Инструкционная карта Построение диаграмм и схем.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема занятия: Построение диаграмм и схем.
Цель выполнения задания: создать документ согласно заданию. Закрепить навыки работы в текстовом редакторе Word.
Необходимо знать: приемы работы создания и форматирования таблиц, работу с формулами, приемы расчетов, создания и форматирования диаграмм, работу с графическими объектами, группировку графических объектов.
Необходимо уметь: работать с текстовым редактором Microsoft Word. Создавать, редактировать и форматировать таблицы разного уровня. Уметь производить необходимые расчеты с помощью формул. Создавать и форматировать диаграммы в текстовом редакторе. Уметь группировать различные графические объекты.
Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение) Инструкционные карты, мультимедийные презентации, персональные компьютеры.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Работать с диаграммами в MS Word можно двумя способами. Первый традиционный запустить Microsoft Graph и заменить предложенные параметры в таблице на свои. Второй способ заключается в том, что за основу можно взять таблицу, созданную в документе Word. Можно предложить следующий порядок работы. Попробуйте создать диаграмму возраста членов своей семьи.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
№ 1. Вычисления в таблицах
Создать таблицу из 5 столбцов и 10 строк
Выделить первые ячейки столбцов 1-3 и дать команду: Макет Объединить ячейки.
Заполнить ячейки первой и второй строки
Выделить диапазон ячеек от 3-й до 9-й строки первого столбца и включить Нумерованный список
Установить курсор в первую ячейку 5-го столбца и дать команду: Вставка Дата и время
Заполнить таблицу по образцу

Счет-фактура


№ 0017



Наименование товара
Кол-во
Цена
Сумма


Геометрия для 11 класса
30
200



Химия для 11 класса
25
130



Алгебра для 11 класса
30
180



Рабочая тетрадь
25
115
13 c6*d6 15


История для 11 класса
30
109



Обществознание для 11 класса
30
165



Английский язык для 11 класса
30
201



Итого





Установить курсор в ячейку, находящуюся в 3-ей строке пятого столбца. Дать команду: Макет Формула. Вместо =SUM(LEFT) записать =C3*D3
Провести аналогичные операции в нижележащих ячейках этого столбца, т.е. ввести формулу =C4*D4 и т.д.
Найти общее количество книг, т.е. в ячейку, расположенную в 10-й строке 3-го столбца вставить формулу: Макет Формула =SUM(ABOVE)
То же самое выполнить в двух соседних ячейках
Отформатировать таблицу, т.е. выбрать какой-либо стиль: установить курсор в любую ячейку таблицы и дать команду Конструктор Стили таблиц
Создать и заполнить вторую таблицу по образцу:

Ф.И.О. преподавателя
Всего часов
Лекции
Практика
Зачеты


Иванов С. А.

234
126
17


Петров Ю. А.

340
128
20


Смирнов В. Г.

452
246
40


Итого






В столбце "Всего часов" для Иванова ввести формулу =SUMM(RIGHT)
Рассчитать количество часов для Петрова и Смирнова.
Найти общее количество лекционных, практических и зачетных часов.
Отформатировать таблицу
№ 2. MICROSOFT WORD. Диаграммы
Создайте таблицу в документе Word, оставив первый столбец пустым.

Мама
Папа
Дочь
Сын


38
45
13
16

Запустите Microsoft Graph. Выполните команду Вставка Диаграмма. Расположите подчиненные окна таким образом, чтобы были видны и диаграмма, и таблица.
Измените данные в таблице и проследите, как изменится диаграмма. Работая сразу с двумя окнами (таблицей и диаграммой), постоянно следите за тем, какое из них активно в данный момент. От этого будет зависеть набор пунктов горизонтального меню и доступность некоторых операций. Активизировать окно можно щелчком мыши).
Удалите и вновь верните Легенду. Щелкните правой кнопкой по легенде Очистить.
Вызовите контекстное меню диаграммы, щелкнув по ней правой кнопкой и выберите опцию Параметры диаграммы.
Вкладка Заголовок позволяет ввести название диаграммы и осей. Введите название «Возраст». Вкладка ЛегендаДобавить легенду. Во вкладке Подписи данных активизируйте параметр Значения. Если хотите добавить к диаграмме и таблицу с исходными данными, то на вкладке Таблица данных включите кнопку Таблица данных.
Измените высоту и поворот просмотра (ФорматОбъемный вид...).

Мама
Папа
Дочь
Сын

Моя семья
38
45
13
16

Семья соседа





Внесите изменения в таблицу.
Измените цвет и форму ряда данных и формата стенок диаграммы.

№ 3. MS WORD. Работа с графическими объектами.
Задание 1. Постройте схему «История поколений ЭВМ» рисунка сгруппируйте элементы.
Ключ к заданию:
Создать первый прямоугольный блок. Копировать его. Вставить. И расположить в необходимом месте. Повторить эти действия для следующих блоков.
Добавить в них текст.
Создать окружность и добавить в нее текст.
Добавить фигурные стрелки.
Создать фигурные стрелки с выноской вправо. Скопировать ее. Вставить новую, расположив ее позади первой. Действия Порядок На задний план.
Текст во всех блоках выровнен по центру.
С помощью стрелки Выбор объектов выделить весь рисунок в прямоугольный пунктирный фрагмент. Обратите внимание, выделенные объекты, которые вошли в фрагмент имеют маркеры выделения (пустые кружочки).
Теперь текст можно объединить в единый графический объект. Действия Группировать.
Теперь рисунок можно целиком передвигать по документу.
?Контрольные вопросы:
Как создать таблицу в текстовом редакторе Word?
Какие существуют способы создания таблиц?
Как объединять ячейки в таблице?
Как вставить формулу в таблицу?
Как произвести расчеты в таблице?
Как построить диаграмму?
Какие существуют типы диаграмм?
Как вставить рисунок в текст?
Как сгруппировать графические объекты?


Литература:
Задачник практикум Информатика и ИКТ под. Редакцией И. Семакина, Е. Хеннера, Москва, 2010
Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,2007
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2011
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915