Доклад на тему: Методы развития коммуникативных умений у детей с нарушениями развития


ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Методы развития коммуникативных умений у детей с нарушениями развития»
Использование возможностей арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Чтобы решить данную проблему, специалистами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии. Применительно к специальному образованию арт-терапию, можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений речи, психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии и поведении. Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.
Основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями);
хореотерапия;
игровая терапия и т. д.
Немного остановимся на некоторых направлениях арт-терапии и рассмотрим их значимость в развитии коммуникационных способностей указанной категории детей.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой.
Наиболее распространённые приёмы изотерапии - работа с красками и карандашами (марания, штриховки и каракули), работа с природными материалами (рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами). Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Различные техники создания изображений подходят детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствуют процессу адаптации в новом пространстве, дарят чувство успешности.
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:
регуляция психоэмоционального состояния;
повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
активизация творческих проявлений.
Достоинствами музыкотерапии являются:
абсолютная безвредность;
легкость и простота применения;
возможность контроля;
уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Сказкотерапия. Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на коррекцию поведения в различных жизненных ситуациях. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.
К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно именно это и призвано называть сказками, мифами, притчами, легендами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. К художественным сказкам относят народные и авторские сказки.
Дидактические сказки создаются педагогами для упаковки учебного материала, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки), одушевляются, создается сказочный образ, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны… . Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создание лучших моделей взаимоотношений, развитие личностных потенциалов.
Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия. Одним из главных достоинств этой терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. Это направление арт-терапии успешно используется в программах учебных заведений различных уровней. Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. Среди клиентов также могут быть умственно-отсталые, лица с задержками психоэмоционального развития. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком, другой - водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику - техника «построения мира».
Основная цель песочной терапии - достижение эффекта саморегуляции посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Важно отметить, что каждый предмет появляется в песочнице неслучайно. Он что-то символизирует. Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понять следующее: предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного.
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы:
облегчение психологического страдания ребенка;
укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
развитие способности эмоциональной саморегуляции;
восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Одним из методов арт-терапии является куклотерапия. Она позволяет ребенку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить непосредственно образовательную деятельность, развивая все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности.
Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, коммуникативных процессов посредством соприкосновения с искусством.
Логоритмика как эффективный метод развития коммуникативных умений
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, используются различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Эта работа начинается с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников форме - ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с младшими школьниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Что отличает логоритмические игры? Это – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передаётся по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Решается целый ряд коммуникативных и социальных задач. Соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей, независимо от возраста. Взрослый выполняет правила игры вместе со всеми. Партнёрские отношения, большая двигательная активность. Возможность играть на музыкальных инструментах без предварительного обучения. На занятиях нет вымуштрованных танцев, песен, шаблонного обучения, постоянного сидения на стульях. А есть довольные лица ребятишек, обучение через игру.
В занятия логоритмики обязательно включаются коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся коррекционной школы с использованием ИКТ
Развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе коррекционной школы?
Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (O. K. Агавелян, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. И. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой - низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации детей с нарушением интеллектуального развития.            В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, также обосновывается необходимость формирования навыков общения. Особое внимание при этом уделяется  развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).   
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей  к новым социальным условиям.   Логопедические занятия призваны помочь учащимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям – логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии.    С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно  повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение  компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.  Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей в интеллектуальной деятельности, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. В качестве основных достоинств практикума, которые, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие: компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития; благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология используется на индивидуальных логопедических занятиях и сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.
Система включает в себя программно-аппаратный комплекс БОС-«Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением,  тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
БОС - логотерапевтический предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение учащихся навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Занятия с применением немедикоментозной технологии «БОС-логотерапевтический» начинаются только после получения допуска врача-психиатра и с согласия родителей (законных представителей). Они проводятся индивидуально, согласно диагнозу ребенка.
Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.  Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
звукопроизношение;
просодические компоненты устной речи;
фонематический слух и восприятие; 
лексические и грамматические средства языка;
коммуникативные навыки;
артикуляционная моторика;
обратные речевые кинестезии;
мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой);
слуховое и зрительное восприятие;
внимание;
вербальная и зрительная память;
воля и мотивация;
словесно-логическое мышление.
Таковы  в настоящее время возможности использования компьютера в логопедическом кабинете. Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.