Исследовательская работа Диалог культур в литературном пространстве Америки и России: Драйзер Американская трагедия и Достоевский Преступление и наказание

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Направление литературоведение

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
АМЕРИКИ И РОССИИ: ДРАЙЗЕР И ДОСТОЕВСКИЙ:
(«Преступление и наказание» и «Американская трагедия»)

Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Тихоновой Валерией Сергеевной

Руководители – учитель
иностранного языка
Ожигова Ольга Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Юревич Елена Альбертовна
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»,
Архангельской области

г. Котлас, 2015
Оглавление

1.Введение стр.3
2.Глава 1. История создания романов стр.4-5
3.Глава 2. Сравнительный анализ романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т. Драйзера «Американская трагедия»
2.1.Тема романов стр.5-6
2.2.Идеи романов стр.6-7
2.3.Композиция романов стр.7-8
2.4.Главные герои романов стр.8-10
2.5.Роль деталей в романах стр.10-11
2.5.1.Образ воды стр.10
2.5.2.Сны главных героев стр.10-11
2.6.Финал произведений стр.11-12
4.Заключение стр.12
5.Список литературы стр.13
6.Приложение стр.14










Введение.
«Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не все люди выполняют эти мудрые, проникнутые любовью к человечеству заветы. В истории развитии общества бывают целые эпохи, когда эти заповеди отбрасываются совсем (революции, войны, переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а, следовательно, и общества в целом. Какой путь более приемлем: тюрьма, каторга, дыба, гильотина или слово Божие – убеждение, воспитание с помощью доброты, приобщение к осмысленному труду, повышение культурного уровня путем знакомства с шедеврами мирового искусства, книгой, театром? Как, какими путями вернуть далеко не худшую часть человечества на путь любви и братства? Где искать те «рычаги», которые помогли бы достижению этой благородной цели: в жестоких и унизительных наказаниях, убивающих «душу живу», или в проповеди любви к ближнему, доброте, отношении к падшим как к полноценной человеческой личности?
Решению всех этих вопросов посвящен огромный пласт мировой литературы. Наиболее яркими являются романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия».
Цель моего исследования – провести сравнительный анализ романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия».
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- изучить критическую литературу по данной теме;
- проанализировать и сопоставить романы: выявить общие закономерности и различия;
- проанализировать особенности менталитета двух наций на данную проблему.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ, интерпретация текста, сравнение, сопоставление и обобщение полученного материала.
Объектом исследования моей работы являются романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия».
Предмет исследования – сравнительный анализ указанных выше произведений.



