвязь между окончаниями слов-названий признаков и слов-названий предметов;
– составлять словосочетания по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий предметов Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «груша» и «Гриша» Уч. 1,
с. 68
31 Начальная форма слова 1 Начальная форма слов-названий предметов. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Знать:
– понятие «начальная форма слова»;
– структуру словарной статьи.
Уметь:
– сравнивать разные формы одного и того же слова;
– определять начальную форму слов-названий предметов Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 27
32 Начальная форма слова 1 Комбинированный Начальная форма слов-названий признаков. Муж-ской род, единственное число имен прилагательных Знать:
– что слова-названия признаков изменяются по родам;
– как определить начальную форму слов-признаков.
Уметь:
– сравнивать разные формы одного и того же слова;
– определять начальную форму слов-названий признаков Работа
в парах Уч. 1,
с. 75
33 Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо 1 Практическая работа Уметь писать письма с соблюдением норм речевого этикета Практи-ческая
работа Как писать письмо Т. 1.
Упр. 80
34 Начальная форма слова 1 Комбинированный Начальная форма слов-названий действий Знать:
– понятие «родственные слова»; начальную форму слов-названий действий;
– как изменить форму слов-названий предметов.
Уметь:
– определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
– находить и подбирать родственные слова к данному слову;
– выделять общую часть в родственных словах С/р по образцу Работа со словарем. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «булки» и «будки» Т. 1.
Упр. 20
35 Это слово и другое слово 3 Комбинированный Выделение значимых частей слова (окончание, основа) Уметь разграничивать разные слова и формы одного слова Фронтальный опрос Однокоренные слова. Разные слова и формы одного и того же слова Уч. 1,
с. 84
36 Комбинированный Знать, что общая часть слова (корень) пишется одинаково.
Уметь различать родственные слова и формы одного и того же слова Работа
в парах Формы одного и того же слова. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «малина» и «машина» Т. 1.
Упр. 35
37 Комбинированный Уметь различать формы слова и родственные слова Работа
с текстом в парах Уч. 1,
с. 88
38 Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята» 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении;
– устно пересказывать текст Практи-ческая работа Тема и основная мысль текста, составление плана текста Пересказ текста
39 Слово и формы этого слова. Родственные слова 3 Комбинированный Выделение значимых частей слова (окончание, основа) Знать, что родственные слова – это слова с разными основами.
Уметь:
– выделять в слове корень, называя однокоренные слова;
– подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака С/р Формы одного и того же слова Уч. 1,
с. 92
40 Комбинированный Уметь подбирать родственные слова и определять разные формы одного
и того же слова Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «флаги» и «фляги» Т. 1.
Упр. 36
41 Комбинированный Знать понятие «корень».
Уметь:
– выделять корень в родственных словах;
– образовывать начальную форму слов-названий предметов Работа
в парах Формы одного и того же слова. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «плед» и «плот» Т. 1.
Упр. 34
Лексика
42 Слова, у которых несколько значений 2 Комбинированный Слово и его значение. Использование словарей русского языка Уметь правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову.
Иметь представление о многозначных словах Фронтальный опрос Многозначные слова Т. 1.
Упр. 38
Комбинированный Уметь выделять в слове корень, подбирая родственные слова Работа
в парах Авторские многозначные слова Уч. 1,
с. 107
44 Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста 1 Практическая работа Знать понятия «тема» и «основная мысль».
Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– понимать содержательность названия текста Практи-ческая работа Тема и основная мысль текста, составление плана текста Т. 1.
Упр. 82
45 Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся 1 Комбинированный Слово и его значение. Использование словарей русского языка Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы.
Иметь представление о способах разграничения многозначных и омонимичных слов С/р Способы разграничения многозначных и омонимичных слов Т. 1.
Упр. 43
46 Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся 1 Комбинированный Иметь представление об омонимах. Уметь различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся Фронтальный опрос Омонимы Т. 1.
