Роль инноваций в повышении эффективности работы школьного библиотекаря


Роль инноваций в повышении эффективности работы школьного библиотекаря.
Инновационная деятельность школьных библиотек – необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.
Ведущая идея, центральная задача российской образовательной политики сегодняшнего дня – модернизация системы образования, т. е. комплексное, всесторонне обновление всех звеньев образовательной системы всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Два центральных направления модернизации образования: кардинальное обновление содержания образования и экономики образования.
Её стержневые задачи:
• повышение доступности;
• повышение качества;
• повышение эффективности образования.
Эти задачи не могут быть решены, если будут касаться каждой в отдельности структуры образования.
Все эти процессы осуществимы лишь при введении инновационных процессов в систему образования. Такие понятия, как инновация, инновационная деятельность стали для нас уже привычными.
В словаре Ожегова этот термин трактуется как нововведение, т. е. внедрение нового порядка, нового обычая, нового метода, изобретения, нового явления. Школьная библиотека – подразделение, которое сегодня становится основным центром, обеспечивающим доступ к информационным образовательным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей.
Стоит обратить внимание на то, что недопустима подмена термина инновационная деятельность библиотеки на информатизацию библиотечных услуг. Более ошибочная трактовка термина «инновация» как «компьютеризация». Я об этом говорю потому, что на практике мы часто сталкиваемся с тем, что школьные библиотечные работники удовлетворяются лишь количеством поступивших компьютеров в образовательное учреждение, в частности, школьную библиотеку, которое, на самом деле, никак не может заменить необходимых инновационных процессов, способствующих эффективности обучения и воспитания и результативности педагогического труда.
Информационная же жизнь школы – это лишь часть всех инноваций, которые необходимы образовательному процессу. Информатизация – это одна из идей инноваций.
Сегодня школьная библиотека должна:
• обеспечить учащимся, педагогическим работникам, родителям доступ к информации, к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
• способствовать формированию навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации. Изменились и требования к школьным библиотекарям. Он должен обладать высокой эрудицией, быть хорошим организатором, уметь владеть школьной аудиторией, разбираться в педагогике и школьной психологии. Но, самое главное, школьный библиотекарь сегодня – это активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. Наличие в библиотеке фонда медиаресурсов обязывает библиотекаря:
• обладать ИКТ- компетенцией;
• владеть приёмами ведения документации на электронных носителях;
• владеть базовыми библиографическими знаниями.
Всё это объясняет необходимость выбора инновационных процессов, методов работы школьных библиотек.
Инновационный тип школьной библиотеки – Библиотечно-информационный центр. Работники центра: заведующая школьной библиотекой, методист и программист. Решая традиционные задачи, стоящие перед школьной библиотекой, БИЦ является культурно- образовательным центром социума, работает над формированием информационной культуры учащихся и педагогов, активизацией познавательной и творческой деятельности учащихся.
Сферы деятельности центра: образовательная и информационная. Статус БИЦ в Тальменском районе носят только 13 школьных библиотек образовательных учреждений. И они полностью себя оправдывают. На базе этих центров педагоги проходят курсы повышения квалификации по ИКТ- грамотности, конференции учащихся, выступления которых технически сопровождаются мультимедиа- презентацией, семинары руководителей образовательных учреждений района, заместителей руководителей по учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов. БИЦ Тальменской школы № 5 является ведущим по внедрению и использованию системы «Дистанционное образование». В этом году вступили в программу «Внедрение электронных учебников».
Таким образом, остальные 12 (из 25) школьных библиотек хоть и не имеют статуса Библиотечно-информационных центров, но в их работе приоритетным направлением является информационная деятельность. Наличие компьютера на рабочем месте, подключение к сети Интернет, и сайта каждой школьной библиотеки в отдельности намного упрощают и делают эффективнее работу школьного библиотекаря.
Стоит подробнее остановиться на открытии и функционировании сайтов школьных библиотек. Структура таблиц, на основе которых созданы сайты, позволяет создавать или, наоборот, закрывать те или иные разделы самими библиотечными работниками. Это имеет немаловажное значение, поскольку жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом пользователей библиотечных услуг. Обзор знаменательных дат (помесячный) на индивидуальный выбор самого библиотекаря в зависимости от потребностей образовательного учреждения, информация о новинках детской литературы – обязательные страницы библиотечных сайтов. Немаловажно отметить то, что обзор этой литературы предоставляет сам работник школьной библиотеки, личность которого уважаема, давно оценена и авторитетна в педагогической среде, среди учащихся, их родителей. Дети понимают, что о новых книгах рассказывает не человек далёкий и не знающий интересов учеников, а школьный библиотекарь – человек, не равнодушный к процессам формирования личности учащихся данной школы, данного класса. Информация о знаменательных датах не будет покоиться мёртвым грузом в Интернете, а обязательно потребуется для подготовки к тем или иным урокам, тематическим мероприятиям, классным часам.
Статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения. Всё это можно найти на школьных сайтах, а значит, поделиться впечатлениями со своими родителями, сделать выводы, выявить недочёты и отметить положительные моменты, следовательно, провести работу по совершенствованию предстоящих встреч с книгой. Размещение на сайте сценариев мероприятий обеспечивает обмен информацией между библиотеками образовательных учреждений и облегчает работу над отчётами перед отделом образования. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного, внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе, которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития. Они предлагаются нашими специалистами, дополняются и корректируются педагогами- словесниками и сопровождаются Советами о том, как правильно учить поэтические произведения, что такое выразительное чтение, что такое творческое чтение и др. Методические материалы учителям-предметникам, дидактические материалы по подготовке к урокам, к аттестации учащихся 9-х и 11-х классов по традиционной форме и в виде тестирования тоже находятся на сайтах школьных библиотек как основных хранителях информации.
Инновационные формы и методы работы школьных библиотек.
В практику работы школьных библиотекарей вошли и пользуются популярностью виртуальные выставки. Насколько красивыми и значимыми являются выставки в традиционной форме, сопровождаемые выступлениями поэтов, писателей местного уровня или подготовленными выступлениями самих учащихся говорить лишний раз не стоит. А вот что касается виртуальных выставок, снабжённых большим количеством иллюстраций и мультимедийными презентациями, то стоит отметить, что они отвечают требованиям визуального восприятия материала, а значит, развитию творческого воображения так необходимого подрастающему творчески мыслящему ученику. Дни информации, дни открытых дверей в мир книги, семинары, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, заседания литературных кружков, акции и другие формы работы не являются новыми. И всё же их инновационный характер может быть выражен в методике подачи, в методах, используемых при их подготовке или проведении. Инновационной является и издательская деятельность некоторых школьных библиотек.
Любая инновационная деятельность должна иметь конечный эффективный результат. Иначе все наши нововведения, преобразования не имеют смысла. Много сделано на пути модернизации образования, но ещё больше предстоит сделать. То количество форм и методов библиотечной работы, которое осуществляется школьными библиотекарями, является неоспоримо ценным «кладом» для работы библиотек любого уровня. Но задача совершенствования этих методов остаётся, ибо только стремление к инновациям, преобразованиям, инициативам способно сделать процесс обучения и воспитания подрастающего поколения результативным.