Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. «А баиньки – баиньки».


Интегрированное занятие
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
«А баиньки – баиньки».
Цели и задачи:
Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы).
Развивать умение использовать в речи детей русский народный фольклор.
Эмоционально обогатить детей теплотой народной поэзии.
Предварительная работа:
      Дети разучивают на музыкальных занятиях пестушки, потешки, играют в игры и забавы, в которые любили играть их дедушки и бабушки.
      Музыкальный руководитель знакомит детей с одним из древнейших жанров русской народной музыки – колыбельной песней, разучивает с детьми песню: «Котя – коток».
      Рассматривают иллюстрации русского народного быта: изба со всем её убранством и утварью; народные костюмы, в какие одевались крестьяне в ту пору.
      Музыкальный руководитель и воспитатель знакомят детей со старинными словами: супрядка, кужелёк, карагод.
      Музыкальный руководитель оформляет для родителей две папки передвижки с темами: «Маме о колыбельной», «О пользе материнской поэзии».
      Родители шьют своим детям русские народные костюмы: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи.
Оборудование: Элементы оформления зала имитируют горницу русской избы: две люльки-качалки, в них куклы, хохломской стол, самовар, скамейки, деревенские половички, сундучок, вышитое полотенце, гребешок, старинная утварь.
Ход занятия.
      Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и делают ей низкий поклон.
      Ребёнок: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
      Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать в мою горницу, милости прошу, проходите, садитесь.
Дети под русскую народную мелодию с танцевальными элементами проходят по залу и садятся на лавочки.
      Хозяюшка: Спасибо вам, гости желанные, долгожданные, что пришли. Значит, вам понравилось в моей горнице, раз вы приняли моё приглашение, и пришли ещё раз.
А я давно вас поджидала
           Праздника без вас не начинала!
       У меня для каждого найдётся
                                             И местечко, и словечко!
                                   Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:
                           Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Всем ли места хватило?
Всем ли слышно, всем ли видно?
Выходит один из гостей.
      Ребёнок: Гостям – то, известное дело, хватило места,
                      Да не тесновато ли хозяевам?
      Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде!
      Горницу свою я вам уже показывала, а сегодня мы поговорим с вами о старинных колыбельных песнях, попевках, играх и забавах, в которые так любили играть ваши дедушки и бабушки.
      Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идёт от слова колыбать (качать, колыхать колыбель). В народном обиходе было и название «байка» от глагола байкать (баюкать, усыплять ребёнка).
      В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». И этот урок не простая забава матери с ребёнком и он не пропадает даром. В старину были большие семьи. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи. И в 10 лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, деловитыми (звучит р.н.п.  в исполнении музыкального руководителя «Уродилася я»).
      Музыкальный фольклор: песни, пестушки, потешки – сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых пелось о том, как вырастет ребёнок большим, и как он будет работать в поле, в доме.
    На полоске пахарёк,
             В тёмном лесе – лесничок,
         Станешь птичку ловить
       И родителей кормить.
      Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:
                                                   От всех скорбей,
                                                   От всех пакостей,
                                                   От зло – человека –
                                                   Супостата…
      Воспитатель: А вы, ребятки, знаете, какие вам в детстве напевали ваши мамы колыбельные песенки?(Ответы детей). Вот и вы вырастете, и тоже будете петь колыбельные песни своим детям.
      Сильна тревога матери за здоровье ребёнка. Слова колыбельных песен во здравие, как правило, обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу – хранителю. В колыбельных песнях сон, дрёма желанны и для ребёнка, и для матери. Колыбельные песни приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот. Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах – домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных песен.  Много существует колыбельных песенок и потешек, где поётся про кота или сам котик поёт эти песенки. Но не всегда котик может ласкаться и мурлыкать. А каким он может быть? (Ответы детей). Однако, хорошо зная строптивый нрав котов. Матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога, и другие подарки». А помните, мы с вами разучивали песенку про кота? Давайте, мы её сейчас исполним.
Дети исполняют песню: «Котя, котенька – коток».
      Хозяюшка: Ребята, а вы хотите перенестись в старые времена и оказаться в большом крестьянском доме?
Дети под р.н. мелодию двигаются по залу и снова садятся на лавочки. Звучит фонограмма: крик петуха, плач младенца.
      Хозяюшка:  Где мои нянюшки? Вот люльки стоят, а в них малы детки лежат. А мне надо деток укачать да убаюкать.
      1 Девочка: (наклоняясь над люлькой, ласково)
                          Кто у нас плачет,
                          Не получит калачик,
                          Кто у нас ревёт,
                          Не получит сухарёк.
