Конспект урока литературного чтения. Тема: О братьях наших меньших.


КОНСПЕКТ УРОКА
литературного чтения
2 класс
УМК «Школа России»Тема: О братьях наших меньших.
Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством Николая Ивановича Сладкова, Александра Александровича Шибанова.
Задачи:
Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Прививать любовь к животным и интерес к чтению.




Этапы урока Ход урока
Организационный этап Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
- Давайте с вами вспомним:
Какое у нас сегодня число? (сегодня 6 декабря)
День недели? (сегодня вторник)
- Молодцы! Прежде чем приступить к интересным заданиям, давайте выполним речевую разминку
1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, ы, э;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5,
до 10,
до 15;
2. Слоги: (слайд 1)
та то ту тятё ты от ытет ит ут ют
тат тнэ тну тны III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели всю коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
IY.Упражнения для интонации:
(слайд 2)
- Посмотрите на экран.
- Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (это стихотворение.)
Светлячок! А где твой дом?
Я ищу тебя кругом.
Где ты прячешься? Скажи!
Я хочу с тобой дружить!
- Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.) (слайд 3)
- Почему его так назвали?
(Он светится в темноте. Он отражает свет.)
- А где он живет? (В траве.)
- Прочитайте стихотворение «про себя».
- Прочитайте стихотворение выразительно.
(слайд 4)
- Ребята, посмотрите на интерактивную доску. Кто здесь изображен? (Собака, кошка, лошадь)
-Как их можно назвать одним словом. (это животные.)
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали такое выражение «Братья наши меньшие»? (слайд 5)
-А что означает это выражение?
- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?
(Животные меньшие по разуму. Они слабее и беззащитнее нас.)- Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
- Какие животные прежде всего требуют от нас особой заботы и ухода?
(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)
- Как вы думаете, о чём же или о ком пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы поговорим о животных.
Основной этап 2.Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»
1) Знакомство с писателем (Слайд 6)
-Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.)
- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных.  Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.
2) Ребята, Прочитайте название статьи на с.126
(«Они и мы»)
-Кого имеет в виду автор, когда говорит: «они»?
(Автор имеет в виду животных.)
- Кого имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?
(Автор имеет в виду нас - людей.)
- Как вы думаете, о ком, о чём этот текст?
(О животных и людях, об отношении людей к животным.)
3) Словарная работа (Слайд 7,8,9)
- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
- Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)
 (околица), (уязвимый)
-Ребята, я подготовилась заранее и нашла значение слов в словаре. Посмотрите на слайд.
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.
- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.
4) Первичное чтение текста (учителем).
Проверка первичного восприятия текста
- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?
(Животные живут в лесах, полях, болотах).
- Как вы думаете, для чего автор создал этот текст?
(Чтобы рассказать нам о том, как разнообразен мир, заинтересовать нас в его изучении, всегда помнить о том, что мы не одни на планете, что обязаны беречь жизнь на Земле)
5) Вторичное чтение текста (детьми)
- Прочитайте текст по «цепочке», по предложениям.
6) Работа по содержанию текста
- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)
- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)
- Что за существа в шерсти? (Это звери.)
- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)
- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)
- Ещё раз, что значит слово «уязвимый»?
- Почему жизнь автор называет уязвимой?
- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?
(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)
- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.
- Найдите в тексте, как автор называет животных?  (Странные существа, обитатели.)
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?
(«Не навреди!»)
- Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?
(Ответы детей)
- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)ВИДЕОРОЛИК 1
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 10)
- Посмотрите второй ролик, в нём рассказывается о людях, которые живут рядом с нами и действительно помогают нашим «братьям-меньшим».
ВИДЕОРОЛИК 2
- Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
Физкультминутка
4.Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»
1) Знакомство с писателем (Слайд 11)
- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи.
С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Прочитайте название стихотворения.
(«Кто кем становится»)
- О чем говорит это название? 
Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.
- Что нужно сделать в стихотворении?
(Вставить пропущенные слова.)
- Выполните задание, допишите пропущенные слова. (карточки)
А. Шибаев. Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.Он подрос, однако,И теперь он не щенок -Взрослая _________________.
Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал ____________________.
Бык, могучий великан,В детстве был ____________________.
Толстый увалень баран –
толстеньким _____________________.
Этот важный кот пушок -Маленьким ____________________.
А отважный петушок -
Кро-о-хотным __________________.
А из маленьких гусятВырастают _____________________ -Специально для ребят,Тех, кто любит шутки.
2) Первичное чтение стихотворения.
Проверка восприятия стихотворения
-Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое оно?
(Веселое, шуточное.)
- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?
(Учитель спрашивает каждого ученика.)
- Сейчас почитаем стихотворение выразительно.
3)Выразительное чтение стихотворения
(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке», по частям 2 раза)
- следующее стихотворение написал Борис Владимирович Заходер. (слайд 12) «Плачет киска»
- Прочитайте его самостоятельно.
- Какое же горе случилось у киски?
- Какое настроение создаёт это стихотворение? Почему?
- Выучите наизусть это стихотворение к следующему уроку.
- А сейчас давайте прочитаем его ещё раз (2-3 человека)
Заключительный этап - Какой раздел мы начали изучать сегодня?
(«Братья наши меньшие»)
- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?
Чему нас учит этот раздел?
(Заботится о животных, жалеть их.)
Видео песня «Не дразните собак».