Игровые приемы в обучении иностранному языку младших школьников


Выступление на МО« Применение игровых приемов в обучении иностранному языку младших школьников» выполнила: Рухлина Татьяна Викторовна группа 63Вг.Волгоград 2016 г. Актуальность проблемы Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средства поддержания у учащихся интереса к изучаемому языку и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются игровые приемы. Во-вторых. Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение межличностной и межкультурной коммуникации. Руководствуясь новыми государственными документами, в частности новыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на сегодняшний день в качестве важней шей задачи иноязычного образования выделяется формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию на уроках иностранного языка может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции требует развития языковых способностей учащихся. Почему данная проблема так актуальна у младших школьников? В связи с тем, что для этого возраста в качестве ведущей деятельности выступает учебная деятельность, в которой усваиваются основные научные знания младший школьный возраст сензитивен к учебе. У детей повышенная восприимчивость, они легко впитывают учение. Период младшего школьного возраста максимально развивает способности ребенка. Именно в данный период закладываются основы для дальнейшего обучения и максимально развиваются способности к языкам. Проблема использования игр и игровых приёмов для развития языковых способностей у детей младшего школьного возраста находит свое отражение работах Л.С. Выготского , А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Е.И. Пассова, М.Н.Скаткина, Д.Б. Эльконина и др. По определению А.А.Леонтьева языковая способность – « это совокупность психологических и физиологических способностей личности, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков»[15;42].В связи с этим, в языковые способности входят следующие психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие. Состояние изучаемой проблемы Особенно полно и порой неожиданно языковые способности любого человека, особенно ребенка, проявляются в игре. Многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др. справедливо обращали внимание на эффективность использование игровых приемов. Е.И. Пассов определяет игровой приём как один из методов активного обучения, включающий игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации. Он отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения, индивидулизированность, глубоуко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением.[21;102-103] Л.С.Выготский подчеркивает развивающее значение игры, ибо игра- это всегда эмоции. А там где эмоции. Там внимание и запоминание, там работает мышление [4;112]. Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для ребенка функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения [36;91]. Проблема исследования: изучение роли игры и игровых приемов в процессе обучения иностранному языку младших школьников, выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания. Проблема определила тему исследования: « Применение игровых приемов в обучении иностранному языку младших школьников». Цель исследования: разработать игровые приемы для развития языковых способностей младших школьников и апробировать их на уроках английского языка.Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков. Предмет исследования Предмет исследования: учебные игры на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."[11].  Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности, подготавливающей переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре; дети продолжают играть, как правило, до 9 – 10 лет. Глава 1 .Теоретические основы использования игровых приемов в обучении иностранному языку младших школьников. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, роль игры в обучении А.Н. Леонтьев считал ,что успешность решения поставленных целей обучения достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекаются между собой. Включение процесса обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут работать и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счёт овладения детьми эффективными способами и приёмами деятельности и положительного эмоционального воздействия на детей используемых учебных материалов. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранного языка. При обучении школьников аудированию, говорению, письму и чтению важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания. Управление вниманием школьников состоит в:— использовании материала, интересного в содержательном плане;— обеспечении каждому ученику понимания и осознания смысла, мотивов и целей предлагаемых заданий и упражнений;— обеспечении знания способа выполнения упражнений;— создании обстановки, располагающей к труду и непринужденному общению. Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется организовывать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой. лексические мышление память внимание восприятие фонетические Способностиписьма Способности чтения Способности говорения Способности слушания грамматические стилистические Влияние психических процессов на развитие языковых способностей 1.2.Игровой прием как метод обучения Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е.