                         (берёт «сыночка» на руки)
      2 Девочка: Цынь, цынь, не плачь,
                          Несёт котик калач,
                          Недалечко на мостике
                          Несёт калач на хвостике
                          (берёт «дочку» на руки)
   1 Девочка:  (умывая, приговаривает)
                          Водичка, водичка,
                          Умой Андрюше личико,
                          Чтобы глазоньки блестели,
                          Чтобы щёчки краснели,
                          Чтоб смеялся роток,
                          Чтоб кусался зубок.
                          (сажает куклу на стульчик, вытирает красивым полотенцем)
      2 Девочка: (причёсывает куклу гребнем, приговаривает)
                          Расти, коса, до пояса,
                          Не вырони ни волоса,
                          Расти, косонька до пят -  
                          Все волосоньки в ряд,
                          Расти, коса, не путайся, -
                          Маму, дочка, слушайся.
Звучит весёлая мелодия: девочки хлопочут, готовя еду, расставляют посуду. Берут своих «деток» на руки, садятся за стол, кормят их и приговаривают.
      1 Девочка: Летите, пижучки,
                          Несите ватрушки
                          Нашему Андрюшке.
     2 Девочка: Травка-муравка со сна поднялась,
                         Птица-синица за зерно взялась,
                         Зайки – за капусту,
                         Мышки – за корку,
                         Ребятки – за молоко.
  Девочки (вместе): Попили, поели, теперь поиграем, порезвимся.
                                      (девочки усаживают своих «детей» на стульчики)
       Хозяюшка: Выходите, красны девицы да добры молодцы! Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Сегодня мы будем с вами петь, играть, водить хороводы, какие водили ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.
Выходит один из гостей.
      Ребёнок: Полно, Дрёмушка, дремать!
                       Выходи скорей играть!
                       Нас много, ты один
                       Спать тебе мы не дадим!
Проводится игра: «Ленок».
После игры другие дети ласкают, пестуют кукол. Берут «деток» на руки, поднимают и опускают, говорят пестушки.
      Хозяюшка: Пока вы ребятушки заигрались.
                            Ваши детушки раскричались.
                            Надо их на ручки взять
                            Приласкать и укачать.
      Ребёнок:      Ой, ваш, сынок,
                            Медовый сахарок,
                            Румяный пирожок,
                            Берёзовый душок.
      Ребёнок:      Ваша доченька в дому –
                            Что оладышек в меду,
                            Что оладышек в меду –
                            Сладко яблочко в саду.
      Ребёнок:        Ой, люшеньки-люшки!
                              Весело Андрюшке,
                              Весело живётся,
                              Вот он и смеётся
      Хозяюшка:   Расступись-ка, народ,
                              Заведём мы карагод,
                              Заведём мы карагод:
                              В нём девица слёзы льёт!
Девочки водят хоровод с цветами: р.н.п. «На улице дождик» (кассета ансамбля «Золотое кольцо»).
      Хозяюшка:  Долго мы играли,
                             Пели, танцевали.
                             Вот и ночь пришла,
                             Всем ребяткам спать пора.
                             Нянюшки-голубушки, укачайте своих детушек.
      1 Девочка:   (укладывая куклу спать)
                             Ночь пришла,
                             Темноту привела.
                             Задремал петушок,
                             Запел сверчок.
                             Уже поздно, сынок,
                             Ложись на бочок.
                             Баю-бай, засыпай…
      2 Девочка:   Байки-побайки,
                             Прискакали зайки,
                             Стали люльку качать,
                             Сладку дрёму навевать,
                             Стали в дудки играть,
                             Стала Катя засыпать.
Обе девочки покачивают люльки, а все дети исполняют колыбельную песню. Затем девочки осторожными шагами отходят от люлек и встают к другим детям.
      Хозяюшка: Ой, ребятушки, кажется, детки-то заснули. Спасибо вам милые няньки. Вот вам за это баранок связку и конфет пястку. Будьте все здоровы.            
                            Мы сегодня посидели,
                            Отдохнули хорошо.
                            Много узнали о колыбельных песнях.
                            А пока что до свиданья,
                            Приходите в горницу ещё!
      Воспитатель: Ну что, ребятки, пора и честь знать. Чтобы деток не разбудить, тихонько надо уходить. Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство, за внимание и за ласку.
      Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове. До свидания. Заходите ещё на огонёк. Я вам всегда буду рада.
Под р.н.м. дети уходят из горницы.