Доклад на тему : «Игровые технологии как принцип активности и эффективности обучения младших школьников.»

Игровые технологии как принцип активности и эффективности обучения младших школьников.

Есенгалиева Айгуль Гусмановна
учитель начальных классов
Махамбетской средней школы
имени Есенбая Агелеуова

«Игра- это искра, которая зажигает
огонёк любознательности,
пытливости и без которой
не происходит полноценного
умственного развития».
В. А. Сухомлинский



Зарождение идеи технологии связано с развитием и внедрением науки и техники в различные области теории и практики обучения. В последнее время ведущие отечественные педагоги большое внимание начали уделять развитию и исследованию различных технологий обучения, так как они являются одним из важнейших решений задачи повышения эффективности уроков. Таким образом технологизация учебного и воспитательного процесса в современной педагогике – это поиск новых дидактических подходов, обеспечивающих высокий гарантированный результат. А такой результат можно добиться только при помощи «науки о мастерстве» , то есть технологии в переводе с греческого языка. Этот термин пришёл в педагогику из технических наук. Учёные выделяют 5 видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Среди них игровые технологии занимают особое место, так как через игру выполняются образовательные задачи, которые включены в ее сюжет. Феномен этой технологии состоит в том, что являясь развлечением, игрой, она постепенно реализует цели обучения, воспитания, не напрягая учеников, стимулируя их активность, целеустремлённость, умение работать в команде и т.д. Педагоги, увидев в игре полученные результаты в развитии коммуникативных навыков, правильной формулировке своих мыслей и выражений их у учеников, рост познавательности к предмету, уменьшении пассивности начали проявлять все больший интерес к игровой технологии как альтернативному методу обучения. Особенно часто стали использоваться игровые технологии в сфере начального образования.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными,
увлекательными и запоминающимися. Поэтому я начала работу над
самой интересной темой: "Игровые технологии как фактор активизации
познавательной деятельности учащихся". Это очень актуальная тема.
Цель методической работы: "Как активизировать мыслительную
деятельность учащихся на уроках с применением игровых технологии
обучения".
Чтобы достичь цели были поставлены такие задачи:
выделить дополнительные возможности для осмысленного восприятия
материала;
позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения
термины, названия, имена;
развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания
учащихся;
развивать логического мышления;
развивать воображение, способствовать творческому применению
полученных знаний и обретенных умений;
развивать внимание и память.
Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных
позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор,
инициатор игры.

Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в
подготовке и организации, так и в создании новых игр.
Видов игр, используемых в этой технологии очень много.
1) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие
в) репродуктивные, продуктивные, творческие
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные.
2) по области деятельности:
а) физические
б) интеллектуальные
в) трудовые
г) социальные
д) психологические
3) по предметам:
а) математические, химические, биологические, физические, экологические и т.д.
б) трудовые, технические, производственные
в) музыкальные, театральные, литературные
г) физкультурные, военные, народные, туристические
д) экономические, коммерческие, управленческие.
4) по игровой среде
а) с предметами, без предметов.
б) настольные, комнатные, уличные, на местности.
в) компьютерные
г) технические со средствами передвижения.
Форма проведения этих игр тоже может быть очень разнообразной : игры-празднества, игровой фольклор, театральные постановки, пьесы, скетчи, игровые тренинги, упражнения игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, состязания, конкурсы, обряды, обычаи, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады, игровые аукционы, выставки и т.д.
Урок математики в 3 классе.
Тема: Закрепление пройденного. Табличное умножение и деление.
Тип урока: урок – закрепление (урок-сказка)
Цели:
Образовательная: закреплять у учащихся знание таблицы умножения;  
Развивающая: учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развивать качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование). Воспитательная: развивать умения работать в группе, паре; воспитывать у детей чувства взаимопомощи, ответственности
 Планируемые результаты обучения: умение правильно записывать примеры, оформлять решение задач, 
Оборудование: рисунки с изображением сказочных героев Золушки, Мачехи, кучера, крысы, мышей, кареты, тыквы, карточки с задачами, примерами, ребусами, планшеты для работы с геометрическим материалом.
Формы работы: индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, работа в паре,
самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: тест-технология, игровые технологии
I.  Организационный момент.
Ребята! Готовы вы к уроку? Да. Надеюсь я на вас, друзья!
Мы - хороший, дружный класс. Всё получится у нас!
( Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.)
Запишите дату и классная работа.
2. Актуализация знаний. Мотивация
(запись: 1 2- какие это числа? – однозначные
Используя эти две цифры записать двузначное число – 12.
Запишите число, следующее за числом 2- 3.
Какое действие нужно произвести с числом 12, чтобы получилось число 3? (12 : 4 = 3)
Запишите делимое. Какое действие нужно произвести с числами 3 и 4, чтобы получилось число 12.
Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Тема урока?
Деление и умножение. ( на доске)
3. Постановка учебной задачи
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Сегодня урок у нас будет необычный.
Где играют дружно, Считают умело,  Там и сказке можно Появиться смело.
Учитель: - Наш класс побывает в одной сказке Шарля Перро, встретится с героиней, которую вы очень любите. Догадались, кто это? (Золушка)
Мы сегодня на уроке будем не только учениками, а станем волшебниками. Потому, что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке для этого нам нужно выполнить все задания Мачехи.
- Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: «Успею ли я на королевский бал?»
- Не волнуйся, Золушка ребята тебе помогут.
- Правда, ребята? (Да)
- На уроке мы будем закреплять полученные знания по теме «Табличное умножение и деление», для этого будем решать задачи, примеры, сравнивать выражения, разгадывать ребусы и составлять примеры.
5. Закрепление пройденного
Устный счёт.
Первое задание Мачехи: прополоть грядки на её огороде с морковью, свёклой и помидорами. Веселые задачи (устно):
Мышка зёрна собирала, по два зёрнышка таскала. Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас? (2 х 9 = 18 з.).
Три бельчонка маму-белку ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка девять шишек принесла,  Разделила на троих. Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3 ш.).
Летом в солнечный денёк птички прыгали: прыг-скок! На двух веточках по три филина сидели И кричали: “Ух, да ух!” Вы, ребята, не зевайте, сколько птичек, считайте.
(3 х 2 = 6 п.).
В поле бабочки летали, лепестки цветов считали. На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков? Если шесть всего цветков. (5 х 6 = 30 л.).
Посылали молодицу по холодную водицу. А водица далеко, и носить - то нелегко. Два ведра по десять раз. Сколько ведер? Не зевай, Молодице помогай. (20)
К трем зайчатам в час обеда прискакали три соседа. В огороде зайцы сели и по семь морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? ( 3+3) х 7 = 42
Второе задание мачехи: перебрать крупу. Тест.
1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ. (5 9 6)
2.На дереве сидели три птички. К ним прилетели ещё две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке? Обведи правильный ответ.  ( 3 5 4 ни одной )
3. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ. ( вата железо поровну )
Физ. минутка.
Закрепление пройденного материала (продолжение). Решение задачи.
Учитель: - Сейчас мы будем помогать своей волшебной работой создавать для Золушки из тыквы – карету, из мышей – лошадей, из крысы – кучера.
Для этого нам нужно решить задачу.(3 вида задач на карточках трёх цветов, которые лежат на столе у каждого ученика в конвертах. Дети выбирают сами задачу)
(Один ребёнок решает у доски, остальные в тетрадь)
Учитель заменяет рисунок тыквы – каретой.
Упражнение для глаз
Решение ребусов, примеров,
Учитель: - Чтобы создать из мышей – лошадей нужно разгадать ребусы:
ПИ 100ЛЕТ, УС 3 ЦА, ПО 2 Л. (Работа в группах.)Учитель заменяет рисунок мышей – рисунком с лошадями.
Учитель: - Но Золушке нужно красивое платье. Поможем? (соединим стрелками ответы)
7 х 7 + 5

