Рабочая программа — синтезатор



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
С. УСПЕНСКОГО
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(СИНТЕЗАТОР)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
2015 год
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУДОДДШИ с.Успенское
«__»________2015г. «Утверждаю»
Директор _______ С.Н.Соснина
«___»_______2015г.
Разработчики: Шипулина С. В., преподаватель фортепиано,
первая квалификационная категория;
Левочко Л. А., преподаватель фортепиано,
первая квалификационная категория.
Рецензент Филиппова Н. С., преподаватель фортепиано,
высшая квалификационная категория.
Рецензент Кудряшова А. Ю., преподаватель фортепиано МБОУДОД СМШСД
МО г. Армавир, высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (Синтезатор) разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Приобщение обучающихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Клавишный синтезатор является ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в неё детей.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы «Основы музыкального исполнительства» (Синтезатор) - 3 года. Возраст обучающихся от 6,6 до 17 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (Синтезатор)
На освоение предмета «Основы музыкального исполнительства» (Синтезатор») предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю. Программа предмета «Основы музыкального исполнительства» (Синтезатор) предусматривает обязательную самостоятельную работу обучающегося, что предполагает наличие дома синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
Таблица 1
Срок обучения 3 года
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 302
Количество часов на аудиторные занятия 102
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 200
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.
Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования обучающихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с обучающимся. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности; приобщение обучающихся к музицированию на клавишном синтезаторе в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности обучающихся, их эстетической и нравственной культуры.
Задачи:
изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом и средствами внесения в него различных корректив, а также с некоторыми методами звукового синтеза; освоение приемов управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера;
получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории: гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке (классификация электронных голосов и методы их применения), звукорежиссуре (способы формирования объема звучания, его окраски и пространственного расположения с помощью звукорежиссерских эффектов различного вида);
освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
развитие творческой деятельности – сочинение и подбор по слуху мелодий; 
овладение базовыми навыками  аранжировки;
воспитание слушательской и исполнительской культуры;
развитие музыкальных способностей (память, слух, чувство ритма).
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются методы обучения:
аналитический метод;
инновационные методы;
словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
наглядный;
практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
Требования по годам обучения.
1-й год обучения
№ Тема Кол.часов
1. Знакомство с инструментом - Синтезатор 1
2. Функциональная характеристика клавишного синтезатора 3
3. Изучение панели синтезатора 1
4. Изучение клавиатуры 1
5. Основы автоаккомпанемента 2
6. Основы музыкальной грамоты 9
7. Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе 4
8. Игра в режимах split, dual, normal или на ф-но 2
9. Подбор по слуху: 2 детские песни (во 2 полугодии) 2
10. Работа над репертуаром (10-12 пьес в год), гаммы До и Соль мажор в две октавы каждой рукой отдельно, T аккордами без обращений 9
Всего: 34
2-й год обучения
№ Тема Кол.часов
1. Особенности гармонизации для синтезатора 3
2. Автоаккомпанемент 3
3. Аранжировка произведений 3
4. Изучение панели синтезатора 4
5. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента. 4
6. Подбор по слуху: 2-3 детские песни 2
7. Игра в ансамбле (1 пьеса) 5
8. Работа над репертуаром: 1 полифония, 2 этюда, 6 пьес.
(Возможна игра в режиме normal) 8
9. Гаммы: D dur, h moll, F dur,d moll в две октавы отдельно, аккорды с обращениями, арпеджио. 2
Всего: 34
3-й год обучения
№ Тема Кол.часов
1. Освоение новых приемов аранжировки 5
2. Автогармонизация 4
3. Автоаккомпанемент 3
4. Работа с картой памяти 4
5. Работа с секвенсором композиций 3
6. Гаммы A dur, fis moll, g moll, B dur в две октавы двумя руками, аккорды с обращениями, арпеджио 3
7. Подбор по слуху: 2-3 детские песни 2
8. Игра в ансамбле (1 пьеса) 4
9. Работа над репертуаром: 1 полифония, 2 этюда, 6 пьес.
(Возможна игра в режиме normal) 8
Всего: 34
Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Синтезатор» реализуется в структуре дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 3 года обучения.
Содержание программы: первый год обучения
Тема 1: «Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор»
Теория: Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).
Тема 2: «Функциональная характеристика клавишного синтезатора»
Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента:(кнопки Tone).
Практика: Выбор паттерна и голоса набором номера дисковым регулятором и используя кнопки "TONE"
Тема 3: «Изучение панели синтезатора»
Теория: Знакомство с кнопками: Metronome, Volume, Split, Rower, Layer, Star/|stop, Accomp on /off
Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием этих кнопок.
Тема 4: «Изучение клавиатуры»
Теория: Стандартный тип диапазона клавиатуры – 5 октав. С(1) – контроктава, С – большая, с – малая, с(1) – малая, с(2) – вторая, с(3) – третья, с(4) – четвертая, с(5) – пятая. Регистры – низкий, средний, высокий.
Практика: Нахождение октав на клавиатуре.
Тема 5: «Основы автоаккомпанемента»
Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента - Intro, Variation, Fill, Ending, Balance, ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.
Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.
Тема 6: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: Нотоносец, ключи, название нот и октав, ноты первой октавы, паузы, знаки альтерации - диез, бемоль. Длительности, метр, такт, затакт, размер, счёт. Музыкальный синтаксис – мотив, фраза, предложение. Буквенное и цифровое обозначение нот, понятие - мажор, минор. Запись аккордов для левой руки: C – мажорное трезвучие,Cm – минорное трезвучие. Сокращённое обозначения итальянских терминов: forte, piano, crescendo, diminuendo. Буквенное и цифровое обозначение нот, понятие – мажор, минор. Запись аккордов для левой руки.: С – мажорное трезвучие, Cm – минорное трезвучие. Сокращенное обозначение итальянских терминов.