Глава 1. История создания романов.
Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф.М. Достоевским на каторге. Именно там зародилась идея написать книгу об исповеди преступника. Замысел нового романа писатель вынашивал шесть лет и только, находясь за границей, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, Достоевский начинает работу над произведением (18651866).
Прототипами Родиона Раскольникова можно считать реально существовавших людей: Герасима Чистова, 27 лет, раскольника, который в 1865 году убил топором двух старух (газета «Голос» 1865, 7-13сентября) и А. Т. Неофитова, московского профессора, проходившего по делу подделывателей банковских билетов.
Созданию «Американской трагедии» Теодор Драйзер посвятил почти пять лет - с 1920 по 1925 год. Во время написания романа писатель дважды прочитал “Преступление и наказание”, это произведение произвело на него огромное впечатление и было настольной книгой писателя во время работы над «Американской трагедией». Несмотря на очевидное влияние Достоевского, Драйзер пошел другим путем и создал совершенно уникальное произведение, ставшее вершиной его творчества.
В основу книги легло реальное преступление, совершенное летом 1905 г. на озере Биг-Муза. На выходные дни в городок, расположенный вблизи озера, приехала парочка. Молодые люди отправились кататься на лодке и не вернулись. Перевернутая лодка и плавающая шляпа были обнаружены далеко от берега. Нашли тело девушки, а молодого человека, живого и невредимого, позднее обнаружили в соседнем городке. Им оказался Честер Джиллет, племянник владельца фабрики воротничков в Кортленде (Грейс Браун, его подружка, была работницей той же фабрики). Выяснилось, что Браун ждала ребенка и умоляла Джиллета жениться на ней, а в своем последнем письме угрожала ему разоблачением. Джиллета задержали, после следствия окружной суд признал его виновным в убийстве и приговорил к электрическому стулу. Перед смертью преступник признался, что девушка мешала ему выгодно жениться. Драйзер детально изучил все материалы процесса.
Писатели жили на разных континентах и в разные века, почему же они взялись за одну тему?
Россия второй половины XIX века Это был тяжёлый период в истории нашей страны: отмена крепостного права предполагала возрождение России, однако в обществе наступило разочарование. Зарождающиеся капиталистические отношения и резкая вседозволенность привели к разрушению вековых моральных устоев общества. Молодые люди средних и мелких слоев думали, что им позволено всё: "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!"1 Особенно была популярна среди молодежи идеология наполеонизма, позволявшая совершать преступления и разрушавшая в человеке все моральные и духовные ценности.
К началу XX века США становятся самой богатой страной капиталистического мира. Златоусты американской пропаганды вещали на весь мир о наступлении в Америке «золотого века». В 1925 году президент США Калвин Кулидж провозгласил, что «главное дело американского народа бизнес»2. Таким образом формулируется американская мечта: деньги, деньги, деньги И не важно, как они заработаны: «для достижения цели все средства хороши».3 Самой уязвимой частью общества становится молодежь 20-х годов XX века, называемая «потерянным поколением», т. к. война разрушила ее идеалы,
веру и моральные ценности. Драйзер называет гибель «молодой души» - национальной
катастрофой США, «американской трагедией».
Таким образом, и Достоевский, и Драйзер жили в непростое для их стран время, в эпоху коренных перемен, когда личность испытывает огромное влияние среды, которому трудно не поддаться, когда человек стоит на распутье между добром и злом, между безразличием и состраданием, между самопожертвованием и эгоизмом, когда неокрепшие и слабые души выбирают самый простой и безбожный путь.
Глава 2. Сравнительный анализ романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия».
Прежде чем приступить к сравнительному анализу романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия» обратимся к этимологии слова «преступление». Если в английском языке слово crime не имеет подтекста, то в русском приставка пере- (преступление – переступить) означает некую черту, через которую переступает человек. Поэтому перед Достоевским в отличие от Драйзера стоит еще одна задача – найти ту самую черту, через которую переступил Раскольников.
2.1. Тема романов.
В основе романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Т.Драйзера «Американская трагедия» лежит «вечная тема» - преступления и наказания. И Достоевского и Драйзера волновало психологическое состояние человека, тщательно планирующего убийство, и особенно то, что следует за содеянным преступлением: муки совести, раскаяние, покаяние, сожаление о содеянном и неминуемое наказание. Но эту тему они раскрывают по-разному.
Ф.М. Достоевский обращается прежде всего к душе русского человека, проповедует «русскую идею» - все в это мире должно устроится по Божьей правде, верит в духовное возрождение человека. Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Т. Драйзер показывает крушение «американской мечты» - мечты о свободе, о богатстве и достижении успеха; превращение ее в «американскую трагедию», т.к. эта мечта разрушает личность, убивает все моральные ценности. Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая. В американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг; прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство, "Америка - страна равных возможностей для всех", наилучший в мире американский государственных строй. Драйзер создает роман «Американская трагедия», изображая "серые будни" американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране "безграничных возможностей". Драйзер считал,
что американская действительность при кажущемся внешнем благополучии трагична и ужасна. Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно выполнил официальную формулу успеха.
Каждая нация имеет свое духовное назначение, котоpое опpеделяет ее истоpический облик и судьбу. Если Америка это олицетворение свободы, достижения успеха и стремления достичь заветную «американскую мечту», то Россия это олицетворение той самой загадочной русской души, испытавшей множество страданий, но не потерявшей веру и духовные ценности. Две великие нации одновременно в чем-то похожи, но при этом имеют контраст рационализм американца и душа русского человека.
2.2. Идеи романов.
«Преступление и наказание»- это «психологический отчет одного преступления»4. Достоевский как гениальный психолог анализирует последствия совершенного преступления, путь от смерти души до искреннего раскаяния и, как следствие, возрождения человека. Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, каково происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой.
