Конспект урока Практическая работа Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворённого вещества.

Учитель химии высшей категорий, кандидат педагогических наук:
Мушрапилова З.Т.
План урока по химии для 8 классa
Тема урока: Практическая работа
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворённого вещества.
Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной массовой долей растворённого вещества.
Задачи: - повторить и использовать правила ТБ
                 -повторить и практически применить знания о растворах и массовой доле растворённого вещества,
                 - познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами
                 взвешивания,
                 -формировать коммуникативные компетентности.
Оборудование и реактивы:
Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл), стеклянные палочки, мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, сахар
Практическая работа № 3.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

I –вариант
Приготовить 20 г.
водного раствора
сахара
с массовой долей
соли 5%.
II –вариант
Приготовить 25 г.
водного раствора
сахара
с массовой долей
соли 4%.

III –вариант
Приготовить 10 г.
водного раствора
сахара
с массовой долей
соли 10%.


Ход работы.
1.Рассчитайте массу сахара и воды, необходимые для приготовления данного раствора.
2.Отвесьте сахара и поместите её в химический стакан.
3.Отмерьте мерным цилиндром ( или мензуркой) необходимый объём воды и вылейте её в тот же стакан.
4.Перемешайте содержимое стакана до полного растворения соли.

Вывод:

 
Ход урока.
I. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята, садитесь, готовьтесь к уроку. Я рада вас видеть.
II.   Постановка цели урока.
 - Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
                 - Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
III. Основная часть урока. (Теоретическая часть)
                 - Что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
                 - Что говорит о растворе его массовая доля? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора)
                 - Давайте сравним массы растворённого вещества в трёх вариантах.(В каждом варианте масса растворённого вещества равна 1 грамму.)
                 - Почему же массовые доли растворённого вещества в трёх растворах разные? (Массы растворителя в каждом случае разные)
                 - Перепишите расчёты масс растворённого вещества и воды в виде задачи в тетрадь для практических работ – эта решённая задача является частью оформления практической работы.
IV. Динамическая пауза.
                 - Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.
                 - Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.
                 - Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
                 - Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.
V. Основная часть урока. (Практическая часть)
  - Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.
                 - Что вы получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)
                 - Составьте краткое описание выполненной работы и самостоятельно сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
                 - Ребята, сдайте тетради для практических работ, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.
VI. Итог урока.
                 - Чему  вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов  с определённой массовой долей растворённого вещества).
                 - Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
                 - Повторить устно и одному из учеников написать на доске вывод о последовательности действий при приготовлении растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
                 - Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
VII. Домашнее задание.
                 - Повторить §10 – 12, решить задачу, условие которой записано в рабочих тетрадях. (Определить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления 250 грамм 10% раствора)