Практика: Работа с нотным материалом. Нахождение нот, мажорных и минорных аккордов на клавиатуре, исполнение мелодии со счётом вслух. Правильное прочтение итальянских терминов.
Тема 7: «Освоение простейших приёмов аранжировки»
Теория: Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.
Практика: Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.
Тема 8: «Игра в режимах Split, Layer»
Теория: Split – разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой руками без автоаккомпанемента). Layer – наложение тембров (для добавления к партии правой руки ещё одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).
Практика: Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Layer, регулировка громкости каждого голоса – Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого тембра.
Тема 9: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 10: «Работа над репертуаром»
Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Второй год обучения.
Тема 1: «Особенности гармонизации для синтезатора»
Теория: Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.
Практика: Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.
Тема 2: «Автоаккомпанемент»
Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента ( Intro, Variation, Fill, Ending,), ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.
Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением - Accomp, Start/Stop, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.
Тема 3: «Аранжировка произведений»
Теория: Опорные тоны мелодии, мелодическая интонация и форма, вспомогательные и проходящие звуки, гармонизация.
Практика: Определение стиля сочинённого произведения, формы; гармонизация, подбор средств художественной выразительности.
Тема 4: «Изучение панели»
Теория: Продолжение изучения кнопок "TONE", " RHYTHM", "RHYTHM/ SONG CONTROLLER"
Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведений.
Тема 5: «Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента»
Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер.
Практика: Выполнение записи на дорожки 01-16.
Тема 6: «Чтение с листа»
Теория: Буквенное обозначение аккордов основные ладовые функции –T-S-D; T-S-T; T-D-T.
Практика: Играть аккорды в буквенном обозначении левой рукой с автоаккомпанементом и без него. В различных тональностях находить T-S-D; T-S-T; T-D-T.
Тема 7: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 8: «Работа над репертуаром»
Теория: Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на синтезаторе. Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Третий год обучения.
Тема 1: «Освоение новых приемов аранжировки »
Теория: Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме автоаккомпанемента с применением главных трезвучий; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной музыки; выбор мелодического голоса, относящийся к той или иной группе струнных, духовых, клавишных инструментов.
Практика: Аранжировка различных жанров и стилей
Тема 2: Работа с секвенсором композиций
Теория: Запись автоаккомпонемента в режиме "EASY REC". Описание функции применения каждой дорожки трекового рекордера.
Практика: Поэтапная запись каждого голоса, выбор подходящих тембров.
Тема 3: «Акустика и эффекты»
Теория: Процессор мульти-эффектов, реверберация.
Практика: С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.
Тема 4: «Настройка синтезатора»
Теория: Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Layer, октавы.
Практика: самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения.
Тема 5: «Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента»
Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер.
Практика: Запись на 16 – трековый рекодер инструментов в режиме "EASY REC"
Тема 6: «Простейшие основы импровизации»
Теория: Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.
Практика: Использование синтетических тембров, упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций.
Тема 7: «Чтение с листа»
Теория: Анализ произведения: жанр, форма, фактура. Особенности нотации для синтезатора.
Практика: Чтение с листа пьес в жанре – песня, танец, марш с автоаккомпанементом и без него.
Тема 8: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 9: «Работа над репертуаром»
Теория: Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.
Практика: Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа по предмету «Синтезатор» реализуется в структуре дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 3 года обучения.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен:
иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;
уметь работать в оперативных режимах: Normal, Split, .......;
ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
знать основные тембры голосов;
знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
владеть панелью управления синтезатора;
уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
читать с листа.
Формы и методы контроля, система оценок.
Требования к текущей аттестации (зачеты, прослушивания, академические концерты)
1 год обучения:
1 полугодие: академический концерт – исполнение двух пьес.
2 полугодие: академический концерт – исполнение двух разнохарактерных пьес или этюдов.
2 год обучения:
1 полугодие: академический концерт – исполнение двух разнохарактерных пьес, (одна из них с автоаккомпонементом);
2 полугодие: академический концерт – исполнение двух разнохарактерных пьес, (одна из них с автоаккомпонементом).
3 год обучения:
1 полугодие: академический концерт – исполнение двух разнохарактерных пьес, (одна из них с автоаккомпонементом), возможно исполнение полифонических пьес и произведений крупной формы;
2 полугодие: академический концерт – исполнение двух разнохарактерных пьес, (одна из них с автоаккомпонементом) , возможно исполнение полифонических пьес и произведений крупной формы;
Критерии оценки
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»)
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Описание материально-технических условий реализаций
учебного предмета.
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
- кабинет площадью 6-9 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам;
- мебель: стол, стулья (не менее двух), подставка для синтезатора, книжный шкаф;
- оборудование и оснащение: синтезатор, подставки под ноги разных размеров, нотная литература, руководство пользователя, магнитофон для прослушивания музыкальных записей.
Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор» Будкина Е.М.
Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе. Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.
Красильников И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001г.
Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.
Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.
Мухина В. Возрастная психология, М., 1998
Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»
10.Программа по классу специального фортепиано для Детских музыкальных школ, Алма-Ата, 1980.
11.Программы фортепиано для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования, Москва, 2002
12.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край г. Добрянка, 2010 г.
13.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
14.Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. Вып. 3. С. 63—193.
Методические пособия и сборники
Барсукова С.А. Джаз для детей. Для фортепиано. Младшие и средние классы детских музыкальных школ. Вып.1. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004г. – 48 с.

Бриль И.Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие. 3-е издание. Москва, 1985.
Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. М.: Дека-ВС, 2006.
4. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
5. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. – (Любимые мелодии).
6. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 88, (2) с.
7. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.
8. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.
9. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
10. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2008.
11.Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. – Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.