Урок-путешествие в сказку по теме Первоначальные сведения о строении вещества, Взаимодействие тел

Урок-путешествие в сказку  по теме "Первоначальные сведения о строении вещества",  "Взаимодействие тел"

Цели урока: образовательные: повторить пройденный материал по темам «Механическое движение», «Скорость», «Инерция», «Плотность» в интересной форме;           совершенствовать навыки измерения массы с помощью весов, объема тел правильной и неправильной формы, расчета плотности тела; умение решать качественные задачи на применение понятий инерция, плотность, на расчет скорости тела при равномерном движении.
Воспитательные: приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике, эстетичное воспитание;
Развивающие: учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников, развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, умение применять знания  в новой ситуации.
 Оборудование: набор карточек учащимся (m, V, p, кг, м3, кг/м3, v, s, t, м, с, м/с), карточки с заданиями, самодельные пособия: замок Ивана-царевича, «Цветочная поляна», Избушка Бабы-Яги, замок, ключ, вотчина Кощея Бессмертного, весы, мензурка, отливной стакан, картофелины, деревянные бруски.
 Ход урока
1. Организационный этап.
2. Проведение путешествия.
Сегодня на уроке мы повторим изученный материал. А проведем урок в виде игры «Путешествие в сказку». Вы хотите путешествовать?
Итак, мы с вами находимся перед воротами сказки. А все ли мы готовы к путешествию?
Поднимите карточку с обозначением массы, объема, скорости, пути, плотности, времени.
Поднимите карточку с единицей массы, времени, скорости, плотности, пути, объема.
Составьте из карточек и поднимите формулу плотности, скорости, массы, объема.
За все правильные ответы 5 очков, 1-2 ошибки – 4 очка, 3-4 ошибки –2 очка.
 Итак, ваши знания открыли ворота в сказку. А сказка такая.
 В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был Иван-царевич и было у него три сестры: Инерция, Масса и Плотность (карточка). Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер замуж за владык Медного, Золотого и Серебряного царств.
 Прошел год, и сделалось ему без сестер скучно. Решил он повидать сестриц и отправился вместе с вами – верными своими воинами. По дороге на Цветочной поляне(карточка) повстречал он Елену Прекрасную, полюбил ее и просил стать его женой. Елена Прекрасная молвила, что будет согласна, если его верные воины соберут для нее цветы, да не простые, а волшебные.
 Три воина, помогите Ивану-царевичу покорить Елену Прекрасную. Из кучки лепестков цветов соберите цветы, подбирая лепестки с нужными сведениями и формулами, относящимися к понятию, написанном в сердцевине. 
m - масса кг V*
· весы физическая величина V- объем м3 m/
· мензурка физическая величина
· – плотность кг/м3 m/V ареометр физическая величина (За правильный ответ 4 очка, 1 ошибка – 2 очка, за исправления, поправки других воинов по 1 очку.)
 
И быть бы свадьбе, да злой Кащей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван – царевич со своими воинами поехал выручать любимую. Долго ли, коротко ли они ехали и вот вышли к реке.
Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу на него. А на камне – надписи с трех сторон с вопросами. Если воины на них ответят правильно, то камень отодвинется и освободит дорогу.
1. Что произойдет с человеком, который споткнется о камень? Ответ объясните.
2.Что означает запись: «Плотность камня 2600 кг/м3?
3. Что изменится с камнем при его нагревании? (Масса не изменится, объем увеличится, плотность уменьшится)
(За правильный ответ на каждый вопрос по 2 очка, за добавления по 1 очку)
 
Воины с заданием справились, и камень освободил дорогу. И снова двинулись они в путь.
Долго ехали по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. (карточка)
Баба Яга давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Ивану – царевичу, но только в том случае, если воины определят плотность дерева, из которого сделана избушка, плотность картошки – любимого блюда Бабы Яги, скорость ступы Бабы Яги.
Плотность картошки 1180 кг/м3, скорость ступы 30 м/с
(За правильный ответ 6 очков)
 Баба Яга вывела путников на верный путь.
И вот воины оказались перед воротами вотчины Кащея Бессмертного. (карточка)
На воротах висел огромный замок. (карточка)
Чтобы открыть его – нужно воспользоваться волшебным ключом.  (карточка)
Ключ сможет открыть замок только если будет составлено волшебное слово. Для составления волшебного слова ответьте на следующие вопросы и возьмите указанные буквы.
( Задание на карточках:
1.Единица измерения массы в СИ. ( Из ответа возьмите вторую букву.)
2.Прибор для определения объема. ( Из ответа возьмите третью букву.)
3.Ученый, открывший явление инерции. ( Из ответа возьмите шестую букву.)
4.Величина, характеризующая быстроту движения. ( Из ответа возьмите четвертую букву.)
5.Вещество, плотность которого 7100 кг/м3. ( Из ответа возьмите первую букву.)
6.Прибор для измерения скорости. ( Из ответа возьмите третью букву.)
7.Все, что существует во Вселенной. ( Из ответа возьмите последнюю букву.)
Ответы: 1. Килограмм. 2. Мензурка. 3. Галилей. 4. Скорость. 5. Цинк. 6. Спидометр. 7. Материя.  Волшебное слово: ИНЕРЦИЯ )
(За каждое слово по 1 очку.)
 Вот и ключ к воротам подобрали. Открылись они. Вошли все в хоромы Кащея Бессмертного и освободил Иван – царевич Елену Прекрасную. В тот же день сыграли они свадьбу. А после этого отправились в замок Ивана- царевича.
И был там пир. И я там был, мед – пиво пил.
 3         Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем взглядом еще раз наш путь и вспомним, сколько трудностей встретилось на пути.
А что нам помогло преодолевать все трудности?
 Оценки за урок: 15 и более очков 5, 10 – 14 очков – 4, менее 10 очков – 3.
 Домашнее задание: Составить сказку с физическим содержанием на темы: «Инерция», «Скорость», «Молекулы».
Литература:
Лифанова Н. В. Урок – путешествие в сказку. /журнал «Физика в школе» №4 1999 год
 
15