Тема урока: Поиск и отбор информации, методы поиска, критерии отбора


__урок
Класс:_______ Дата:___________
Учитель:________________ Проверял:_________________
Тема урока: Поиск и отбор информации, методы поиска, критерии отбора
Цель урока:
Дать представление о методах поиска, критериях отбора информации, назначении информационных систем.
Учащиеся должны знать: возможные вредные последствия работы за компьютером; о необходимости учитывать влияние на пользователя интерфейса программ; понятие поиска информации, виды поиска, назначение поисковых систем, части поисковых систем и их функции; понятие робота, индекса, программы обработки запроса, методы поиска, определение информационной системы, географической информационной системы (ГИС); примеры ГИС, их струкруру, сферу использования ГИС; приемы работы в некоторых ГИС.
Учащиеся должны уметь: решать вопросы эргономики на своем рабочем месте, проводить поиск информации; определять информационную систему; проводить поиск в информационной системе; использовать ГИС.
Ход урока
Организационный момент
Постановка целей и задач урока
Правила техники безопасности.
Вопросы техники безопасности рассматриваются обычно в начале каждого учебного года и к нам постоянно возвращаются при проведении практических работ за компьютером. Для учащихся 11 классов можно организовать работу в группах и результаты работы предложить использовать в итоговом проекте (на отдельной страницы собственного сайта), либо объвить эту работу частью конкурса на лучшее офомление кабинета информатики. Предварительно нужно дать время для изучения текста параграфа т выполнения практических заданий из него.
Варианты заданий для организации работы в группах:
Самостоятельно создать плакат на тему «Безопасная работа за компьютером» для кабинета информатики.
Заполнить таблицу (правую часть заполняют учащиеся).
Например:
НЕ
на рабочем месте должно быть шумно
рабочий стол(парта) должна быть
экран монитора должен мерцать
... при работе за компьютером в течение долгого времени
НУЖНО иметь стул, который регулируется по высоте и хорошо поддерживает спину
регулярно делать перерывы и выполнять физические упражнения и упражнения для глаз
обеспечить комфортный микроклимат в помещении(температуру,проветривание и пр.)
...
Изучение нового материала
Поиск информации
Учитель: Какие виды поиска информации вам известны?
Действительно, различают несколько видов поиска: полнотекстовый поиск, поиск по метаданным и поиск изображений.
Учитель дает характеристику каждому виду поиска. Затем переходит к объяснению методов поиска.
Георграфическая информационная система
Учитель: Где вы встречались с цифровыми картами?
На каких картах удобнее проводить поиск информации – на бумажных или цифровых?
Конечно, сегодня невозможно представить жизнь без цифровых гоеграфических карт. Географические информционные системы базируются на геоинформационном моделировании. Такого рода моделирование проводится на базе данных, в которой содержатся электронные карты. Причем эти карты являются многослойнымы. Первый, базовый слой представляет собой аналог обычной бумажной карты с географическими данными. Другие слои отражают разные аспекты,характеризующие текущее состояние данной территории. Например, одн слой содержит информацию о населенных пунктах на данной территории, другой слой отражает получение ответов на вопросы, связанные с транспортом, третий слой – информациюо водных русурсах и т.д.
Работа за компььютером в поисковых системах.
Учитель дает задание ученикам найти определения географических информационных систем.
Учащиеся отвечают,учитель дополняет ответы.
Возможные варианты определений, которые ученики находят в сети Интернет:
Географическая информационная система (ГИС) являяетс возможностью нового взгляда на окружающий вас мир.
Геоинформационная система – это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа пространственных данных и связанной с ними информации.
Термин также используется в более узком смысле – ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания,адрес,количество жильцов.
ГИС – это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете,в нашей жизни и деятельности.
Эта технология объединяет традиционные операйи работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ,с преумуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа,которые предоставляет карта.
Учитель : Как вы думаете, чем ГИС отличается от других информационнах систем?
Понятно, что на карты ГИС наносят не только данные из области географии, но и данны из области статистики,деиографии, техники,. Кроме того, в ГИС заложены возможности применения аналитических операций к хранящимся в них данным.
Учитель : Определите структуру ГИС. Из каких составляющих частей состоит ГИС? (работа по рис.1 из учебника.)
Возникает вопрос, как работает ГИС, в наличие от обычной бумажной карты содержит скрытую информацию, которую можно вызвать по необходимости. Мы с вами уже говорили о том, что ГИС хранит информацию о мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географическкого положения.
Каждый слой состоит из данных на определенную тему. Например, сведения о размещении того или иного оьъекта, его географические координаты, адрес и др. Если вы изучаете территорию своего города (например, Кокшетау), то один слой карты может содержать данные о дорогах, второй – о реках и озерах, третий - о школах и т.д. Пользователь ГИС имеет возможность просматривать каждый слой отдельно, а может совмещать для просмотра несколько слоев.
Примеры ГИС. Ученики рассматривают наиболее известные примеры ГИС – это программа Google, Earth, Infobus.kz (выдают информацию о маршрутах городского общественного транспорта, об остановках, о текущем положении транспорта в онлайн-режиме). Если в вашем городе используется какая-то определенная местная ГИС , то можно в качестве примера привести и ее.
Практическая работа
Выполнение задание по уравням.
Задание Уровня A – работа с электронными картами Google map по поиску информации и получению географических координат.
Задание Уровня B – создание своей карты. Желательно для создания собственной карты выбрать регион, в которым проживают ученики.
Задание Уровня C – создание собственной карты и размещение в блоге учителя.
Подведение итогов
Выставление оценок за выполнение практической работы за компьютером.
Домашнее задание
Текст $1. Ответить
на контрольные вопросы, вопросы теста.