И.Пассов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода[5,7,16,21,28,35]. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, в особенности ребенка. Для игры характерно определенное напряжение эмоций и умственных способностей. Соперничество, желание выиграть активизируют мыслительную деятельность учеников. Таким образом, игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Однако ученики даже не задумываются над этим. Для них игра, прежде всего – интересная, увлекательная деятельность. Этим она и привлекает учителей, в частности учителей иностранного языка. Но значение игры не ограничивается ее развлекательно-рекреативными возможностями. Её уникальная особенность состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов, ситуаций или упражнений, которые создают мотивацию, стимулируют учащихся к учебной деятельности. Такие ученые как Л.С. Выготский, М.Н. Скаткин, Е.И. Пассов и др. указывали на необходимость использования игровых приемов [5,21,28]. Е.И. Пассов определял игровой прием как один из методов активного обучения, включающий игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации [21;114]. Важной особенностью игрового приема является то, что он в нем содержит элемент соревнования. Желание проявить себя, стать первым обостряет мысль, усиливает энергию играющих, создает атмосферу умственной и эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие правила игровой ситуации и организованность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игрового приёма в определенных условиях характерна спонтанность речи, речевой общение, включающее в себя не только речь, но и жесты, мимику и т.д., имеет ярко выраженную целенаправленность. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи;учебная деятельность подчиняется правилам игры ;учебный материал используется в качестве её средства ; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [27;265]. Место и роль игрового приема в учебном процессе, сочетание элементов игрового приема и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификации различного рода игр. По Г.К. Селевко, существует следующая классификация игр: по виду деятельности похарактеру педагогическогопроцесса похарактеру игровой методики физические интеллектуальныесоциальныепсихологические ОбучающиеРазвивающиеТворческиекоммуникативные предметныесюжетныеролевыеделовыедраматизация Игры . Классификация игр (К.Г.Селевко) Схема 1 1.3 Игровые приёмы, используемые в обучении иностранному языку младших школьников Игровой прием, по мнению Е.И. Пассова, - это один из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку. Обучающие игровые приемы помогают обучить учащихся иноязычному общению, создают мотивы для общения [21;137]. Младший школьный возраст является наиболее плодотворным для изучения иностранного языка. Потребность в познании нового, природная любознательность, высокие имитационные способности, гибкость природного механизма усвоения языка являются весьма благоприятными факторами для успешного изучения иностранного языка. Вместе с тем, неустойчивость внимания, непроизвольность запоминания, В системе традиционного обучения английскому языку, игровые приемы выполняют следующие функции:обучающую (способствует приобретению языковых знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений);мотивационно-побудительную (мотивируют и стимулируют учебную деятельность учеников);ориентирующую (обучающую ориентироваться в конкретной ситуации и выбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);компенсаторную (компенсируют отсутствие или недостаток практики, приближают учебную деятельность к естественным условиям владения языком) [16;117]. Грамматические фонетические орфографические лексические Творческие (аудитивные и речевые) Обучающиеигры Схема 2.Классификация обучающих игр( М.Ф. Стронин) М.Ф. Стронин выделяет следующие обучающие приемы, применяемые на уроках английского языка: Глава II.Особенности организации учебного процесса на уроках английского языка с использованием игровых приемов.2.1. Этапы организации и проведения практической работы. Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели игровой прием как один из методов развития языковых способностей учащихся. Нами была проведена практическая работа. Ориентированная на учащихся 4 класса МКОУ «Советская СШ» п. Комсомольский, Калачевского р-на, которая прошла в 2 этапа: 1. Подготовительный этап – анализ УМК “Spotlight“ (авторы Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В.Эванс, издательство «Просвещение») для 3 класса на наличие игровых приемов и разработка системы игровых приемов, направленных на повышение уровня развития языковых способностей младших школьников. Цели проанализировать УМК на наличие игровых приемов и выявить каким образом они влияют на языковую способность учащихся; разобрать на основе учебного материала по английскому языку систему игровых способностей ,определяемых по следующим критериям: хорошая слуховая дифференциальная чувствительность, т.е. способность различать звуки и их оттенки, узнавать их в потоке речи и имитировать их;достаточный объём памяти (для младшего школьного возраста объем памяти 5-7 слов); словесно-логическое мышление (умение обобщать .сравнивать . анализировать, определять понятия, выводить следствия и устанавливать связи между языковыми явлениями) [33;122 2.