Упр. 44
47 Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся 1 Комбинированный Иметь представление о синонимах. Уметь:
– находить синонимы в тексте;
– понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов Работа
в парах Отличие однокоренных слов
от синонимов
и  омонимов Т. 1.
Упр. 42
48 Слова и их дальние родственники 1 Комбинированный Знать способ проверки слов с учетом их происхождения.
Уметь пользоваться этимологическим словарем С/р Этимология слова Уч. 1,
с. 121
49 Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– понимать содержательность названия текста Практи-ческая работа Тема и основная мысль текста, составление плана текста Т. 1.
Упр. 83
Фонетика и орфография
50 Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме 4 Комбинированный Произношение
и обозначение
на письме парных согласных
в корне слова
(на конце слова, перед глухим звуком) Знать правило проверки парного со-гласного на конце слова.
Уметь выделять чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме Взаимоконтроль Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «мошка» и «мишка» Т. 1.
Упр. 47
51 Комбинированный Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 128, 129
52 Комбинированный Иметь представление о чередовании согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме.
Уметь проверять сомнительные написания (безударные гласные, парные по глухости – звонкости согласные, не-произносимые согласные) Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 53
53 Комбинированный Знать правило проверки парного согласного в корне, стоящего перед глухим звуком Работа
в парах Т. 1.
Упр. 54
54 Развитие речи
с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной
Т. Мавриной «Костер во дворе» 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названия текста;
– работать с репродукцией; чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник Практи-ческая работа Тема и основная мысль текста, составление плана текста Т. 1.
Упр. 85
55 Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме 1 Комбинированный Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (на конце слова, перед глухим звуком) Уметь:
– писать слова с изученными орфограммами;
– выполнять проверку текста с пропущенными орфограммами по образцу Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «гайка» и «галка» Т. 1.
Упр. 56
56 Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме 1 Комбинированный Работа
в парах 57 Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме 3 Комбинированный Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове Знать понятие «слово-помощник». Уметь:
– обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
– вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 141
58 Комбинированный Уметь работать с обратным словарём, находить слова на – ЖКА Работа
в парах Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «зайка» и «майка» Т. 1.
Упр. 62
59 Комбинированный Уметь работать с обратным словарём, находить слова на – ЗКА Взаимопроверка Т. 1.
Упр. 63
60 Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста 1 Практическая работа Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник Практи-ческая работа Тема и основная мысль текста, составление плана текста Т. 1.
Упр. 89
61 Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 Комбинированный Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Осознавать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 50
62 Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 Комбинированный Знать, как проверить безударный гласный в корне словаРабота
в парах Уч. 1,
с. 151
63 Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук 2 Комбинированный Употребление ь после шипящих на конце существительных Уметь:
– связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;
– выполнять работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ш и -ШЬ Фронтальный опрос Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук Уч. 1,
с. 154
64 Комбинированный Уметь:
– связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;
– выполнять работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и -ЖЬ Работа
в парах Уч. 1,
с. 155
65 Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» 1 Практическая работа Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник Практи-ческая работа Работа с картиной
66 Повторение по теме «Родственные слова и формы слова» 2 Систематизация и обобщение знаний Выделение значимых частей слова (окончание, основа) Уметь:
– подбирать родственные слова на более высоком уровне;
– работать со словарём происхождения слов Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 66
67 Работа
в парах Т. 1.
Упр. 68
68 Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо 1 Практическая работа Уметь писать письмо с соблюдением норм речевого этикета Практи-ческая работа «Как писать письмо» 69 Повторение по теме «Лексика» 2 Систематизация и обобщение знаний Слово и его значение. Использование словарей русского языка Иметь представление о многозначных словах.
Уметь:
– выполнять работу с толковым словарём в парах;
– употреблять слова в нескольких значениях Фронтальный опрос Многозначные и однозначные слова Т. 1.
Упр. 59
70 Иметь представление о происхождении слов.
Уметь:
– работать с этимологическим словарем;
– объяснять написание слова, опираясь на его этимологию Работа в парах Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «моль» и «мель». Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач Уч. 1,
с. 166
71 Контрольное списывание 1 Урок контроля Уметь:
– применять изученные орфограммы;
– работать со словарем Контрольное списывание Упр. 135
72 Повторение по теме «Орфография» 1 Систематизация и обобщение знаний Работа с орфографическим словарем Уметь писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Фронтальный опрос Уч. 1,
с. 168
73 Повторение по теме «Синтаксис» 1 Различение слова, словосочетания, предложения Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске Работа
в парах Переносное значение слова Уч. 1,
с. 170
74 Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– составлять план текста и использовать его при устном изложении;
– делить текст на части;
– устно пересказывать текст;
– пользоваться толковым словарем Практи-ческая работа Устное изложение 75 Контрольный диктант «Снежные
загадки» с грамматическим заданием 1 Урок контроля Уметь:
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости согласные) жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Фронтальный опрос 76 Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук 1 Комбинированный урок Уметь:
– выполнять работу над ошибками;
– пользоваться словарями русского языка Работа
в парах 77 Развитие речи
с элементами культуры речи. Как написать поздравление 1 Практическая работа Приобретение знаний и умений в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета Практи-ческая работа Поздравительная открытка к Новому году Т. 1.
Упр. 92
78 Повторение по теме «Орфография» 2 Комбинированный урок Правописание слов. Работа с орфографическим словарем Уметь:
– работать с толковым словарем;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Фронтальная проверка Т. 1.
Упр. 28
79 Систематизация и обобщение знаний Фронтальный опрос Т. 1.
Упр. 29
80 Задание для членов клуба «Ключ и заря» 1 Систематизация и обобщение знаний Знать изученные орфограммы.
Уметь:
– пользоваться обратным словарем;
– самостоятельно выполнять задания;
– правильно оформлять ответы на вопросы; подписывать конверт Работа
в парах Письмо в клуб «Ключ и заря» 81 Развитие речи
с элементами культуры речи. Письменное изложение «Весенний звон» 1 Практическая работа Знать понятие «текст».
Уметь письменно пересказывать текст по плану Практическая работа Как писать изложение Морфология
82 Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы 1 Комбинированный Главные члены предложения Уметь:
– задавать вопросы к главным членам предложения;
– выделять основу предложения Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «выдра»
и «вёдра» Т. 2.
Упр. 1, 2
83 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте (хокку) 1 Практическая работа Уметь выделять тему и основную мысль текста.
Понимать, что и японские трехстишия (хокку) являются текстами благодаря их емкости Практическая работа Т. 2.
Упр. 93
84 Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы 1 Комбинированный Главные члены предложения Уметь:
– задавать вопросы к главным членам предложения;
– подчеркивать основу предложения;
– списывать текст, вставляя пропущенные буквы Т. 2.
Упр. 5
85 Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа 4 Комбинированный Начальная форма имен существительных и глаголов Уметь:
– ставить существительные в начальную форму;
– определять начальную форму глаголов;
– пользоваться обратным словарем; определять начальную форму слов-названий предметов множественного числа Самоконтроль по орфографическому словарю Начальная форма слов-названий предметов множественного числа Т. 2.
Упр. 7
86 Комбинированный Фронтальный опрос Уч. 2,
с. 13
87 Комбинированный Начальная форма имен прилагательных Уметь:
– определять начальную форму прилагательных;
– пользоваться толковым словарем; задавать вопросы к словам Работа
в парах Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «чашки» и «кашки» Т. 2.
Упр. 14
88 Комбинированный С/р по образцу Т. 2.
Упр. 15
89 Развитие речи
с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте 1 Практическая работа Уметь выделять тему и основную мысль текста.
Понимать, что и японское трехстишие (хокку), и пословицы тоже являются текстами благодаря их емкости Практическая работа Т. 2.
Упр. 103
90 Написание Ы после Ц в окончаниях слов-назва-ний предметов 3 Комбинированный Разные способы проверки правописания слов Знать понятие «общая часть (корень)».
Уметь:
– применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в корне слова;
– пользоваться обратным словарем Работа
в группах Правило написания букв «И» и «Ы» после «Ц» Уч. 3,
с. 19
91 Комбинированный Уметь:
– применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов;
– составлять словосочетания по данной схеме;
– пользоваться обратным словарем Фронтальный опрос Уч. 3,
с. 21
92 Комбинированный Уметь:
– правильно писать изученные орфограммы;
– пользоваться обратным словарем Работа в парах Т. 2.
Упр. 20
Морфемика и словообразование
93 Как делаются слова. Что такое суффикс (суффикс слов, называ-ющих предметы) 1 Комбинированный Выделение значимых частей слова. Суффикс. Значение суффиксов Знать определение суффикса.
Уметь:
– находить суффикс в словах;
– пользоваться обратным словарем;
– сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «щит» и «кит» Т. 2.
Упр. 22
94 Развитие речи
с элементами культуры речи. Деление текста на части 1 Практическая работа Уметь:
– выделять в тексте смысловые части; делить текст на смысловые части;
– продолжать предложения; пользоваться толковым словарем Практическая работа Деление текста на части Т. 2.
Упр. 94
95 Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы 3 Комбинированный Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова Уметь:
– находить суффикс в словах;
– образовывать новые слова с помощью суффиксов;
– строить схему образования нового слова С/р по таблице Чередование согласных в корне ч//кУч. 3,
с. 26
96 Комбинированный Уметь:
– пользоваться обратным словарем;
– составлять схемы образования новых слов;
– выделять части слова Фронтальный опрос Уч. 3, с. 28
97 Комбинированный Уметь:
– подбирать проверочные слова на безударные гласные и парные согласные;
– выполнять разбор слова по составу Работа
в парах Уч. 3,
с. 30
98 Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК 1 Комбинированный Уметь:
– образовывать слова с помощью суффикса;
– составлять диктант со словами на -ный, используя обратный словарь Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «щук», «друг» и «лук» Т. 2.
Упр. 27
99 Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки 1 Комбинированный Знать правило образования сложных слов.
Уметь:
– правильно писать сложные слова;
– выполнять разбор сложных слов по составу;
– пользоваться обратным словарем;
– объяснять значение сложных слов Работа
в парах Сложные слова. Чередование согласных ш//х в корне Т. 2.
Упр. 29
100 Развитие речи
с элементами культуры речи. Деление текста на части 1 Практическая работа Деление текста на части Уметь:
– выделять части текста красной строкой или отступом;
– делить текст на части Практическая работа Т. 2.
Упр. 95
101 Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки 4 Комбинированный Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова Уметь:
– составлять текст диктанта со словами на -кий, используя обратный словарь;
– понимать механизм образования новых слов Самопроверка по образцу Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «ложки», «рожки» и «кишки» Т. 2.
Упр. 31
102 Комбинированный Уметь:
– составлять схемы образования новых слов; Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 32
103 – выполнять разбор слова по составу;
– писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК Работа
в парах Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «плов» и «плот» Т. 2. Упр. 33
104 Обобщение Уметь:
– подбирать проверочные слова на безударные гласные и парные согласные;
– правильно писать сочетания букв ЧН, ЧК;
– выполнять разбор слова по составу С/р по образцу 105 Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части. Работа с картиной
А. Матисса «Разговор» 1 Практическая работа Знать понятие «тема картины».
Уметь:
– работать с репродукцией;
– выделять части текста красной строкой или отступом Практическая работа 106 Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы 4 Комбинированный Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова Уметь:
– объяснять способ образования новых слов;
– составлять текст диктанта со словами на -ица и -ница, используя обратный словарь Фронтальный опрос Уч. 3,
с. 46
107 Комбинированный Уметь:
– объяснять значение однокоренных слов;
– пользоваться обратным словарем;
– составлять схему образования новых слов Работа
в парах Чередование согласных в корне к//чТ. 2.
Упр. 34
108 Комбинированный Знать смысл суффикса -щик.
Уметь:
– образовывать новые слова с помощью суффикса -щик (-щиц);
– выполнять разбор слова по составу Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 35
109 Комбинированный Уметь:
– пользоваться обратным словарем;
– образовывать начальную форму существительных;
– составлять схемы образования новых слов Работа
в парах Т. 2.
Упр. 38
110 Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» 1 Практическая работа Знать понятие «натюрморт».
Уметь:
– работать с репродукцией;
– пользоваться толковым словарем Практическая работа 111 Что такое обращение 2 Комбинированный
Знаки препинания в конце предложения Знать понятие «обращение».
Уметь:
– находить в тесте обращения и выделять их пунктуационно;
– пользоваться орфоэпическим словарем Взаимопроверка Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «фантики» и «бантики» Т. 2.
Упр. 39
112 Комбинированный С/р по образцу Т. 2.
Упр. 41
113 Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки 3 Комбинированный Образование новых слов с помощью приставок. Выделение значимых частей слова Знать:
– определение «приставка»;
– значение приставки.
Уметь:
– образовывать родственные слова с помощью приставок;
– пользоваться обратным словарем Работа
в парах Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «сове» и «софе» Т. 2.
Упр. 43
114 Комбинированный Знать отличительные признаки приставки и предлога.
Уметь:
– указывать способ словообразования (с помощью приставки);
– выделять приставку;
– различать приставку и предлог Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 45
115 Комбинированный Уметь правильно писать слова
с предлогами и приставками Работа
в парах 116 Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта 1 Практическая работа Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для написания поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета Практическая работа Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 3. Поздравительная открытка
к 8 Марта 117 Написание частицы НЕ со словами, называющими действия 4 Комбинированный Раздельное написание частицы НЕ с глаголами Знать правило раздельного написания частицы «не» с глаголами.
Уметь:
– писать частицу «не» со словами, называющими действия;
– приводить примеры на изученное правило Фронтальная проверка Написание частицы НЕ с глаголами Т. 2.
Упр. 47
118 Комбинированный Уметь:
– выполнять разбор слова по составу;
– правильно писать слова на изученные правила С/р по образцу Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «букет» и «буфет» Т. 2.
Упр. 49
119 Комбинированный Уметь:
– составлять схемы образования новых слов;
– подбирать родственные слова Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 50
120 Комбинированный Уметь:
– выделять на письме обращения;
– пользоваться обратным словарем;
– правильно писать частицу «не» со словами, называющими действия. Иметь представления о глаголах-антонимах Работа
в парах Антонимы Т. 2.
Упр. 51
121 Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении Практическая работа Устное изложение. Как писать изложение 122 Написание частицы НЕ со словами, называющими действия 1 Комбинированный Раздельное написание частицы НЕ с глаголами Знать, что суффикс -ть показывает, что глаголы стоят в начальной форме. Уметь:
– писать частицу «не» со словами, называющими действия;
– пользоваться обратным словарем Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «пешки» и «пушки» Уч. 2,
с. 77
123 Состав слова 3 Комбинированный Разбор слова по составу Уметь:
– выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
– пользоваться обратным словарем;
– объяснять значение слова с разными приставками Работа
в парах Т. 2.
Упр. 54
124 Комбинированный Уметь:
– подбирать слова, близкие по значению и противоположные по значению;
– выполнять разбор слов по составу Фронтальный опрос Антонимы. Синонимы Уч. 3,
с. 78
125 Комбинированный Знать правописание слов-названий действий с основой на -ЧЬ, стоящих в начальной форме.
Уметь выполнять разбор слова по составу Работа в парах Уч. 3,
с. 79
126 Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование 1 Практическая работа Типы текстов. Описание и повествование Уметь определять характер текста: описание или повествование Практическая работа Типы текстов. Описание и повествование 127 Состав слова 1 Комбинированный Разбор слова по составу Уметь:
– подбирать родственные слова по обратному словарю и разбирать их по составу;
– выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа С/р Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «форточки» и «корточки» Т. 2.
