План-конспект урока Сигналы светофора и регулировщика. Применение аварийно сигнализации и знака аварийно остановки.


Тема: Сигналы светофора и регулировщика. Применение авариной сигнализации и знака авариной остановки.
Цель: Изучить основные сигналы светофоров, регулировщика, а так же в каких случаях применяется авариная сигнализация и знак авариной остановки.
Задача:
1. Изучить основные сигналы светофоров.
2. Изучить сигналы регулировщика.
3. Изучить в каких случаях применяется авариная сигнализация и знак авариной остановки
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Методы обучения: Приобретение знаний.
Оборудование: Доска интерактивная, компьютер, проектор, Стенд "Светофоры", жезл регулировщика.
Межпредметные связи: ОЗСДД, ОБУТС, черчение
Ход урока
Этапы урока Деятельность мастера п/о Деятельность учащихся Результат
Организация начала занятия – 1 минута Приветствие учащихся Приветствуют мастера Готовность к уроку
Подготовка к основному этапу занятия – 2 минуты Сообщение темы и цели урока Запись в тетрадях Присвоение знанииУсвоение новых знаний и способов действий – 27минут Классификация транспортных светофоров.
Сигналы регулировщика
Знак аварийной остановки, аварийная световая сигнализация Запись в тетрадях Присвоение знаниипроверка понимания – 5минут Выполнение тестового задания Устные ответы учащихся Присвоение знанииПодведение итогов занятия – 5 минут Выставление оценок за выполненные работы.

Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
 
Классификация транспортных светофоров.
 
Классический трёхсекционный транспортный светофор с вертикальным (реже с горизонтальным) расположением сигналов.
Такие светофоры применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях, а также на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах, пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.
 
Светофоры с дополнительными секциями.

Светофоры с дополнительными секциями применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях.
 
Светофоры с функцией регулирования движения в определённых направлениях.
 

Такие светофоры применяют в тех случаях, когда хотят организовать бесконфликтное движение транспорта в пределах перекрёстка. То есть, если уж на таком светофоре загорелся зелёный сигнал, то, двигаясь через перекрёсток, уступать дорогу никому не придётся.
 
При этом над каждой полосой висит свой персональный светофор и показывает разрешённые направления движения с данной полосы.
 
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.

Реверсивные светофоры.

Реверсивные светофоры любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.
 
Двухсекционный светофор.

Два красных попеременно мигающих сигнала или один красный мигающий сигнал, или один белый мигающий сигнал.
 

Такие светофоры применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды.
 
Светофоры с красными сигналами любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.
 
Четырёхсекционный светофор с сигналами белого цвета.

Эти светофоры предназначены для регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
 
Применение таких светофоров даёт возможность организовать на перекрёстке бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств (движение маршрутных ТС не пересекается с движением остального транспорта).
 
Пешеходный светофор.

Пешеходные светофоры применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
 
Светофоры для велосипедистов.
 

Такие светофоры применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или с регулируемым пешеходным переходом.
Это либо специальный «велосипедный» светофор, либо обычный светофор (уменьшенного размера) с дополнительной табличкой.

Когда вы начнёте активно ездить по дорогам общего пользования, то светофоры вам будут встречаться часто. А вот регулировщик сегодня – явление крайне редкое. Поэтому даже водители со стажем не всегда уверенно себя ведут, увидев на перекрёстке вместо привычного светофора «непривычного» регулировщика.
 
А между тем в арсенале регулировщика всего-то три сигнала.
 

Сигнал 1 – правая рука, поднята вверх.

В тех случаях, когда для наведения должного порядка на дороге требуется вмешательство регулировщика, он всегда начинает свою деятельность с этого первого сигнала – правая рука поднята вверх.
Такой сигнал означает:
 
Всем стоять! На светофоры не смотреть! На знаки приоритета не смотреть! С этого момента я, регулировщик, буду определять очерёдность движения на перекрёстке!
 