Основной этап - проведение разработанных игровых приемов на уроках по английскому языку. Цель: провести разработанные игровые упражнения и задания на уроках английского языка, включая их в общую систему урока. УМК развивает коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, формирует умение общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (Аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы. УМК строится на принципах активного холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранных языков. «Английский в фокусе» — первый российский УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия) и британского издательства Express Publishing (Великобритания). Данный проект разработан специально для общеобразовательной российской школы Приложение 1,таблица 1Развитие психических процессов через игровые приемы, представленные в УМК» Английский в фокусе» 3 класс авторы Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В.Эванс, издательство «Просвещение») Игровые приемы из УМК«Руки вверх»(темы “School rooms”, “Special days,” ,’Places”)Если слово совпадает с произне-сенным словом, ученики поднимают руку вверх. Альтернативный вариант -ученики ученики прыгают.«Шептание»темы «Чувства»,«Погода» , «Числительные 20-100»)Ученики делятся на группы по 6 человек .Учитель показывает ученику из какой группы карточка со словом .Ученики каждой группы передают друг другу слово шепотом .Последний ученик произносит слово , а первый показывает карточку с начальным словом Психические процессы и возрастные особенности детей младшего школьного возраста1.Восприятие в процессе обучения принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности .В процессе обучения восприятие углубляется , становиться более анализирующим, дифференцирующим. Формируется слуховая дифференциальная чувствительность, т.е. способность различать звуки и их оттенки ,узнавать их в потоке речи и имитировать их; « Составь слово»(темы « School subjects, “Special days”). На доскеПо строкам записаны буквы слов по изучаемой теме в непроизвольном порядке. Учитель по очереди показывает карточки со словами, затем прячет их. Ученики должны записать слово на доске., расставить слова в правильном порядке . «Словесная цепочка» темы «Outdoor activities”, “ Everyday activities”, “After-school activities). На доске прикреплены Флэшкарты со словами по изучаемой теме. Ученики по очереди называют слова. Затем учитель убирает одну карту. Ученики по памяти называют слова, включая отсутствующее слово в цепочке .Каждый раз учитель убирает по одному слову, пока ученики не назовут всю цепочку по памяти. 2.Внимание.происходит увеличение объема внимания. Слабость произвольного внимания. Доминирующую роль играет непроизвольное внимание (младшие школьники не могут управлять механизмом внимания в полной мере) 2.Память +внимание.Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявление «Что лишнее?» (темы «Погода»,«Еда», «Школьные принадлежности). На доске по строкам записаны слова по изучаемой теме, включая лишнее слово в каждой строке из предыдущих тем. Ученики должны правильно выбрать лишнее слово, затем учитель показывает картинку, соответствующую лишнему слову, а ученик проверяет свой ответ. 3.МышлениеПреобладает наглядно-образное мышление. Развивается словесно-логическое мышление (умение обобщать , сравнивать , устанавливать связи между явлениями; овладение элементами анализа- выявлять такие связи . как расположенность, порядок слов, противоположность, часть и целое) Игровые приемы, представленные в УМК «Английский в фокусе-3», соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, и в большинстве своем направлены на активизацию восприятия, на развитие и совершенствование фонематического слуха. Это объясняется аудиальной направленностью данного УМК, в котором многие задания представлены в форме песен и рифмовок, которые учащиеся воспринимают на слух с аудионосителя. Также удельный вес составляют игровые приемы, развивающие внимание, и хотя доминирующую роль в младшем возрасте играет непроизвольное внимание (младшие школьники не могут управлять механизмом внимания в полной мере). Представленные игровые приемы развивают произвольное внимание, способствуют благоприятному развитию языковых навыков. 2.3.Разработка и проведение игровых приемов для развития языковых способностей у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка. Разработка и проведение игровых приемов, направленных на развитие языковых способностей младших школьников на уроках английского языка, проходили с 20 по 25 октября 2015 года в МКОУ « Советская СШ» поселка Комсольский, Калачевского района. Процесс обучения проходил среди учеников 3 класса в возрасте 9-10 лет. При обучении младших школьников следует использовать фонетические, лексические, орфографические игры, которые предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений [30;78]. Поскольку игровые приемы УМК ««Английский в фокусе-3»,как нам уже удалось выявить , в большинстве своем ориентированы на развитие восприятия и внимания (приложение 3),для эффективности развития языковых способностей мы разработали и применили игровые приемы , большей частью направленные на развитие памяти и мышления. Так, нами были проведены лексические игровые приемы « Съедобное / несъедобное» по теме “Food”, «Животное на букву…», « Третий лишний» по теме “Animals”, «Назови слово на букву…» по теме “Celebration activities”, целью которых было тренировать учащихся в употреблении лексики, активизировать речемыслительную деятельность учащихся . Особенно важен был такой психический процесс как память, поскольку только через многократное повторение лексический материал лучше усваивается и запоминается учащимися.