60

90 – 40 : 8

54

35 + 5 х 5

85

Учитель: - Посмотрите, ребята! «волшебная» работа помогла из тыквы создать карету, из мышей лошадей, из крысы кучера.
Поможем встретиться с принцем?
Геометрический материал. (работа в парах)
Построение прямоугольника, квадрата на планшетах. Нахождение S, Р геометрических фигур.
Оцените работу товарищей.
Золушка встретилась со своим принцем. Она счастлива и благодарит своих «волшебников» за работу и говорит вам, а какое слово говорит, вы узнаете, если числа расставите в порядке возрастания. (МОЛОДЦЫ)
23 39 42 58 67 70 84
10. Рефлексия деятельности
– С какой конкретной задачей столкнулись? – Решили ли учебную задачу? – Как вы думаете, осталось ли что-то, что нужно выяснить на следующих уроках? – Понравился вам урок?

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному подробному обсуждению, в которых учащихся совместно с учителем анализируют ход и результаты игры, оценивают весь учебно-игровой процесс, делают свои выводы. Привлечение учащихся к таким формам обучения даёт эффект раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать самостоятельные решения, общаться. В игровой увлекательной форме ученикам даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются игрой, они не замечают, что учатся, в игровой форме запоминания материала закрепляются автоматически. Игра всегда предполагает принятие решения как поступить? что сказать? Решение этих вопросов активизирует мыслительную деятельность учеников, это для них увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.
Урок – деловая игра в 4 классе
Тема: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Цели: отрабатывать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи урока:
Образовательная:
Закрепить умение делить на числа, оканчивающиеся нулями.
Совершенствовать вычислительные навыки; уметь решать задачи на нахождение площади,.
Развивать логическое мышление, внимание, память, расширить экономический словарный запас, экономическую грамотность.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к уроку, формировать умение работать индивидуально, коллективно.

Оборудование: музыка, презентация, воздушные шары, мешочек с деньгами, листы с алгоритмом, конверты с геометрическими фигурами.

Ход урока.
Организационный момент
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
Дети улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро, и самое главное, дружно!

Звучит музыка из мультфильма «Скрудж Магдак».

Ребята, из какого мультфильма? («Утиные истории»).
Кто главный герой?
Сегодня на урок к нам пришёл Скрудж Магдак.
Посмотрите, какой он у нас красивый. Наш герой пришёл с не пустыми руками, а принёс красочные шары с буквами

Давайте посмотрим на них.

Ребята, какое слово можно составить из этих букв?

Экономика

Что такое « Экономика»?
(Ответы детей).

ЭКОНОМИКА -  это учение о том, как эффективно  использовать ресурсы для удовлетворения экономических потребностей людей или искусство ведения хозяйства

Сегодня на уроке мы будем играть в деловую экономическую игру, а помогать нам будет Скрудж Магдак.

Самоопределение к деятельности.
Ребята, люди каких профессий работают с числами?

Ответы детей.
А где работает экономист?


А теперь представьте, что я председатель правления банка, а вы директора коммерческих структур.

Перед началом игры давайте выясним значения некоторых понятий.

-Ребята, а что такое «Банк»? «Кредит»? «Прибыль»? (ответы детей)

БАНК – учреждение, которое оказывает экономические услуги людям.

КРЕДИТ – ЗАЁМ ДЕНЕГ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЙ БАНКОМ НА УСЛОВИЯХ ВОЗВРАТА.

ПРИБЫЛЬ – увеличение доходов.


Устный счёт
«Заявка на кредит».
Закрепление

«Оформление кредита».

Чтобы получить конечный результат своего кредита, необходимо выполнить ещё ряд операций.

Работа по учебнику стр. 24 № 118
Итог
Сегодня мы с вами научились оформлять кредит, строить различные здания.
Посмотрите, какие красивые и необычные они у вас получились.
Скажите, чему вы научились сегодня на уроке?
Что узнали нового?
С какими словами познакомились?
Скрудж Магдак хочет вас вознаградить за проделанную работу и подарить шарики.

Чувство равенства, радость- всё это даёт младшим школьникам возможность преодолеть стеснительность, благотворно складывается на результатах обучения. Отсюда игровая педагогическая технология строится как сотрудничество учителя и ученика, в котором присутствует взаимовыгодный, равный обмен личностными смыслами и опытом. В этом сотрудничестве важнейшая роль отводится мастерству учителя, его компетентности и способности составления игровых технологий из отдельных игр и элементов. Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций, целей игровой технологии и необходимости выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. Но педагог, прежде чем прибегнуть к игре на своих уроках должен чётко соблюдать следующие правила:
Доступность игры для учащихся данного возраста.
Учебно-воспитательная цель и игра должны соответствовать друг другу
Умеренность использования игровых ситуаций.
Вовлечённость в процессе игры как можно больше неактивных учеников.
Однако при проведении экспериментов по выявлению и степень готовности учителя к использованию педагогических технологий в творческом развитии личности было установлено, неэффективно использует инновации в своей работе. Всё это определяет необходимость совершенствовать педагогическую подготовку будущего учителя с точки зрения развития творческой активности не только учащихся, но и самих педагогов. Эта проблема теоретически осмыслена, теперь намечены пути и условия развития творческой активности учащихся через игровые технологии. Деятельность опытного педагога должна основываться:
а) на искреннем уважении и понимании учащихся, умение использовать игровую технологию как инструментарий развития творческой активности младших школьников.
б) умение тонко и деликатно общаться с младшими школьниками, следовать природе ребёнка, обеспечивать его свободное развитие.
в) выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия уникального учителя и уникального ученика. Поощрение в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.
г) создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Когда ученик был маленьким, у него было целостное представление мира и своеобразные ощущения, то есть мир был злым или добрым, цветным или чёрно-белым, открытым или загадочным. Когда он попадает в школу целостный мир распадается на множество фактов, понятий, законов. В этот переход от дошкольного детства к школьной жизни должен быть педагогически продуман. Опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Игра вводит маленького школьника в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Психологические исследования показывают, что если дошкольники достаточно полно реализуют свою потребность в свободе в условиях игровой деятельности, то с приходом в школу, где основным видом деятельности становится учение, или становится трудно. Успешность учения младшеклассников зависит от их способностей подчиняться правилам, его жизнь становится регламентированной. Он полностью подчинён учителю. Поэтому очень важен здесь аспект применения компетентным учителем игрового метода в структуре игровой технологии. Это позволяет образование подстроить под ребёнка, через учёт реальных психологических механизмов развития личности. Игровой метод выступает как способ раскрытия творческой способностей младших школьников, который можно применять на отдельном занятии и как элемент урока. Этот метод многофункционален, способствует овладению любым сложным видом деятельности, применение его очень результативно о
·тражается на обучении детей младшего школьного возраста. При применении игровых методов видно кто из детей знает материал, а кто- нет, отсутствие отметки по бальной системе предполагает гуманное отношение к детям, оптимистическую веру в ученика, сотрудничество, отсутствие прямого принуждения, терпимость, уравнивание учителя и учащегося в правах, праве на собственную точку зрения и права на ошибку, стиле отношений (не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора). Для этого в рамках применения игрового метода, используются приёмы, которые содержат элемент новизны, неожиданности в источнике выполнения задания, элемента юмора, игры.
С целью активизации словаря младшего школьника на уроках русского языка использую разные творческие игры. Например:
1. Игра «Кто больше напишет слов?»
Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше
подберет синонимов, тот и выиграет.
2. Игра «Наоборотки»
Учитель называет слова, а дети подбирают к нему антонимы. За каждое
правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот –
победитель.
В 4 классе при изучении темы «Глагол» применяю следующие игры:
Игра «Угадайте глагол»
Класс разбивается на команды. Одна команда придумывает глаголы и
изображает движениями, делает вид, что пишет, рисует и т. д., другая
пытается отгадать и назвать эти глаголы.
9. Игра «Кто какой издает звук»
Ученики должны подобрать к данным глаголам подходящие по смыслу
существительные.
Например: Щебечет соловей, сопит ежик, звенит звонок и т. д.
Заданий такого типа очень много, все зависит от фантазии учителя.
Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Нравятся ребятам следующие дидактические игры:
Игра «Рыбалка».
Круговые примеры
«Кто быстрее?»
«Найди ошибку».
«Недописанный пример».
«Закодированный ответ».
«Математическое домино».
«Игра в снежки (мячик)».
«Собери картинку».
«Эстафета».
«Яблонька». Детям дается задание – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15.
«Наряди елочку». Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз рисунок с новогодней игрушкой.
«Кто больше составит примеров?» Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.
Применение игрового метода в системе уроков открывает перед младшим школьником возможности раскрепощения интеллектуальных ресурсов, укрепления веры в свои силы, развития творческой активности, талант к общению этические и нравственные основы поведения. И самое важное, он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. Поэтому для младших школьников использование игрового метода очень приемлемо из-за возрастных особенностей детей начальных классов. Результатом применения этой игровой технологии является устойчивый интерес к учёбе, готовность к действию, нестандартное выполнение заданий.
Тема: изменение глаголов по числам.
Цели:
1) Ознакомление учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе. 2) Формирование умения рассказывать о частях речи. 3) Развитие устной и письменной речи учащихся. 4) Развитие умения приводить свои примеры, доказывать.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку с помощью сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Ход занятия
1. Организационный момент
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.
На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Сообщение темы урока
Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным. Вместе с героями сказки А.С.Пушкина мы повторим части речи, члены предложения и орфограммы слабых позиций, которые мы уже знаем. На уроке присутствуют две команды: «Царевичи» и «Царевны». Задача каждой команды - помочь сказочным героям. На пути будут встречаться разные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, внимательными и сообразительными. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут, ветер по морю гуляет В этом вам поможет музыка, фрагмент из оперы Римского – Корсакова Н.А. «Сказка о царе Салтане» «Полёт шмеля» (включаю музыку). Открывайте глаза – помогайте.
И кораблик подгоняет: Он бежит себе в волнах На поднятых парусах
Учитель. Так, с героями какой сказки мы отправляемся в путешествие? Угадали? («Сказка о царе Салтане»)
Учитель. А кто автор сказки? (Пушкин.) (Показ портрета.)
Учитель. Итак, друзья, садитесь поудобнее. Отправляемся в путь!
Учитель. А на чём?
Дети. На кораблике.
- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может.
- Его можно завести, но для этого нужно преодолеть первое препятствие.
- Итак, в путь! Желаю вам успехов!
- Запишем дату путешествия. Место путешествия.
Классная работа.
- Кораблик мы заведём, если отгадаем кроссворд. Отгадав его, вы ещё узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.
1) Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит (город) он большой
2) Пушки с пристани палят, (Кораблю) пристать велят
3) Царь Дадон к шатру спешит Что за страшная (картина)! Перед ним его два сына
4) Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге- И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, (Тридцать три богатыря)
5) Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы недаром Неуказанным товаром; А лежит нам путь далёк; Восвояси на (восток)