При этом сигнале совершенно не важно, какой стороной к вам обращён регулировщик (грудью, спиной, боком) – абсолютно все (и водители, и пешеходы) сейчас должны прекратить движение.
Водители должны остановиться перед перекрестком у стоп-линии (а если стоп-линии нет, то у края пересекаемой проезжей части), пешеходы должны оставаться на тротуарах.
Неясно, правда, что делать тем, кого сигнал застал уже на перекрёстке, а также тем, кто не успевает остановиться у стоп-линии. Обратимся к Правилам.
 
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14.
 
Водителям, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
 
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?».
Не сомневайтесь – разрешается. Более того, в соответствие с Правилами регулировщик «может подавать и другие понятные водителям сигналы». И сейчас, вполне возможно, регулировщик сделает несколько быстрых вращательных движений своим жезлом, подгоняя тех, кто на перекрёстке – поскорее, мол, проезжайте кому куда нужно, не мешайте мне приступить к регулированию движения.


В билетах ГИБДД есть и такой вопрос: «Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?».
Правила. Раздел 6. Пункт 6.12.
 
Сигнал свистком подаётся для привлечения внимания участников дорожного движения.
 
Регулировщик убедился в том, что все его видят - те, кто был на перекрёстке, уехали, остальные замерли у стоп-линий, пешеходы стоят на тротуарах.
Получается, что рука, поднятая вверх, означает то же, что и желтый сигнал светофора:
Всем стоять, ждите смены сигнала!
 
Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз. (Попробуйте постоять с разведёнными в стороны руками хотя бы пару минут, и вы поймёте, почему Правила разрешили регулировщику показывать этот сигнал и так, и так).

Запрещается движение на грудь и на спину регулировщика.

Движение разрешено тем, к кому регулировщик обращён боком. Но не во всех направлениях, а только прямо или направо.
 
При этом общий принцип никто не отменял:
Прямо - со всех полос.
Направо – только с крайней правой полосы.
 

Точно так же и пешеходам запрещается движение на грудь и на спину регулировщика. А вот со стороны любого бока – пожалуйста.
 
И, конечно же, водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика.
 
Регулировщик снова поднял руку вверх

, подождал, пока все остановятся, повернулся

и опустил руку


И снова можно двигаться со стороны любого бока (со всех полос – прямо, с крайней правой – прямо или направо).

И снова водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу, пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика.
 
 
Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.
 
Регулировщик снова поднял руку вверх

, подождал, пока все остановятся, повернулся

и вытянул руку вперёд


Это третий, последний из сигналов. При таком сигнале водителям разрешается вписываться в угол, образованный вытянутой рукой и грудью регулировщика.
 
То есть сейчас регулировщик разрешает вам поворот направо. Подчёркиваю – регулировщик (как и светофор) именно разрешает поворот, а не обязывает поворачивать. И если вам нужно прямо, стойте у стоп-линии и дожидайтесь нужного вам сигнала.
 
А если уж направо, то в соответствие с общим принципом:
Направо – только с крайней правой полосы.
Пешеходам сейчас разрешено пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.
 

Сейчас регулировщик опустил перед вами шлагбаум.
Так что движение нам запрещено - стоим у стоп-линии.
Пешеходы по-прежнему могут пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.

На спину-то движение категорически запрещено, так что стоим у стоп-линии.
А пешеходы, как и положено, могут переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях!
 
Только не забывайте про общий принцип:
Направо – с крайней правой полосы.
Налево и на разворот – с крайней левой полосы.
Прямо - со всех полос.
 
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Чем Вы должны руководствоваться, если указания регулировщика противоречат сигналам светофора и значениям дорожных знаков?».
 
Правила. Раздел 6. пункт 6.15.
 
«Водители и пассажиры должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки».
 
Это положение Правил необходимо правильно понимать:
Регулировщик может разрешать, но может и требовать!
 

