ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений речи у дошкольников.
Исследования М.Е. Хватцева, посвященные проблеме изучения и коррекции речи, показывают, что преодоление речевых нарушений, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушениями речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, и снизить риск социальной дезадаптации младших школьников [3].
Как отмечают многие авторы (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.), применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения. В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов компьютерных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность 110 логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Компьютерные технологии (Л.Р. Лизунова) предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, способствует совместной координированной работе моторного, слухового и зрительного анализаторов. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет предоставить информацию в привлекательной, красочной и динамичной форме, что учитывает психическое развитие дошкольников (хорошо развито непроизвольное внимание). Обучающий материал, по мнению И.Б. Козина, представленный в данном контексте предъявляется ярко, интересно и доступно для ребенка, что вызывает интерес, развивает произвольное внимание, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. Именно поэтому необходимо в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, использовать специализированные и адаптированные компьютерные технологии, способствующие диагностике, развитию, коррекции речи [2].
В исследованиях Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова отмечается, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается: снижение интереса к обучению, нежелание посещать логопедические занятия, повышение утомляемости, скудный словарный запас, нарушение внимания, слабое воображение и несовершенство логического мышления, затруднено установление свойств и признаков предмета или явлений, сложности в обобщении, классификации. Эффективным средством коррекции данных нарушений являются компьютерные технологии. Л.Н. Ефименкова предложила схемы составления рассказа: на экран выводятся яркие, красочные изображения, которые легко воспринимаются дошкольниками с речевыми нарушениями и облегчают овладеть связной речью, словообразованием, грамматической речью. На более поздних этапах работы учитель – логопед предлагает детям помочь в составлении подобных схем и нарисовать их на своих графических планшетах. Наличие зрительного плана делает рассказы детей более четкими связными, логичными, распространенными, последовательными, разнообразными [1].
Программное обеспечение позволяет учителю-логопеду создавать видеоролики, записывать речь детей на определенных этапах коррекционной работы, предоставлять возможность детям слушать собственную речь, сравнивать ее, слушать, слышать и оценивать результаты своей работы. Все это способствует обретению ребенком 111
уверенности в собственных силах, побуждает его прикладывать еще больше усилий в стремлении научиться правильно и красиво говорить.
В настоящее время создано множество простых и сложных программ для развития всех компонентов речи. Особое место среди них занимают специализированные программы «Игры для Тигры», «Перо BAMBOO», «Баба Яга учится читать», «Играем и учимся», «Мир за твоим окном» и другие для детей с различными нарушениями речи.
Использование компьютерных технологий позволяет сделать процесс обучения грамоте детей с нарушениями речи достаточно простым и эффективным. На занятиях по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий формируется высокий уровень мотивации, интерес к деятельности, развиваются языковые, коммуникативные компетенции, обеспечивается свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, что ведет к развитию навыков речевой культуры в целом.