6) Вот въезжает в город он Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей (столицы) Петушок вспорхнул со спицы
Учитель. Ну что ж, молодцы! Прочитаем тему нашего урока. Это (глагол).
Учитель. Что такое «Глагол»? (Ответы детей)
- Сегодня на уроке вы узнаете, как изменяются глаголы.
- А теперь отправимся в наше сказочное путешествие (вручаю жетоны за правильный ответ).
3. Новый материал. Первое препятствие. Спасти мать с младенцем.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет
- На пути- бочка, в которой находятся мать с младенцем. Волна просит вас, ребята, выполнить её желание. Тогда она вынесет бочку на сушу. (Запись отрывка под диктовку.)
Ветер по морю гуляет (комментируют «Царевичи»).
Дети. Ветер (безударная гласная - е – в корне слова непроверяемая ударением). По морю (по - это предлог).
Учитель. Докажи.
Дети. По какому морю? (По Чёрному)
Дети. Гуляет. Безударная гласная в окончании.
Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в окончании глагола.
Учитель. Окончание (-ет).
И кораблик подгоняет(комментируют «Царевны).
Дети. Кораблик (безударная гласная – о – в корне слова, не проверяемая ударением).
Учитель. В какой части слова есть ещё безударная гласная? (В суффиксе)
Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в суффиксе.
Учитель. Суффикс (-ик).
Дети. Подгоняет (приставка под-) проверочное слово (подпись).
Дети. Безударная гласная (о) в корне слова проверяемая ударением. Проверочное слово гонит.
Учитель. В какой части слова есть ещё безударная гласная? (В окончании)
Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в окончании глагола.
Учитель. Гласную (е).
Учитель. С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет)
Учитель. Какой частью речи являются эти слова? (Глаголами.)
Учитель. Что обозначают? (Действия предметов)
Учитель. На какие вопросы отвечают? (Что делает?)
Учитель. Каким членом предложения является глагол?
Дети. Главным членом предложения. Сказуемым.
Учитель. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Дети. Что это? (Ветер.) Это подлежащее. Ветер что делает? (Гуляет). Это сказуемое.
Комментируют «Царевичи».
Дети. Что это? (Кораблик.) Это подлежащее. Кораблик что делает? (Подгоняет) Это сказуемое.
Комментируют «Царевны».
И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.
Учитель. Скажите, что обозначает слово волна? (Неживой предмет.)
Учитель. Что это за часть речи? (Имя существительное.)
Учитель. Что называем именем существительным? (Имя существительное- это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы Кто? Что?)
Учитель. Какого числа существительное волна? (Единственного числа.)
Учитель. Назовите действия этого предмета. (Послушалась, вынесла, отхлынула.)
Учитель. Как вы считаете, в каком числе стоят эти глаголы? (В единственном числе.)
Учитель. Почему? (Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.)
Учитель. Назовите форму существительного волна во множественном числе. (Волны.)
Учитель. Как будут звучать глаголы? (Послушались, вынесли, отхлынули.)
Учитель. В каком числе стоят глаголы? (Во множественном.)
Учитель. Почему? (Глагол обозначает действие двух или более предметов.)
Учитель. Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут быть в единственном и во множественном числе.)
Учитель. Как изменяются глаголы? (По числам.)
Работа по учебнику страница 204.
- Команда «Царевичи» читают вопросы, на которые отвечают глаголы ед. числа.
- Команда «Царевны»- читают вопросы, на которые отвечают глаголы мн. числа.
4. Второе препятствие «Спасём лебедь от коршуна»
Ветер весело шумит Судно весело бежит.
Учитель. Мы можем спасти лебедь, если вы угадаете, что мы видим в узорах?
Дети. В узорах мы видим окончания прилагательных (женского рода, среднего рода, окончания прилагательных множественного числа и окончания мужского рода).
Учитель. Постарайтесь красиво построить узоры в тетрадях.
5. Третье препятствие «Поможем белочке орешки грызть»
Ветер весело шумит Судно весело бежит.
Учитель. Перед нами хрустальный дом.
Белка в нём живёт ручная, Да чудесница какая. Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт; А орешки не простые
Учитель. На каждом есть задание, которое вы должны выполнить.
А) Работа с перфокартами.
Вставь окончания прилагательных
Укажи род

Озеро (какое?) глубок
 

Вода (какая?) вкусн
 

День (какой?) солнечн
 

Солнце (какое?) зимн
 

Одеяло (какое?) тёпл
 

Слова (какие?) добр
 

Овощи (какие?) свеж
 

Б) «Царевичи» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель. Когда пишется разделительный мягкий и разделительный твердый знаки?
(Дети сигналят карточками.)
Платье, ружьё, объявил, подъём, бельё, разъезд, съёжился, льёт.
В) «Царевны»
Учитель. Назовите три работы мягкого знака.
Дети.
1) показатель мягкости (лось, коньки). 2) обозначение звука [й,] (шьёт) 3) указывает на женский род (сигналят карточками)
Учитель:
 Товарищ, ночь, луч, тишь, ключ, рожь, помощь, малыш.
6. Физкультминутка
Учитель. Перед нами дядька Черномор. Он просит вас поиграть с ним в игру «Море волнуется». Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри.
7. Встреча царя Салтана с женой
Учитель.
Ветер весело шумит  Судно весело бежит.
Перед нами царство князя Гвидона. Он давно мечтал о том, чтобы царь Салтан посетил его с матерью. Эта встреча произойдёт, если вы выполните последнее задание.
В тексте вставьте пропущенные буквы. Выделенное предложение разбери по членам предложения. Работа в группах (взаимопроверка).
Помни: чтобы узнать, какую букву нужно писать, необходимо выяснить, в какой части слова она находится.
Каким бывает снег
Ро(п/б)кий, тихий лёг на чёрню землю первый сн(и/е)жок. В январе сне(к/г) т(я/е/и)жёлм и холоднм одеялм накрывает п(о/а)ля. Чуть ш(а/о)гнул с тр(о/а)пинки- ут(о/а)нул в сыпучм снежнм болоте.
 К(о/а)лючий февральскй сне(к/г) сыплет с низки мглистнеба .Лютует сне(г/к), б(ъ/ь)ёт путника по ватнй сп(и/е)не, бр(о/а)сает его, словно бумажного
Молодцы! Теперь можем прочитать письмо, которое вам прислал царь Салтан.
Ребята!
Спасибо за активную работу, внимание и доброе отношение. Вы помогли мне встретиться с женой и сыном. Желаю вам дружить с родным языком. Учиться красиво и грамотно писать – ведь впереди у вас ещё столько открытий! Вы обязательно научитесь проверять разные орфограммы. Если не лениться, можно всему, всему научиться! Спасибо за урок, ребята! Царь Салтан.
8. Итог урока
- Дружите ли вы с родным языком? - Какие задания вам больше всего понравились? - Какие задания оказались трудными?
Высказывания учеников: «Занятие прошло интересно и разнообразно, мне постоянно приходилось соображать», «Занятие понравилось, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать».
Читаю стихотворение.
Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. Кто пыжится, чтоб умным слыть И скрыть прорехи в знании, Тому весь век невеждой быть- Могу сказать заранее. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь,- Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь.
9. Домашнее задание
Домашнее задание написано на орешках, которые ребята берут у белочки. Подведение итогов.
Поэтому педагоги, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании всё активнее используют её в своей деятельности. В Израиле, например, без знания игровых технологий, педагоги не допускаются к работе с детьми. В настоящее время игровые технологии часто встречаются среди инновационных, действительно новых методик, хотя в педагогическом процессе они присутствовали всегда, но использовались очень редко. Поэтому необходимо отметить, что существует противоречие между резервом имеющихся теоретических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средства активизации и эффективности развития потенциала младших школьников. Таким образом проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися педагогическими условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования становится очень актуальной. Время диктует необходимость использования новых педагогических технологий развития творческой активности младших школьников. Происходящие в нашем обществе политические, экономические, социальные преобразования привели к новому типу мышления людей, для которых характерны свобода, самостоятельность, реалистичность, ответственность за свои решения, гибкость и мобильность. Учителя и воспитатели должны повышать свою психолого-педагогическую компетентность, овладевать активными методами обучения и воспитания, изменить отношение к узкой оценке качеств школьника, в том числе и тех, которые большинству учителей могут не нравиться. Креативные игровые технологи обучения являются важным условием и для самореализации учителя, для повышения его педагогического мастерства. Современная школа нуждается в педагогах, с новым типом мышления, осознающих свою высокую роль для развития детей, максимально реализующих не только профессиональные способности, но и свою творческую сущность. И одним из условий эффективной самореализации учителя начальных классов является использование новых технологий, в том числе и игровых. Также важным аспектом является изучение результативности применения игровой методики в работе учителя, так как это даёт огромные возможности для эффективности педагогического процесса в перспективе. Многие учёные и педагоги занимаются в данное время изучением феномена самореализации учителя и ученика через игровые технологии (К.Роджерс, Э. Фром, Т. Ф. Маслова, А. М. Анохин и многие другие). Это говорит о том, что настало время перемен, современные условия требуют более современных новых форм обучения детей.
Ожидаемые результаты использования игровых технологий на уроке:
Игровые технологии активизируют мыслительную деятельность на всех стадиях изучения материала.
Игровые технологии активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
Игровые технологии расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
С помощью игровых технологий легче устанавливать эмоциональный контакт обучающимися.
Вывод:
В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к предмету, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.









13PAGE \* MERGEFORMAT141815




15