Упр. 57
128 Образование слов с помощью приставки и суффикса 3 Комбинированный Образование слов с помощью приставки и суффикса. Значение суффиксов и приставок Уметь:
– указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса);
– читать и составлять схемы слов;
– пользоваться толковым словарем;
– объяснять образование имен сказочных героев С/р, подбор к схемам слов Уч. 3,
с. 84
129 Комбинированный Уметь:
– пользоваться орфографическим словарем;
– правильно писать безударные и парные согласные в корне;
– образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса Фронтальный опрос 130 Комбинированный Работа
в парах 131 Правильное употребление приставок НА- , О-
в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать» 1 Комбинированный Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок Знать лексическое значение приставок.
Уметь:
– правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»;
– пользоваться толковым словарем;
– составлять схемы словообразования Работа
в парах Правильное употребление приставок НА- и О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать» Уч. 3,
с. 89
132 Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование 1 Практическая работа Типы текстов Знать, что в тексте-описании часто используют прием сравнения.
Уметь определять тип текста: описание или повествование Практическая работа Типы текстов Т. 2.
Упр. 102
133 Правильное употребление приставок НА-, О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать». 1ч Комбинированный Роль приставок. Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок Знать лексическое значение приставок.
Уметь:
– правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»;
– пользоваться этимологическим словарем Проверка по цепочке Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «бабка» и «папка» Уч. 3,
с. 90
134 Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного 3 Комбинированный Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение Уметь:
– указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным);
– объяснять значение сложных слов;
– пользоваться обратным словарем Фронтальная проверка Сложные слова с соединительными гласными Т. 2.
Упр. 59
135 Комбинированный Уметь:
– делить слова на группы: слова-названия, предметы одушевленные и неодушевленные;
– выполнять разбор сложных слов Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 61
136 Комбинированный Знать понятие «соединительные гласные».
Уметь:
– выделять в сложных словах соединительные гласные;
– пользоваться обратным словарем Работа
в парах Т. 2.
Упр. 63
137 Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст 1 Практическая работа Типы текстов Уметь определять тип текста: описание или повествование Практическая работа Типы текстов. Т. 2.
Упр. 107
138 Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного 2 Комбинированный Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение Уметь:
– указывать способ словообразования (сложением основ с соединительной гласной);
– находить по обратному словарю сложные слова на букву Т;
– писать слова с изученными орфограммами Фронтальный опрос Уч. 3,
с. 98
139 Комбинированный Уметь:
– составлять схемы словообразования;
– различать приставки и предлоги;
– пользоваться этимологическим и орфографическим словарями;
– писать слова с изученными орфограммами Фронтальный опрос Уч. 3,
с. 100
140 Диктант «Птичьи хлопоты» с грам-матическим заданием 1 Контрольный урок Уметь:
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Работа
в парах Фонетика и орфография
141 Работа над ошибками. Разделительный ь 1 Комбинированный Написание разделительных ь
и ъ Знать правило написания разделительного ь.
Уметь:
– выполнять работу над ошибками;
– употреблять разделительный ь
на письме Т. 2.
Упр. 69
142 Развитие речи
с элементами культуры речи. Научный и художественный текст 1 Практическая работа Научный и художественный текст Знать, какой текст называется научным.
Уметь различать научный и художественный текст Практическая работа Т. 2.
Упр. 109
143 Разделительный Ъ 1 Комбинированный Написание разделительных ь
и ъ Знать правило написания разделительного Ъ.
Уметь употреблять разделительные ь и ъ на письме С/р Т. 2.
Упр. 79
144 Написание разделительных Ь и Ъ 3 Комбинированный Уметь:
– пользоваться орфоэпическим и обратным словарем;
– правильно писать слова с разделительными ъ и ь Фронтальный опрос Чередование согласных ц//ч в корне. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «овощ» и «овод» Т. 2.
Упр. 72
145 Комбинированный Работа
в парах Т. 2.