Т. Драйзер выясняет причины, толкающие молодых людей на столь жестокие преступления: «Моя цель не заключалась в морализировании, но в том, чтобы хоть как-то объяснить, отчего происходят подобные убийства»5. В «Американской трагедии» Драйзер не только развенчал идею погони за легким счастьем, но и выявил порочность системы, порождающей стремление разбогатеть во что бы то ни стало. И писателю удалось показать ответственность общества за крушение судеб рядовых американцев. Поклонение культу доллара привело к трагической гибели двух молодых людей - Роберты Олден и Клайда Гриффитса. Жизнь простого человека, человеческая личность в Америке находятся в суровой опасности - била тревогу «Американская трагедия».
Если Ф.М. Достоевский определил главную идею романа в неотступности самонаказания, в необходимости искреннего раскаяния человека, как единственного и неизбежного пути к возрождению на пути Божьей правды, то Драйзер поставил главную задачу - поиск и исследование причин преступления, осуждая и показывая темные стороны «американской мечты».
2.3. Композиция романов.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» состоит из 6 частей и эпилога, причем на замысел преступления отведена одна часть, а на анализ преступления и наказание – пять частей. Значит, для русского писателя важнее наказание, а не преступление, и как следствие в эпилоге – перерождение души героя.
Композиция и сюжет «Преступления и наказания» отличаются исключительным своеобразием. Роману присущи динамичность развития действия, отсутствие экспозиции, тесная взаимосвязь сюжетных линий, насыщенность событиями. Внутренняя композиция строится по принципу антитезы (Раскольников - Свидригайлов, Раскольников - Лужин). Динамичность повествования, атмосфера трагической напряженности достигаются Достоевским особым членением романа на главы, которое мотивировано не только сюжетными, но и психологическими особенностями, играющими в осуществлении авторского замысла очень важную роль. Такой принцип расположения материала позволял Достоевскому акцентировать внимание на внутреннем состоянии Раскольникова, на «диалектике его сознания». Автор как бы загоняет своего героя в тупик, стремится привести его к осознанию бесчеловечности совершенного им поступка и самопокаянию.
Роман Драйзера «Американская трагедия» состоит из двух частей (800 страниц): 600 страниц причины, смысл и реализация преступления, а 200 - наказание. Значит для Драйзера важнее преступление, его причины, а не наказание.
Первая книга - экспозиция романа - посвящена формированию характера Клайда, вторая - трагической гибели Роберты, третья - гибели Клайда. В основу сюжета положено развитие характера и личности Клайда в его взаимоотношении с обществом.
Драйзер пишет о пути к преступлению, а Достоевский о пути к раскаянию. То есть для Драйзера главнее исследовать причины преступления, а для Достоевского последствия и наказание.
2.4. Главные герои романов.
Достоевский в своем романе открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, верой и безверием. Даже сама фамилия главного героя Родиона Раскольникова символизирует раздвоение личности героя, противоречивость и сложность его характера.
«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»6.. В портрете Раскольникова автор подчеркивает его ужасающую бедность и нищету, контраст между приятной внешностью героя и его костюмом указывает на несправедливость положения героя.
Раскольников, по происхождению разночинец, мещанин, бывший студент юридического факультета, живущий в крайней бедности, видит несправедливость мира, где сильному все позволено. «Кто крепок и сильнее умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав А кто больше всех может посметь, тот и всех правее!»7 - доказывает он Соне. И он решил посметь, заявить о себе, проверить, способен ли он на решительный шаг. Значит, идея Раскольникова родилась не на голом месте, источником ее стала сама жизнь. Но Раскольников способен делать добро: оставляет деньги Мармеладовым; дает последние гроши полицейскому, чтобы тот проводил пьяную девочку; будучи бедным студентом, содержит больного отца умершего друга. Совершив преступление, Раскольников глубоко страдает, мучается, отделяет себя от людей. Эти муки – свидетельство того, что в нем не погиб человек, жива совесть.
Драйзер-романист также обращает пристальное внимание на психологию своего героя, передает и анализирует душевные переживания. Недаром его «Американскую трагедию» литературные критики называют «Преступление и наказание Клайда Гриффитса», хотя он не похож на Раскольникова. Судьба Гриффитса трагична потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере своих сил и возможностей следует им. В образе Клайда Драйзер акцентировал внимание на неустойчивость, инфантильность героя, податливость его влияниям среды: «Клайд по своему характеру не способен был когда-либо стать вполне взрослым человеком»8. Юный Клайд, старший сын уличного проповедника Гриффитса, малообразованный, легкомысленный, слабовольный но смазливый повеса, устроился посыльным в отель, где стал получать чаевые, на которые можно было сносно жить и беззаботно веселиться в компании таких же юнцов: «Как заурядный молодой человек с типично американским взглядом на жизнь, он считал, что простой физический труд ниже его достоинства»9.
Цель жизни Клайда Гриффитса – стремление попасть в мир роскоши и богатства. Брак с богатой девушкой казался Клайду путем к исполнению его сокровенных желаний. Карьера для него дороже тех чувств, которые он испытывал к Роберте. Так создаются предпосылки для трагедии Клайда и Роберты: «Неужели я и в самом деле замышляю такое? Клайд, твердо верь в успех. Говори с Робертой тихо, мягко, нежно, даже влюблено. Так надо, чтобы подчинить ее твоей воле», - так говорило его второе темное я»10. В душе героя происходит внутренняя борьба, свидетельствующая о его смятении.
Т. Драйзер не стремится превратить Клайда в законченного злодея, негодяя, убийцу и вместе с тем не оправдывает его. Он хочет показать истинных виновников смерти Роберты, показать степень морального падения Клайда, который, впитывая индивидуалистический дух американского буржуазного общества, становится преступником. Т. Драйзер впервые разоблачил ложность иллюзии о возможности успеха для простого американца в капиталистической Америке, показал не только лживость этой «теории», но и доказал ее преступность, доказал, что она намеренно вколачивается в головы простых американцев.
Героев объединяет социальный статус, возраст, они оба столь же тщеславны и горды, сколько бедны. Каждый из них чувствует себя особенным, не похожим на других. Однако Родион Раскольников духовно богаче Клайд Гриффитса, имеет более сложный и сильный характер. Цель жизни Клайда гораздо примитивнее и материальнее, чем цель Раскольникова, имеющая глубокий философский смысл. Но оба героя одержимы своими целями и стараются достигнуть их всеми способами.
