Урок по математике Доли.Обыкновенные дроби


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА »Доли. Обыкновенные дроби»
(Тема урока)


ФИО (полностью)
Распопова Александра Александровна


Место работы
Филиал МБОУ СОШ №2п.Добринка в п.Кооператор


Должность
Учитель


Предмет
математика


Класс
5


Тема и номер урока в теме
«Доли .Обыкновенные дроби»(1)


Базовый учебник
«Математика», Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина , Москва, 2008г


Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «Доли. Обыкновенные дроби»;учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби.
9. Задачи:
- обучающие
- подвести учащихся к тому факту, что дроби напрямую связаны понятием деления
- научить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби.
-проконтролировать степень усвоения материала;
-развивающие: развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся;
-воспитательные:
Формирование коммуникативного опыта, опыта презентации полученных результатов, оценка собственной деятельности.
Тип урока :изложение нового материал
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока


Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
Организационное начало

Проверка готовности к уроку
Самоопределение к деятельности
1

2
Постановка учебной цели

Активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформировать учебную проблему
Восприятие информации, наблюдения, попытки сформировать проблему
2

3
Актуализация опорных знаний
Слайд 1-4
Подготовка мышления детей:актуализацияЗУН, тренировка соответствующих мыслительных операций
Учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий.
9

4
Работа по теме урока

Учитель при объяснении подводит учащихся к новому изучаемому материалу
Учащиеся принимают участие в изучении нового материала
8

5
Включение в систему знаний
Слайд 5
Организация работы учащихся на тренировку полученных знаний
Устная работа по полученныму материалу
5

6
Физкультминутка
Слайд6


2

7
Закрепление
Слайд7-9
Карточка ресурса (№167592)
Организация работы по учебнику
Решение задач из учебника № 868 –

12

8
Историческая справка

Знакомство учащихся с историей возникновения дроби

2

9
Итог урока, домашнее задание.
Слайд 10
Подведение итогов изученного, фронтальный опрос
Отвечают на вопросы. Запись домашнего задания
2

10
Рефлексия деятельности

Организация самооценки учениками деятельности на уроке
Самооценка деятельности
2




Приложение к плану-конспекту урока
»Доли.Обыкновенные дроби»
(Тема урока)

Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Доли
Презентация
Power Point
презентация


2
Обыкновенные дроби
Презентация
Power Point
презентация


3
Включение в систему знаний
Презентация
Power Point
презентация


4
Закрепление
Обыкновенные дроби
(N 167592)
Презентация
Power Point
презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение (сценарий урока)
ХОД УРОКА.
1.Организационное начало
Проверка готовности к уроку.
Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
2.Постановка учебной цели.
. Объявление темы и обучающей цели урока.
Тема сегодняшнего урока “Доли. Обыкновенные дроби” и на уроке мы вспомним, что такое доли, познакомимся с понятиями половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби
Для этого на уроке рассмотрим такие вопросы:
Доля.
Половина, треть, четверть.
Обыкновенная дробь.
Что показывают числитель и знаменатель дроби.
Из истории дробей.
3.Актуализация опорных знаний
Повторение изученного в начальных классах
. Мама купила арбуз и разрезала его на 5 равных частей и дала по одной части бабушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама разрезала арбуз. (Мама разрезала на 5 частей, потому что в семье 5 человек, и чтобы арбуз достался каждому)
Кому первому мама дала арбуз и почему? (Мама первой дала арбуз бабушке, потому что она старше и она женщина, затем она дала арбуз папе, а последнюю часть мама взяла себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)
Вспомним, что такое доля. Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил “одну пятую” долю арбуза, или, короче “одну пятую
Вспомним, как записывают доли.
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: 1/5
Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу.
Так как же образуются доли? (Когда предмет или единица измерения делятся на равные части)
Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое)
Слайд 1
Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю Ѕ называют “половина”.
Слайд 2
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю 1/3 называют “треть”.
Слайд 3
Если целое разделить на 4 равные части, то получится ј или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
А как же называются другие доли?
Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”

А сейчас поучимся читать доли.
Слайд 4. Прочитайте доли 13 INCLUDEP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Как по-другому можно назвать доли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](четверть), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](треть), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](половина
4. Работа по теме урока.
Объяснение нового материала.
. Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
“Дроби”. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обыкновенная дробь
Записи вида 4/7 называют обыкновенными дробями 4 - числитель дроби, 7 - знаменатель дроби. Чтобы лучше запомнить, что такое числитель и что такое знаменатель прочитаете стихотворение.
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной.
5. Включение в систему знаний
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. 2/5 (числитель 2, знаменатель 5),
6/11 (числитель 6, знаменатель 11), 5/9 (числитель 5, знаменатель 9), 7/35 (числитель 7, знаменатель 35), 1/8 (числитель 1, знаменатель 8).
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- одна пятая; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- две шестых; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
Слайд 5
6. Физкультминутка
слайд 6
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И к друг другу повернулись.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
7. Закрепление изученного.
. А сейчас я буду называть дроби, а вы их будете записывать в тетради.
Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (взаимопроверка по слайду [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]).
Слайд 7
Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена
Слайд 8
Флаги различных государств также разделены на части.
Карточка ресурса (N 167592)
Работа в тетради № 868.
Прочитайте задание. Что нужно выполнить? (Нужно начертить квадрат со стороной 6 клеток, разделить его на 3 доли и закрасить две третьих). Сколькими способами можно разделить квадрат на три равные части? (На три равные части квадрат можно разделить двумя способами). Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Математический диктант – слайд 9
8.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Как же появились дробные числа?
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби. Сначала люди пользовались наиболее простыми дробями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].Таким образом, к семье натуральных чисел присоединились дробные.
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать.
В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.
В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: грош - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]копейки и полушка - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] копейки.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс.
А для дробей, получающихся путём раздробления двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Даже сейчас иногда говорят: “Он скрупулёзно изучил этот вопрос” это значит, что вопрос изучен до конца. А происходит странное слово скрупулёзно от римского названия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]асса – “скрупулус”.
9. Итог урока.
слайд 10
Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
Какие дроби называют обыкновенными? Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]называют обыкновенными дробями)
Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
Домашнее задание
- п.23 № 901, №902.
Выставление оценок.
10. РЕФЛЕКСИЯ.
У вас на партах кружки разного цвета. Зеленые кружки- да, тема усвоена. Красные – нет, тема не усвоена. Желтые – недостаточно усвоена. Я прошу вас оценить усвоения материала с помощью одного из кружков, поместив их на доске на дереве знаний.


15