Вот сейчас регулировщик явно требует, чтобы водитель перестроился на край проезжей части и остановился.
 
Водителям автомобилей и мотоциклов, совершенно необходимо уметь думать не только за себя, но и за водителя трамвая. В противном случае во многих ситуациях вы не сможете понять, можно или нельзя начать движение, и нужно или ненужно уступать дорогу трамваю.
 

Такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях. Но кому? Водителям безрельсовых транспортных средств!
Что же касается трамвая, то вам необходимо знать единственное универсальное правило:
 
Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!
 

То есть сейчас трамваю разрешено движение только налево (из левого рукава регулировщика в правый рукав).
 
Но налево трамвайных путей нет! Трамваю нужно прямо, и он будет стоять, дожидаясь разрешающего сигнала регулировщика.
 
А Вам (при таком сигнале) открыто движение во всех направлениях. Так что, не сомневайтесь, поворачивайте направо. У Вас сейчас с водителем трамвая конфликта нет – он просто стоит и ждёт другого сигнала.

Вам сейчас можно прямо или направо. А трамваю? При таком сигнале регулировщика, если «из рукава в рукав», то трамваю разрешено только прямо!
А ему прямо не надо. Водитель трамвая включил правые «поворотники» и стоит, дожидаясь разрешающего сигнала.
 
Так что не стойте, проезжайте перекрёсток первым.

Сейчас движение одновременно разрешено всем.
Трамваю А можно направо (из правого рукава регулировщика в левый рукав).
Трамваю Б можно налево (из левого рукава в правый).
Легковому автомобилю можно вообще в любых направлениях.
А Вам сейчас разрешен только поворот направо.
 
Но обратите внимание – поворачивая направо, вам придётся пересекать трамвайные пути. И при этом у всех участников движения – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения!

Правила запрещают эксплуатацию автомобиля, если он не оснащён следующими тремя обязательными принадлежностями: аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. Всё это можно приобрести в розничной сети и необходимо хранить в легкодоступном месте автомобиля.

Знак аварийной остановки – это красный треугольник, который при необходимости вы обязаны поставить на проезжую часть дороги со стороны приближающегося транспорта. Он хорошо виден не только днём, но и ночью, так как обладает способностью отражать падающий на него свет фар. Даже в темное время суток на загородной дороге водители увидят его, заблаговременно поймут, что впереди опасность, снизят скорость и будут готовы остановиться или объехать Вас. И это надо сделать обязательно и незамедлительно!
 
Несколько слов о том, что такое аварийная световая сигнализация.

Абсолютно в каждом автомобиле есть такая клавиша (или кнопка) – если её нажать, то начинают одновременно мигать все указатели поворотов и ещё два повторителя на боковых поверхностях передних крыльев. То есть сразу мигают целых шесть лампочек оранжевого цвета со всех сторон автомобиля. Водитель, включая аварийную сигнализацию или применяя знак аварийной остановки, как бы кричит остальным участникам движения:
«У меня проблемы! Будьте внимательны! Сейчас я, сам того не желая, представляю для всех опасность!».
 
Это что-то вроде специального языка (условно назовём его «аварийный язык»). У этого языка всего-то несколько слов и их надо знать. Причём знать их надо и тому, кто «кричит», и тем, кто слышит этот «крик». Тогда Вы сможете не только видеть, что что-то случилось, но и понимать, что именно случилось. То ли произошло ДТП, то ли это один буксирует другого, то ли осуществляется посадка детей в автобус, предназначенный для их организованной перевозки.
 
Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
- при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
- при ослеплении водителя светом фар;
- при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него:
- водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
 
Знак аварийной остановки должен быть выставлен:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
- при вынужденной остановке в любых местах, где стоящее транспортное средство не может быть своевременно увидено другими водителями.
 
При дорожно-транспортном происшествии.
 

