Конспект открытого урока по информатике на тему Диаграммы и графики (6 класс)

Тема: «Диаграммы и графики. Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление зависимости между величинами»
Класс: 6
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: смешанный;
Цель:
для учителя: создание условий для закрепления и расширения представлений учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм; навыков построения диаграмм разных типов по текстовым и табличным данным в среде электронных таблиц;
для обучающихся: закрепить умение читать диаграммы и графики, отработать навыки построения диаграмм и графиков различного вида и типа в табличном процессоре MS Excel на основе собственных суждений.
Решаемые учебные задачи:
дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.
Универсальные учебные действия:
1. Предметные умения: представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
2. Личностные умения:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;
смыслообразование, самоопределение;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания– навыки сотрудничества в разных ситуациях;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные умения:
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: общеучебные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: модель; информационная модель; график; диаграмма.
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Для учителя: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013, карта урока для учителя; электронные материалы к УМК: презентация «Графики и диаграммы».
Для учащихся: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.

Организация образовательного пространства
Ресурсы
Формы работы

Информационный материал:
Для учителя: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.
Для учащихся: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.
Демонстрационный материал: электронные материалы к УМК: презентация
«Графики и диаграммы»

групповая;
парная;
фронтальная;
индивидуальная;


















Технологическая карта урока
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

1. включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Меня зовут Никонова Марина Маратовна. Я желаю вам, чтобы сегодняшний день и наше занятие принесло много интересного и познавательного.
А для начала я попрошу вас закрыть глаза и повторять за мной.
- Я в школе
- Я на уроке
- Память моя крепка
- Голова моя мыслит
- Мысли мои чисты
- Я хочу учиться
- Я готов к работе
- Я работаю
Молодцы, открывайте глаза, давайте приступим к работе.
Для начала посмотрите на парты, у вас на столах лежат «Листы оценивания», в которых вы самостоятельно будете давать себе оценку за выполненные задания (показ слайда об оценочном листе)
Для дальнейшей работы нам необходимо знать основные понятия с которыми мы будем работать (слайд 3).
Ребята, прочитайте и подумайте о каком понятии идет речь? Молодцы, правильно, это диаграмма. Обратите внимание на научное определение диаграммы (слайд 4)
Как вы думаете, а что это за термин? (слайд 5). Правильно, это график.
Так с чем же мы с вами будем сегодня работать?
Ребята, а для чего нам нужны графики и диаграммы?
Почему по ним удобнее увидеть взаимосвязь между величинами?
Те из вас, кто отвечал, оцените себя, поставьте 1 балл.
С терминами, которые мы назвали темой урока, вы встречаетесь не впервые. И в прошлом году вы уже строили разные виды диаграмм.
А чтобы вспомнить эти виды диаграмм, я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах: у вас на партах лежат карточки с изображениями различных видов диаграмм, вам необходимо соотнести картинку с названием диаграммы. Время выполнения - пол минуты. Приступайте.

Принимают участие в беседе.


































Рассуждают, отвечают на вопросы учителя, заполняют лист оценивания
(отгадывают ребусы, если не догадались)

(ответ: с графиками и диаграммами; более наглядное представление информации)















Ребята в парах отвечают на «Информационное лото», затем у доски
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, слушают собеседника, строят высказывания.
Принимают учебную задачу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

1.согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2. погружение в проблему, создание ситуации разрыва.

Давайте попробуем вместе сформулировать тему урока
(«Создание информационных моделей – диаграмм»)
Работая над этой темой, мы много узнали о графиках и диаграммах, на какие виды они делятся, научились их читать, строить.
Чему мы должны научиться на этом уроке? Поставьте для себя цель?
«Чему вы хотите научиться в ходе урока?» (Ученики говорят свои цели: научиться строить диаграммы, научиться читать диаграммы и сравнивать данные, научиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию и др.)

Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненный опыт.
Фиксируют проблему, формулируют учебную цель урока.
Используют речевые средства для выполнения задания.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания, отвечая на вопросы.
Самоконтроль правильности ответов на вопросы.
Принимают и сохраняют учебную цель.

3. Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в измененной ситуации (конструктивные) – 8 мин

дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы


























































Сформировать представления о назначении графиков и диаграмм, научиться анализирован полученный результат

Ребята, давайте посмотрим на мир вокруг. С каждым днем с нами происходит масса событий, наши органы чувств обрабатывают огромное количество информации. Мы видим, слышим и воспринимаем столько всего, что не успеваем эту информацию обработать. А ведь умение быть всегда в курсе дела – это залог успешности в современном мире.
Ребята, а в какой области мы с вами живем?
А какие крупные города вы знаете?
А вы знаете город Магнитогорск?
Думаю, все вы слышали о всероссийском проекте «ТЕМП», название которого говорит само за себя. Каждый из вас даже сейчас уже не раз задумывался, кем хочет быть в будущем, какую профессию выбрать.
Я предлагаю вам уникальную возможность побывать на одном из крупнейших предприятий мира, которым гордится наша область – Магнитогорском металлургическом комбинате.
Сам ритм жизни города Магнитогорска не дает расслабиться и ведет к вершинам успеха (просмотр видео).
Сегодня мы с вами, ребята, попробуем себя в роли сотрудников комбината. Нам необходимо подготовить презентацию предприятия для приглашенных иностранных представителей, чтобы заключить с ними контракт. Но для этого нужно зарядиться энергией, набраться сил. Встаньте, пожалуйста, со своих мест и постройтесь в 4 столбца по времени года своего рождения. А теперь девочки встают друг за другом и мальчики друг за другом. Что у нас получилось?
(физминутка)
Молодцы ребята, присаживайтесь! Приступим к работе.
Я сегодня назначаю себя Ген директором предприятия (закрепляю жетон «Босс») и буду отвечать за вашу полноценную работу.
Отдел управления - прошу подойти ко мне (приглашаю ребят, у кого на парте лежат карточки «отдел управления»). Ваша задача будет из данного файла, содержащего различные виды информации, составить коллаж о предприятии, чтобы иностранные партнеры, не знающие русского языка, захотели заключить с нами контракт. Можете начинать работу, вы первые презентуете свой проект через 5 минут.
Остальные ребята составят отчеты по своим направлениям работы. Разбейтесь на пары в соответствии со своим изображением (на экране зачитываешь).
«Отдел кадров» - компьютер №1, «финансовый отдел» - №2
Изучите свое задание и приступайте к работе, время на выполнение – 5 минут.
Не забудьте оценить свою работу на листах самооценки, мы сдадим их в конце урока.

Решают задачу известным способом. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. При объяснении
задания, работая в группе,
ставят познавательные задачи.




Отвечают на вопросы учителя

























гистограмма






Ребята в группах выполняют практическую работу – проект за компьютером,
анализируют, контролируют и оценивают результат. Выступают с проектом группы. Отвечают на вопросы учителя

Осознанно строят речевые высказывания. Выслушивают собеседника. Рефлексия своих действий.
Находят
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.





































































Осознанно строят речевые высказывания, выслушивают собеседника, формулируют отчет по данным в виде диаграмм
Исследуют условия учебной задачи, вбирают предметные способы решения.
Осуществляют самоконтроль и самооценку.







































Различают способ и результат действия.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Осуществляют самоконтроль.

4. Первичная проверка понимания (3 мин.)

Научиться анализировать знаковую информацию и представлять ее в наглядной форме.

Думаю, что наша презентация прошла успешно, и мы обязательно подпишем контракт.
Вы сегодня работали с разными формами представления информации (слайд): текстовой, табличной, графической. Как вы думаете, какая из них оказалась более эффективна для нашего проекта? (графическая) Правильно.
Я прошу вас, ребята, сделать последнюю отметку в листе самооценки и сдать его мне.

Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Осуществляют самоконтроль и самооценку


5. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин.)

1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2. оценить свою работу и работу класса на уроке;
3. учиться использовать речь для регуляции своего действия.

А для того чтобы нам определить, чем особенно вам понравился наш урок, составим вместе график «Мои успехи на уроке».
Если вы считаете, что полностью усвоили материал, прикрепите квадратик красного цвета сюда.
Если вы частично усвоили материал, то квадратики зеленого цвета.
Если вы не поняли материал, то желтого цвета

Молодцы!
Посчитайте баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочные листы, я посмотрю, как вы себя оценили.
Спасибо за активную работу и удачи вам в учебе!
Отвечают на вопросы,
осуществляют комплексный анализ своей деятельности.
Используют речь для регуляции своего действия.
Строят монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прослушивают ответы,
оценивают уровень собственного
эмоционального состояния на уроке.



15