2.5. Роль деталей в романах.
2.5.1. Образ воды.
Вода символ жизни, чистоты, очищения. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой в церковных обрядах.
Современники Ф.М. Достоевского отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года. Мотивы жары, духоты, грязи, а значит потребности в чистой воде становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. Духота, на которой акцентирует внимание автор, это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Вода необходима городу, обществу и герою, как прилив жизни. Атмосфера Петербурга влияла на состояние героя, еще больше раздражая и подавляя его.
Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство старухи. Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких.
Образ воды встречается во втором сне Раскольникова. Этот сон переносит нас в пустыню, в этой пустыне есть чудесный оазис, с пальмами и караваном верблюдом. А самое главное в этом сне – вода, голубая, прозрачная и прохладная. Вода выступает во сне как символ жизни и желания героя очистить душу. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти.
В «Американской трагедии» вода - это прежде всего место преступления героя. Здесь вода - это символ тайны. Со встречи на озере началась близость Клайда и Роберты. И теперь все ему напоминает о той прогулке. Он собирается «поискать здесь водяные лилии, чтобы убить время, прежде чем »12 – эти лилии вновь напоминают ту первую, случайную встречу на озере Крам, когда счастливый Клайд «рвал цветы с длинными влажными стеблями и бросал к ее ногам»13. Теперь же Клайд надеется, что вода скроет его ужасное преступление, избавит от грязи и улик.
2.5.2. Сны главных героев.
Накануне совершения преступления обоим героям снятся сны. Сны - частый литературный прием, с помощью которого автор раскрывается внутренний мир героя. Сны - это подсознание, страхи и желания, которые не могут молчать, когда герой не контролирует себя.
Раскольникову снится несколько снов, однако остановимся на первом. Герою снится детство, родной город. По пути в церковь Раскольников и его отец проходят мимо кабака, где маленький мальчик видит страшную картину - пьяный хозяин лошади жестоко ее избивает. Раскольникову-ребенку очень жаль лошадку, он пытается защитить её, потому что насилие - это противоестественно, герой подсознательно испытывает отвращение к насилию, а тем более к убийству, что говорит о том, что душа героя жива и не лишена человечности. Сон полон символов. Кабак в памяти Родиона Раскольникова - это олицетворение пьянства, зла, низости и грязи. Неслучайно недалеко от кабака находится городское кладбище, а на нем – церковь. Это небольшое расстояние показывает, что никогда не поздно прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который простит все грехи и ошибки, начать новую, праведную жизнь. После страшного сна Раскольников задумывается: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп.. . буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью.. . с топором? Господи, неужели? »14 Раскольникову тяжело совершить преступление, потому что по своей натуре он не способен на такой жестокий поступок, герой имеет доброе сердце и душу, но одержимость теорией берет над ним верх.
Клайду тоже видит сон, однако он не имеет четкого сюжета. Герою снится свирепая черная собака, которая пытается его укусить, и «громадный клубок змей; на первый взгляд он больше походил на кучу хвороста, но над ним угрожающе раскачивались десятка два змеиных голов с раздвоенными жалами и агатовыми глазами»15.
Змеи - это символ опасности, искушения и интриг. Для Роберты Клайд стал змеем-искусителем, а для Клайда искушение на его пути - это Сондра. Сон не вызывает у Клайда никаких чувств, кроме страха, искушение так велико, что ничто уже не сможет остановить героя. Речь не идет о душевных переживаниях и метания героя, сон - это предсказание его участи.
2.6. Финал произведений.
В финале романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский прощает своего героя и верит в его искреннее раскаяние. Раскольников находит поддержку, понимание и сочувствие в обществе. Огромным подарком судьбы для него стала Сонечка Мармеладова, образ невероятной жертвенности, гуманности и сочувствия. Главный герой понимает весь ужас своей теории и не без помощи Сонечки находит путь к Богу. «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря...»16 , а, по мнению Достоевского, прийти к возрождению души можно только через веру.
В финале «Американской трагедии» Клайд Гриффитс остается совершенно одиноким и покинутым. Единственный человек, который по-настоящему поддерживает его, - это мать героя. Она искренне молится за душу Клайда и верит, что Бог простит ему все грехи. Адвокаты Клайда надеялись на понимание судом присяжных причин, побудивших его пойти на это преступление, но им не удалось вызвать у общества хоть каплю сочувствия к герою. Да, Клайд - преступник, но он и жертва законов, по которым живет американское общество, навязывающее свои ценности. Драйзер обвиняет общество в испорченности и лицемерии и показывает, что скрывается за красотой «американской мечты».
Драйзер, в отличие от Достоевского, не жалеет своего героя и не верит в его раскаяние. Герой обращается к Богу только из-за страха перед смертью, в его молитвах нет сожаления и искренности. Драйзер отнимает у Клайда веру, а значит, и возможность успокоить душу.
Заключение
Каждый писатель рассматривал героев через призму своего менталитета и культуры.
Драйзер, будучи сыном прагматичной Америки, посадил Клайда на электрический стул, не дав ему возможности измениться, и вздохнул спокойно: «преступник наказан». Обвинив американское общество в навязывании ложных ценностей, писатель только исследовал причины преступления, не предложив пути решения.
Достоевский же развил идею о спасительной миссии России. Пока жива Россия, мир не погибнет, и именно она спасет страны Европы от «американской трагедии». Достоевский показывает удивительный пример пути преступника от безверия и полной потери ориентиров в жизни до искреннего раскаяния и очищения души героя. На каторге Раскольников перерождается, перед ним открывается новая жизни и «начинается новая история, история постепенного обновления человека, постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой....» 17
Сегодня становится ясно, что Ф.М. Достоевский и Т. Драйзер – великие художники. Они предвидели трагическую ситуацию, в которой оказались человек и современный мир. Только сегодня, когда весь мир оказался на краю пропасти, мы приходим к пониманию того, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.