При ДТП первое, что необходимо сделать, это незамедлительно включить аварийную световую сигнализацию. После чего также незамедлительно выставить знак аварийной остановки. И только после этого – всё остальное.
 
При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.

Как вести себя при вынужденной остановке Вы уже знаете - также первым делом включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки.
При этом если Вам довелось сломаться в месте, где остановка не запрещена, или удалось откатить автомобиль в такое место, где остановка не запрещена (например, на обочину), то в этом случае Правила не обязывают Вас «кричать» всем о своих проблемах.
Однако если Вы собрались чиниться прямо на дороге, тогда это другая ситуация. Сейчас Вы, безусловно, создаёте опасность для себя и для движения других транспортных средств. И, следовательно, должны включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки.
 
Правила. Раздел 7. Пункт 7.2. Абзац 3.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 метров от транспортного средства в населённых пунктах и не менее 30 метров – вне населённых пунктов.
 
Вы обратили внимание: Правила установили только нижнюю границу (не менее 15 метров в населённых пунктах и не менее 30 метров на дороге вне населённых пунктов). Насчёт «не более» в Правилах ничего не сказано. Верхнюю границу водители должны определить сами, руководствуясь соображениями безопасности в каждой конкретной ситуации

По всей вероятности, за поворотом что-то случилось. И водитель выставил знак аварийной остановки, отойдя от места происшествия гораздо больше, чем на 30 метров.
В данной ситуации именно так и нужно поступать!
 
При буксировке.
 

Только постарайтесь сделать так, чтобы знак аварийной остановки не закрыл государственный регистрационный знак вашего автомобиля.
 
 
При ослеплении водителя светом фар.

Тёмное время суток. Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – Вы не видите полотна дороги, Вы не видите разметку, Вы не видите край дороги, Вы не видите, что дорога делает поворот. Это же смертельно опасно!
 
Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак-то выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю Вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же.
 
Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Абзац 5.
 
При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
 
Потом, когда слепивший Вас автомобиль проедет, начинайте движение и, разогнавшись до средней скорости потока, выключайте «аварийку».
 
 
При посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки
 

«Перевозка детей» и высадке из него.

Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».
 
Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге. Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию. Это тоже одно из слов «аварийного языка», и очень важно, чтобы водители его правильно понимали.
 
Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
 
Ну, один такой случай мы с Вами уже рассмотрели. Это когда Вы решили починиться прямо на дороге, причём стоите в месте, где остановка не запрещена.
 
Предположим, это происходит на обочине дороги вне населённого пункта, то есть там, где остановка не только разрешена, но даже предписана Правилами. Вы ведь сейчас будете ходить вокруг автомобиля, открывать и закрывать двери, торчать под капотом и возможно даже полезете под машину, оставив ноги на проезжей части. И всё это время мимо будут пролетать автомобили. Конечно, от того, что Вы включите аварийную световую сигнализацию и выставите знак аварийной остановки, они «пролетать» не перестанут, но водители будут повнимательнее и на всякий случай увеличат по отношению к Вам боковой интервал.
 
И ещё один подходящий случай - это когда у Вашего транспортного средства обнаружилась неисправность, с которой запрещается его эксплуатация. Например, камнем выбило лобовое стекло. Ну, вот что теперь делать? Правила разрешают в этом случае доехать до дома или до места ремонта (не бросать же машину на дороге). Но с соблюдением всех необходимых мер предосторожности! То есть, во-первых, двигаться Вы будете в крайнем правом ряду. Во-вторых, двигаться надо с небольшой скоростью (а с большой и не получится – ветер будет дуть в лицо, неся с собой дорожную пыль и песок). И, в-третьих, во время такого(!) движения Вы обязаны включить аварийную световую сигнализацию.
 
Правила не оговаривают все такие случаи. Они просто разрешают Вам применять аварийную сигнализацию всякий раз, когда Вы почувствуете необходимость этого.