«Съедобное /несъедобное»Цель: развитие памяти , мышления, внимания, закрепление лексических единиц по теме “Food”.Материалы: мячик Языковой материал: salad, fries, pizza, milkshake, cheese, sandwich, chicken.Ход игры: учитель бросает мяч каждому ученику, называя слово.Если это слово обозначает продукт, т.е съедобное, ученик ловит мяч ,если нет , то отталкивает.«Животное на букву…»,Цель: развитие памяти , мышления, закрепление лексического материала по теме «Животные».Материалы: мячик Языковой материал: cow, goat, horse, sheep, donkey, gooseХод игры: учитель бросает мяч каждому ученику, просит назвать его животное на букву “c”-cow, g – goose, goat и т.д. Ученик как можно быстрее называет животное. Если ошибся, то передает мяч другому. «Назови слово с буквой…» Цель :развитие зрительной памяти, внимания, закрепление лексического материала по теме “Celebration activities” Материалы: мячик Языковой материал: wash the car, dance, talk, make a cake, take photo, sing song, brush my hair. Ход игры: учитель бросает мяч ученику со словами «назови слово с буквой…». Ученик бросает мяч и называет слово. Например, слово на букву “t”-talk, take и т.д. Грамматический игровой прием « Изобрази действие» при изучении настоящего времени был направлен на закрепление грамматических структур и умение применять их конкретных ситуациях через активизацию памяти, а особенно мышления. «Изобрази действие» Цель развитие двигательной памяти, мышления; изучение и закрепление лексического материала по теме “Celebration activities”т и грамматического материала по теме “The Present Simple Tense” Языковой материал: wash the car, dance, talk, make a cake, take photo, sing song, brush my hair. Ход игры: ученики встают из–за парт, учитель подходит к ученику и называет предложение ,например, «Dance ,please!» Ученик должен изобразить действие . Фонетический игровой прием «Назови слово со звуком…» по теме “Clothes” ориентировался на развитие фонетического слуха, закрепление навыков произношения .Восприятие на слух выступает здесь как очень важный психический процесс, позволяющий различат звуки и способствующий правильному произношению учащихся. «Назови слово со звуком…» Цель: развитие восприятия, фонетического слуха, мышления, изучение и закрепление материала по теме “Clothes”. Материалы: мячик . Языковой материал:skirt, scarf, gloves, jeans, boots, shirt. Ход игры: учитель бросает мяч ученику со словами : «Назови слово со звуком …».Ученик должен назвать слово с этим звуком по изучаемой теме. Например, [s]-skirt,scarf, [b] –boots, [u:]-boots и т.д. Затем учитель называет два звука и просит назвать слово с этими звуками Например,[b] и [u:]-boots. Орфографический игровой прием «Стань в ряд» при изучении темы “Clothes”. Была направлена на запоминание написания иноязычных слов через развитие внимания и зрительной памяти учащихся. «Стань в ряд» Цель : развитие зрительной памяти, внимания, мышления; закрепление лексического материала по теме “Clothes”. Материалы буквы больших размеров. Языковой материал:skirt, scarf, gloves, jeans, boots, shirt. Ход игры : учитель присваивает каждому ученику по букве. На доске записаны слова по теме « Одежда».Учитель называет слово по-русски , например «шарф», а ученики с соответствующими буквами выходят по очереди к доске и выстраиваются в ряд таким образом, чтобы слово «scarf» Ученики хором произносят составленное слово. Игра продолжается до тех пор , пока не будет составлены все слова по данной теме. Заключение В условиях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком, ведется активный поиск средств , повышающих эмоциональный фон урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Одним из путей решения этих проблем является использование игровых технологий и приемов. Эффективность игры как средства развития психических познавательных процессов является общепризнанным фактом . При решении игровых задач познавательная активность сочетается с мыслительной и эмоциональной. Во время игры дети внимательно слушают учителя и друг друга. А многократное повторение материала, мотивированное игровым действием , не вызывает у них утомления и скуки. Игровые приемы особенно ценны тем, что активизируют такие психические процессы как память, внимание, мышление, восприятие, необходимые для развития языковых способностей. В связи с этим выделяют лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие (аудитивные и речевые) игровые приемы, которые развивают тот или иной психический процесс или сразу несколько психических процессов в той или иной мере. В связи с тем, что основные психические процессы, необходимые для развития языковых способностей, активизируются в предложенных нами игровых приемах и соотнося с основными критериями развития языковых способностей ,то мы можем вполне справедливо полагать , что данные игровые приемы развивают языковые способности младших школьников. Таким образом, мы можем говорить о возможности и необходимости применения игровых приемов для развития языковых способностей у детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка.