Рабочая программа по элективному курсу Избранные вопросы по русскому языку

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы по русскому языку» ученик научится:
Знать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно выразительных средств языка.
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

2. Содержание элективного курса
«Избранные вопросы по русскому языку»

10 класс (34 часа)

Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

11 класс (34 часа)

Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.

Пунктуация

Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Речь. Текст

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Распределение часов
10 класс
№ п/п
Наименование разделов
Авторская программа
Рабочая программа

1
Орфоэпия

1

2
Лексика и фразеология

8

3
Словообразование

5

4
Морфология

4

5
Орфография

14

6
Речь. Текст

2

Итого


34


11 класс
№ п/п
Наименование разделов
Авторская программа
Рабочая программа

1
Синтаксис

17

2
Пунктуация

10

3
Речь. Текст

7

Итого


34



3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
10 класс

Разделы программы
Темы, входящие в данный раздел
Основное содержание

Орфоэпия
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова.
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).


Употребление фразеологизмов, их роль в речи.
Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.


Стили и функциональные типы речи.
Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.


Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.


Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.


Переносное значение слова, тропы.
Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.


Практическая работа. Выразительность русской речи.
Анализ средств выразительности в тексте.


Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».
Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

Словообразование
Образование слов, способы словообразования.
Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.


Словообразование и орфография.
Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.


Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»
Выполнение тестовых заданий


Разноаспектный анализ текста
њ°Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст», «Словообразование», «Лексика и фразеология».


Практическая работа. Информационная обработка текста.
Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.

Морфология
Морфологический анализ слова.
Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.


Морфологические нормы.
Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений
3 лица после предлога.


Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».
Тест


Самостоятельные и служебные части речи.
Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.

Орфография
Морфология и орфография.
Морфологический принцип русской орфографии.


Разноаспектный анализ текста.
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».


Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Выполнение упражнений, тестовых заданий.


Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.


Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»
Выполнение заданий


Практическая работа. Средства выразительности русской речи.
Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.


Правописание НЕ с разными частями речи.
Выполнение упражнений, тестовых заданий.


Правописание НЕ с разными частями речи.
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.


Тест «Правописание НЕ с разными частями речи»
Выполнение заданий


Частицы НЕ и НИ.
Выполнение упражнений, тестовых заданий.


Практическая работа
« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».
Анализ текстов различных стилей и жанров.


Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».
Выполнение тестовых заданий.


Правописание служебных частей речи.
Выполнение тестовых заданий по теме.


Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Выполнение тестовых заданий по теме.

Речь. Текст
Разноаспектный анализ текста.
Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».


Контрольная работа, включающая тестовые задания
Выполнение заданий

11 класс

Разделы программы
Темы, входящие в данный раздел
Основное содержание

Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Понятие о типах подчинительной связи в словосочетании. Выполнение упражнений


Практическая работа «Типы подчинительной связи в словосочетаниях».
Выполнение упражнений


Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Работа с микротекстом, выполнение заданий


Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Нормы речи. Качества хорошей речи.


Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Практическое занятие: выполнение упражнений; правка текста.


Двусоставные и односоставные предложения.
Выполнение тестовых упражнений.


Осложненное простое предложение.
Выполнение тестовых заданий.


Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение»
Тест.


Разноаспектный анализ текста
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Словосочетание и простое предложение».


Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия.
Практическое занятие: выполнение упражнений


Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений.
Выполнение заданий


Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Особенности типов речи. Работа с текстами разных типов, распознавание типов речи.


Синтаксические нормы, Нормы согласования, управления.
Выполнение упражнений, тестовых заданий.


Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров.
Анализ текста (прозаического и поэтического).


Разноаспектный анализ текста.
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы».


Практическая работа . Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Анализ текстов различных стилей и жанров, информационная обработка текстов различных стилей и жанров.


Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы».
Тестовая работа

Пунктуация
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения.


Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение).
Выполнение упражнений.


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Выполнение упражнений.


Знаки препинания при однородных членах предложения.
Выполнение упражнений.


Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении.
Выполнение тестовых заданий


Разноаспектный анализ текста
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис».


Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста.
Определение проблем исходного текста. Правила построения собственного текста.


Знаки препинания в сложном предложении (ССП, CПП, с разными видами связи).
Выполнение упражнений по теме.


Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Выполнение упражнений по теме.


Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении»
Тестовая работа.

Речь. Текст
Разноаспектный анализ текста.
Разноаспектный анализ текста с творческим заданием. Формулировка проблем текста.


Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста.
Обучение комментированию проблемы исходного текста, умению отражать позицию автора текста.


Аргументация собственного мнения по проблеме текста.
Обучение умению подбирать аргументы, доказывающие собственное мнение по проблеме исходного текста.


Практическая работа. Создание собственного текста на основе исходного.
Творческая работа по исходному тексту.


Контрольная работа в форме и по типу ЕГЭ.
Выполнение заданий


Урок повторения и обобщения изученного.
Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы.









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы СОШ № 17
от _____________ 2016 года № 1,

__________ (_______________)
подпись руководителя МО Ф.И. О.
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ (________________)
Подпись Ф.И.О.

_________________________________ 2016 года




15