Список литературы

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Спб.,«Азбука»,2013

Драйзер Т. Американская трагедия. М., «Эксмо» (Флипбук), 2014

Сеть интернет: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Список литературы:


1.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.
2.Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. – М., 1984.
3.Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. – М., 1997.
4.Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Хабаровск, 1981.
5.Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. – М., 1981.
6.Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф. М. Достоевского. // Вопросы литературы. 1998, №4.
7.Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. – М., 2001.
8.Чирков Н. М. О стиле Достоевского. – М., 1967.
9.Этов В. И. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1968.


1.Иванько С. Теодор Драйзер /Собрание сочинений в 12 т – 9 т./ - М.: 1973.
2.Теодор Драйзер. Американская трагедия. /Вступительная часть – Засурский/ - М.: 1978 г.
3.Засурский Я. Н. Американская литература XX в. - М: Из-во Московского университета, 1984.
4.Батурин С. /Очерки о Т. Драйзере/ - 1979.
5.Драйзер. Очерки былого /вырезки/.
6.Теодор Драйзер. Жизнь, искусство и Америка 1988. /Предисловие – Полиевской Ю./
7.Шпакова А. П. Американская действительность в изображении Теодора Драйзера - 1959 г.
8.Мендельсон. «Американская трагедия Т. Драйзера - 1971 г.
9.Самарин: Т. Драйзер в борьбе против Американского империализма. - 1952 г.
10. Засурский Я. Н.: Т. Драйзер /жизнь и творчество/ - 1964 г.






Приложение

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. СПб.,«Азбука»,2013,стр.75

Журнал people.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сборник афоризмов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

История создания романа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Биография Т.Драйзера [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Спб.,«Азбука»,2013,стр.6-7

Там же, стр. 461-462

Драйзер Т. Американская трагедия. М., «Эксмо» (Флипбук), 2014, стр.306

Там же, стр. 26

Там же, стр.831, стр. 848

Там же, стр.874

Там же, стр. 477

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Спб.,«Азбука»,2013,стр.68

Драйзер Т. Американская трагедия. М., «Эксмо» (Флипбук), 2014, стр.794

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Спб.,«Азбука»,2013,стр.606

Там же, стр.606






















3








15