Упр. 7 5
146 Комбинированный Знать понятие «родственные» слова. Уметь:
– подбирать родственные слова;
– писать слова с разделительными ъ и ь С/р Т. 2
Упр. 78
147 Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» 1 Практическая работа Уметь:
– различать научный и художественный текст;
– пользоваться толковым словарем;
– работать с картиной Практическая работа Научный и художественный текст. Работа с картиной 148 Написание разделительных Ь
и Ъ 4 Комбинированный Написание разделительных ь и ъ Уметь:
– употреблять разделительные ь и ъ на письме;
– пользоваться орфоэпическим сло-варем;
– писать слова с изученными орфограммами; Работа
в парах Уч. 3,
с. 120–121
149 Комбинированный Фронтальный опрос Уч. 3,
с. 123
150 Комбинированный – подбирать родственные слова;
– составлять схемы словообразования слов;
– пользоваться обратным и этимологическим словарями;
– писать сложные слова и объяснять их значение Фронтальный опрос Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «в чае» и «в мае» Уч. 3,
с. 125
151 Комбинированный Работа
в парах Уч. 3,
с. 128
152 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» 1 Практическая работа Уметь:
– пользоваться толковым словарем;
– различать научный и художественный текст;
– работать с картиной Практическая работа 153 Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 1 Комбинированный Непроизносимые согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) Знать, что непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
Уметь:
– проверять слова с непроизносимыми согласными;
– подбирать родственные слова Работа
в группах по образцу Т. 2.
Упр. 81
154 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 3 Комбинированный Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
– пользоваться обратным словарем; делить слова на группы по видам Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 82
155 Комбинированный Работа
в парах Звукобуквенная зарядка. Т. 2.
Упр. 83
156 Комбинированный орфограмм: парные согласные и непроизносимые согласные;
– выделять обращения на письме Работа
в парах Анализ слов «кадушка» и «катушка» Т. 2.
Упр. 85
157 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа
с картиной Ван Гога «Церковь
в Овере» 1 Практическая работа Уметь:
– работать с репродукцией;
– определять тему и основную мысль текста;
– составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении Практическая работа 158 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 3 Комбинированный Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, при-ставки, суффикса, окончания) Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
– пользоваться обратным, орфографическим, этимологическим и орфоэпическим словарями;
– делить слова на группы по видам орфограмм (парные согласные и непроизносимые согласные);
– выделять обращения на письме С/ р Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «Ева» и «ива» Уч. 3,
с. 140
159 Комбинированный Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 86
160 Комбинированный Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 87
161 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
Проверочная работа 1 Комбинированный Уметь:
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Работа
в парах. Проверочная работа Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «чуб» и «дуб» Т. 2.
Упр. 88
162 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки» 1 Практическая работа Уметь:
– определять тему и основную мысль текста;
– составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
– членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме Практическая работа 163 Итоговая контрольная работа за II полугодие 1 Контрольный урок Уметь:
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом Контрольный диктант 164 Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 1 Комбинированный Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Использование словарей русского языка Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
– выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами;
– употреблять предлоги в письменной речи Работа
в парах Уч. 3,
с. 151
165 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 4 Комбинированный Уметь:
– различать и правильно употреблять приставки;
– объяснять значение многозначных слов;
– правильно писать слова с парными
и непроизносимыми согласными в корне;
– пользоваться орфоэпическим словарем Фронтальный опрос Многозначные слова Т. 2.
Упр. 89
166 167 Комбинированный Работа
в парах Т. 2.
Упр. 90
168 Комбинированный Фронтальный опрос Т. 2.
Упр. 91
169 Лексикография. Тест 1 Контрольный урок Тест Уметь:
– пользоваться словарями русского языка;
– находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию С/р Работа со словарями 170 Развитие речи
с элементами культуры речи. Задание для членов клуба «Ключ и заря» 1 Систематизация и обобщение знаний Уметь:
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– пользоваться орфографическим словарем;
– грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания С/р с конвертами. Практическая работа Задание для членов клуба «Ключ и заря»