Духовно-нравственное развитие в малокомплектной сельской школе в системе дополнительного образования

«Духовно-нравственное развитие в малокомплектной сельской школе в системе дополнительного образования детей»

Мы живем в период кризисов – политических, социальных, экономических, экологических – и смены ориентиров. Однако самый страшный кризис – нравственный. В качестве основы устойчивости воспринимаются лишь ценности культуры, ее достижения, ставшие символом взлета человеческой мысли, творчества.
Известные слова о том, что красота спасет мир, многим кажутся утопией. Но разве мы в ХХI столетие не исчерпали все свои возможности изменить мир с помощью войн, экономических успехов, соперничества или науки?
Остается одна нереализованная возможность построить мир на осознании красоты: красоты природы, красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства.
Одна из задач образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: которые получаются в процессе творческой деятельности.
Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффектно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных условиях.
Творческая деятельность способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы. Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, виденье проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Работа в объединениях дополнительного образования расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, дает возможность изучать традиции декоративно-прикладного творчества, историю своего края, поселка, позволяет выявить способности и таланты, приобщает к вдохновенному труду, творческому поиску, развивают самостоятельность.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Для привлечения учащихся в занятиях объединения, я в своей работе стала чередовать теоретические занятия с практическими, когда учащиеся после каждой темы занятия (например «Лес в окрестностях с.Березовки») воспроизводили ее в разной технике исполнения. Изготавливая панно, картины и т.д.
В нашей школе действует с 2005 года в НОУ секция «Эколого-краеведческая». Темы над которыми мы работаем это: «Изучение природы родного края на конкретных видах флоры и фауны», "Изучение истории родного края, своего поселка".
В начале своей работы столкнулись с тем, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, незнакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории своего края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе на одном из заседаний НОУ приступили к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Поставленную задачу решили, сделав исследовательскую работу на тему «Азбука поселка Березовка», ее то и взяли за основу при составлении тематического планирования внеурочной деятельности, для учащихся 2-6 классов. Для учащихся открылось широкое поле творческой деятельности, систематизируются и расширяются представления детей о своем крае, своей малой родине, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимоотношения человека и природы. Только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относится к природе. В своей работе мы используем разнообразные формы и методы:
Экскурсии по окрестностям с.Березовка;

·Фотовыставки: «Березовка в зимнем наряде», «Уникальные уголки природы с.Березовка», «Природа глазами детей», «Березовка летом» и др.;
Принимаем участие не только в районных но и республиканских фотовыставках, занимая призовые места.
Этические беседы;
В работе с учащимися различных возрастных групп можно применить этическую беседу. В педагогической литературе она рассматривается как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Обсуждая ситуацию, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных, научных произведений, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. С помощью членов НОУ и наиболее активных учащихся проводим общешкольные тематические беседы, вечера, классные часы, праздники и т.д.
Творческие работы;
После изучения теоретического занятия на определенную букву, например:
- Р» - река Белая, проводиться практическое занятие. Выполняются творческие работы с использованием различной техники изготовления. Учащиеся с удовольствием выполняют их, изображая, то о чем они узнали;
- Б» - с.Березовка, после знакомства с историей поселка, так же проводиться практическое занятие (на выбор) делаем макет "село вчера", "село сегодня", "село завтра" и т.д.

Перечень основных видов декоративно-прикладного искусства применяемых для творческих работ

техника
материалы
Изделия

1
Аппликация
Бумага, картон, ткань, мех, кожа, береста, щепа, клей.
Панно, картины

2
Флористика (аппликация из растений)
Засушенные цветы, листья, растения.
Панно, картины, букеты из сухоцветов

3
Художественное моделирование из бумаги
Бумага, картон, фотографии, репродукции картин
Панно, объемные картины

4
Батик – роспись по ткани
Щелк, краски (для начинающих, х/б ткань)
Картины, панно

5
Плетение из лозы
Молодые побеги ивы
Подставки, основы для панно

6
Плетение из растений
Камыш, рогоз, дикорастущие травы
Подставки, основы для панно

7
Поделки из природного материала
Шишки, орехи, желуди, семена растений, кусочки дерева, спилы деревьев
Подставки, панно

8
Икебана – составление цветочных композиций
Живые цветы (комнатные), коряги и др.
Букеты и композиции

9
Выжигание по дереву
Доски, фанера
панно

10
Изделия из папье-маше
бумага
Игрушки, панно

11
Лепка
Пластилин, соленое тесто
Настенные украшения, панно

12
Роспись по лепке
Краски масленые, гуашь, лак
Настенные украшения, панно

13
Мозаика (из бумаги, соленого теста, яичной скорлупы)
Бумага, соленое тесто, яичная скорлупа
Панно, картины

14
Монотипия (отпечаток на стекле)
Краски масляные, акварельные, гуашь
картины

15
Панно и картины из различных материалов на DVD дисках
Кожа, бисер, мех, битое цветное стекло, бумага
Пейзажи, натюрморты, сказочные сюжеты

16
Изонить
Картон, нитки разных цветов и структуры
Картины, панно

17
Оригами
бумага
Картины, панно

18
Скрапбу
·кинг
Бумага, материалы необходимые в работе
Оформление альбомов, фотографий,

19
Квиллинг
Длинные, узкие полоски бумаги.
Пейзажи, сказочные сюжеты, картины, панно


Все работы, выполняемые учащимися не требуют особой техники, дорогостоящих материалов. Почти весь материал собирается в природе во время экскурсий, а так же используется вторичное сырье.
Увлекательный труд вскоре окупится красотой тех вещей, которые будут сделаны своими руками. Они принесут радость и доставят истинное наслаждение творчеством.























15